Современное образование намечает новые тенденции развития и повышения качества за счет реализации профессиональной направленности.
Вопрос русского языка в профессиональной деятельности стал особенно актуален в настоящее время, когда востребованность специалиста на современном рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависит от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения.
На сегодняшний день грамотная устная и письменная речь является основополагающим звеном для формирования профессиональной личности, ее визитной карточкой.
Подробнее остановимся на реализации профессионально-ориентированного содержания общеобразовательной дисциплины относительно специальности «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов», которая осваивается студентами в ОБПОУ «Курский автотехнический колледж».
Курс русского языка представляет собой, как и любая дисциплина, множество разделов и тем. Реализовывать профессиональную направленность можно, конечно, практически через любую тему в русском языке, так как языковой материал достаточно обширен, но детально остановимся только на некоторых разделах, темах и формах.
Основная работа на занятиях по русскому сводится к формированию орфографической зоркости у студентов, нахождению ошибкоопасных мест, поэтому предлагается такой формат задания: переписать словосочетания, вставив пропущенные буквы, составив предложения с любыми тремя словосочетаниями: антиблокировочная система, автосигнализация, дифференциал, климат - контроль, крыло бабочки, минивэн, пикап, протектор, парктроник, спидометр, турбонаддув, тахограф, хетчбек и др.
Важным является, как и в профессиональной деятельности, так и за ее пределами, грамотное владение речью, поэтому не менее актуальна работа в области с орфоэпии. Студентам мы предлагаем расставлять ударение в профессиональных терминах: арео՛метр, люфтоме՛р, реси՛вер, ца՛пфа, шту՛цер, шасси,՛ шестерня՛, фла՛нец, сателли՛т, проу՛шина, плу՛нжер, мано՛метр, байпа՛с.
Конечно же, специальность «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов» напрямую связана с числами, в этом будущим профессионалам помогут знания по русскому языку из раздела «Морфология», благодаря которым студенты совершенствуют навык склонения имен числительных.
Не стоит забывать и об обширной русской лексике, включающей в себя названия различных процессов, терминов, характерных для определенной специальности, иными словами - профессионализмах. Например, в речи техника употребляются: карбюратор, распределительный вал, трансмиссия, механизм и др. В этом случае на занятиях можно предложить анализ языкового материала с последующим выделением профессионализмов и их трактовкой.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что реализация тенденций современного образования возможна и вполне успешна в рамках общеобразовательной дисциплины «Русский язык», как показывает практика, внедрение профессиональной направленности в общеобразовательный цикл является мощным катализатором повышения качества образования будущего профессионала в современном мире.
Список использованных источников
- Архарова Д.И. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии / Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 192с.
- Зеленков А. Систему безопасности ждет перестройка / А.Зеленков // Спасатель МЧС России. - 2021. Вып. 10. - С. 6.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. - М.: Творческий Центр, 2010. - 126с.
- Ушакова О.Д. Русский язык. Комплексный анализ текста - СПб., 2013. - 132с.
- Шойгу С.К. Учебник спасателя / С.К.Шойгу, М.И.Фалеев, Г.Н.Кириллов и др.; под общ. ред. Ю.Л.Воробьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Краснодар: «Сов. Кубань», 2002. - 528 с.
- Шишлов А.Н. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта: учебнопрактическое пособие для автомобильных колледжей / Шишлов А.Н., Лебедев С.В., Быховский М.Л., Прокофьев В.В. М.: ГБПОУ КАТ №9, 2017. - 352 с.