Цели и задачи:
- проверить знания учащихся по основным разделам русского языка, полученные в 5 классе.
- расширить круг знаний о способах усвоения теоретического материала;
- развивать речь учащихся, умение логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения;
- побуждать учащихся к самостоятельной работе;
- повышать мотивацию учащихся, прививать интерес к уроку, любовь к родному языку.
Ход урока
На доске - изображение веселого поезда, красочный плакат и эпиграф:
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас приветствовать в нашем уютном классе.
Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для кого ученье горе,
Двойку кто схватил опять?Знаешь, друг, не будь зубрилой,
Ведь зубрёжка - это ложь.
Просто поиграй, мой милый!
Поиграй и всё поймёшь!!!
Свой урок хочу начать с БЛИЦ-ОПРОСА.
- Вы любите узнавать тайны, доходить до самой сути вещей?
- Вам нравится понимать всё, что происходит вокруг вас?
- Вы любите долго учить правила?
- Вам нравится много раз писать слова - исключения для того, чтобы их запомнить?
- Вы любите играть?
- А разве можно совмещать напряжённый процесс обучения и познания истины с игрой? Оказывается, можно! Игра повышает мотивацию и интерес. А где интерес - там успех и результат. Недаром В.А.Сухомлинский назвал игру искрой, зажигающей огонёк пытливости и любознательности.
Оказывается, в игре можно добраться до истины и выполнять самые сложные задания. Игре на уроках русского языка и посвящён наш урок. «Истина познаётся в игре».
Его ЦЕЛЬ - повторить знания, полученные вами в начальной школе. Но сделаем мы это в игровой форме. Для этого отправимся на поезде в чудесную страну ЛИНГВИСТИКУ.
Начинаем наш урок.
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошёл вам, и тогда
Будем грамотны всегда.
А путешествие всегда веселее с попутной песней.
Едем, едем и играем,
Всё, что знаем, отвечаем.
Если трудно, детвора,
Что поможет нам?..
ИГРА!
Ну что, поехали! (Поем песню)
1 станция МОРФОЛОГИЯ
Попробуем вспомнить определение морфологии. Не получается?
Лингвистические термины зазубривать не нужно. Используйте алгоритм: Раздел лингвистики, который изучает… А дальше - два пути.
- Либо вы переводите каждый корень термина.
- Либо вы вспоминаете вид разбора.
Как мы выполняем морфологический разбор? (Разбираем слово как часть речи)
Итак, даём определение морфологии, используя алгоритм.
Морфология - это раздел лингвистики, который изучает слово как часть речи.
В городе Морфологии живут части речи. Давайте вспомним некоторые из них. А помогут нам в этом
ЗАГАДУШКИ-СКЛАДУШКИ (приложение)
Б) В городе Морфология есть главная площадь, где жители демонстрируют свои качества и достоинства. Она называется МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Давайте вспомним признаки самой простой части речи - существительного. (Ответы детей)
Молодцы. Но морфологический разбор требует определённого порядка. Запомнить его нам поможет такое стихотворение.
Имя существительное -
Кто? И Что? - предмет.
Как его нам разобрать,
Слушайте ответ.Собственность, одушевленность,
Род, склонение.
Измени падеж, число,
Будет дополнение.Но если смысловой вопрос
Поставим обстоятельно:
Откуда? Где? Когда? И как? -
То будет обстоятельство.
А теперь давайте разберём существительное из предложения Я рада нашей встрече.
(МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР существительного «ВСТРЕЧЕ», используя стихотворение).
Молодцы, поехали дальше. Вспоминаем попутную песню. (Песню поем стоя, делая круговые вращения руками)
Едем, едем и играем,
Всё, что знаем, отвечаем.
Если трудно, детвора,
Что поможет нам?..
ИГРА!
2-я станция ОРФОГРАФИЯ
Даём определение термина орфография. Вспоминаем алгоритм. Дальше - переводим каждый корень термина.
Не зубрю я правила.,
Мыслю, как дышу.
ОРФО - значит правильно,
ГРАФО - я пишу.
Итак, орфография - это раздел лингвистики, который изучает правописание слов.
Правил в русском языке очень много. Мы вспомним безударные гласные в корне. Как их можно проверить?
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
Итак, кто из ребят дружит с безударными гласными? (Выбирается один ведущий)
ИГРА «РЫБОЛОВ» (с карточками)
Объяснение игры. Ребята, у вас на столах карточки с буквами А-О. Я называю слова, а вы поднимаете ту безударную, которая есть в этом слове. Рыболов следит за вами. И та рыбка, которая попадётся на крючок, выбывает из игры.
Скажите, сколько букв в русском языке? Они делятся на гласные и согласные. Но есть 2 буквы, которые не являются ни гласными, ни согласными Это…
Правильно. И мы с вами повторим правописание Ь после шипящих в существительных.
Я вам не шутка, не пустяк.
Я очень-очень мягкий знак.
Прошу вас чётко, твёрдо знать,
Где и когда меня писать.
Когда же мы должны писать мягкий знак? Повторим правило…
За шипящей мягкий знак
Словно украшение.
Он лишь женщинам идет,
В этом нет сомнения!
А теперь закрепим правило игрой «Весёлые клеточки».
ИГРА «ВЕСЁЛЫЕ КЛЕТОЧКИ»
Задание: вставьте, где нужно, Ь и заштрихуйте клеточки с Ь.
Ноч.., ерш.., реч.., плач.., блаж..
Шалаш.., печ.., полноч.., брош.., мяч..
Скотч.., матч.., теч.., ёж.., борщ..
Кирпич.., молодеж.., мелоч.., упряж.., палач..
Доч.., сторож.., ветош.., товарищ.., бреш..
Если вы все сделали правильно, у вас получится вот такой узор:
Все, что выходит за рамки этого узора, обводим кружочком и проверяем правописание этих слов, записывая их в тетрадь.
Молодцы! После напряжённого труда предлагаю вам гимнастику для мозга. Известный учёный и врач Поль Брэг для активизации мозговой деятельности предлагает следующие упражнения.
- Рисуем поочередно руками горизонтальные восьмёрки
- Эти же восьмёрки рисуем двумя в зеркальном отображении.
- Рисуем поочерёдно вертикальные восьмёрки
- Эти же восьмёрки рисуем двумя в зеркальном отображении.(1 вверх, 2 вниз)
- Рисуем одну горизонтально, другую вертикально.
Итак, мы получили мощный интеллектуальный заряд и незаметно приехали на
3 станцию ОРФОЭПИЯ
Вы слышали этот термин? Нет, а учитель требует ответ. Как быть? Прибегаем к алгоритму и переводим каждый корень. Даём определение термина, который не знаем: орфоэпия - раздел фонетики, который изучает правильное произношение слов.
Произношения нормы
И правила ударения
Лишь ОРФОЭПИЯ, помни,
Подскажет в моменты сомнения.
Орфоэпические нормы - одно из самых сложных заданий в ГИА и ЕГЭ. Многие вокруг говорят неправильно. Ваши мамы и папы не проходили эту тему. Их поезд знания проезжал мимо станции «Орфоэпия» без остановок. Но мы хорошо активизировали свой интеллект и сейчас поиграем в игру «Орфоэпическая дуэль».
Игра ОРФОЭПИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ
Задание. По цепочке читаем слова, правильно их произнося. (Слова на доске). Первая ошибка - ранение, вторая ошибка - выбывание из игры. Оставшиеся «в живых» - победители.
КрасИвее, тОртов, цепОчка, позвонИшь, крапИва, жалюзИ, фОрзац, облегчИть, газопровОд, зубчАтый, откУпорить, баловАть, обеспЕчение, свЁкла, завИдно, началА, исчЕрпать, умнО, апострОф, квартАл, включИм, афИнянин, жерлО, ворожеЯ, ассиметрИя, пломбировАть, щавЕль, слИвовый, мастерскИ.
Итак, живых осталось мало. Это не беда. До ЕГЭ у нас много времени. Начиная с 5 класса мы будем регулярно повторять все слова, в которых на экзамене учащиеся делают ошибки. Поэтому таких сложных заданий бояться не следует.
Ну, что ж, впереди у нас ещё одна станция. Наш вагончик наполняется пассажирами, и мест становится все меньше. Мы, как люди воспитанные, встанем и уступим место старшим. Встали, наклонами в стороны имитируем движение поезда и вспоминаем нашу попутную.
Едем, едем и играем,
Всё, что знаем, отвечаем.
Если трудно, детвора,
Что поможет нам?..
ИГРА!
4 станция СИНТАКСИС
Вспоминаем, что изучает синтаксис.
Синтаксис - раздел лингвистики,
Изучает, без сомнения,
Словосочетания
И, конечно, предложения.
Итак, используя алгоритм и стихотворение, даём определение синтаксиса: синтаксис - раздел лингвистики, который изучает строение словосочетаний и предложений.
Некоторые термины синтаксиса мы повторим при помощи теоретического кроссворда.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КРОССВОРД
1. В каком падеже существительное в предложении является подлежащим?
2. Какой раздел лингвистики изучает словосочетания и предложения?
3. Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?
4. Какой знак может стоять между подлежащим и сказуемым?
5. Предложение по эмоциональной окраске без восклицательного знака
6. Как называется предложение с второстепенными членами?
Если вы правильно ответили на вопросы, по вертикали вы прочтете ключевое слово.
Итак, ребята, игра привела нас к истине.
Мы закончили наше путешествие.
Вам понравился урок? Трудно было? А ведь мы с вами повторяли достаточно сложные темы. Значит, можно учить русский язык весело и увлекательно?
Конечно, не на всех станциях мы сегодня побывали, но у нас всё ещё впереди.
И я желаю вам - "Думай, дерзай, учись и … играй!"
Я благодарю вас за работу.
А теперь мы на прощанье
Дружно скажем … До свиданья!