Сценарий урока-повторения "Истина познается в игре"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Использование наглядных пособий на уроке»

Класс: 6


Цели и задачи:

  • проверить знания учащихся по основным разделам русского языка, полученные в 5 классе.
  • расширить круг знаний о способах усвоения теоретического материала;
  • развивать речь учащихся, умение логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения;
  • побуждать учащихся к самостоятельной работе;
  • повышать мотивацию учащихся, прививать интерес к уроку, любовь к родному языку.

Ход урока

На доске - изображение веселого поезда, красочный плакат и эпиграф:

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас приветствовать в нашем уютном классе.

Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?

У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для кого ученье горе,
Двойку кто схватил опять?

Знаешь, друг, не будь зубрилой,
Ведь зубрёжка - это ложь.
Просто поиграй, мой милый!
Поиграй и всё поймёшь!!!

Свой урок хочу начать с БЛИЦ-ОПРОСА.

- Вы любите узнавать тайны, доходить до самой сути вещей?

- Вам нравится понимать всё, что происходит вокруг вас?

- Вы любите долго учить правила?

- Вам нравится много раз писать слова - исключения для того, чтобы их запомнить?

- Вы любите играть?

- А разве можно совмещать напряжённый процесс обучения и познания истины с игрой? Оказывается, можно! Игра повышает мотивацию и интерес. А где интерес - там успех и результат. Недаром В.А.Сухомлинский назвал игру искрой, зажигающей огонёк пытливости и любознательности.

Оказывается, в игре можно добраться до истины и выполнять самые сложные задания. Игре на уроках русского языка и посвящён наш урок. «Истина познаётся в игре».

Его ЦЕЛЬ - повторить знания, полученные вами в начальной школе. Но сделаем мы это в игровой форме. Для этого отправимся на поезде в чудесную страну ЛИНГВИСТИКУ.

Начинаем наш урок.
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошёл вам, и тогда
Будем грамотны всегда.

А путешествие всегда веселее с попутной песней.

Едем, едем и играем,
Всё, что знаем, отвечаем.
Если трудно, детвора,
Что поможет нам?..
ИГРА!

Ну что, поехали! (Поем песню)

1 станция МОРФОЛОГИЯ

Попробуем вспомнить определение морфологии. Не получается?

Лингвистические термины зазубривать не нужно. Используйте алгоритм: Раздел лингвистики, который изучает… А дальше - два пути.

- Либо вы переводите каждый корень термина.

- Либо вы вспоминаете вид разбора.

Как мы выполняем морфологический разбор? (Разбираем слово как часть речи)

Итак, даём определение морфологии, используя алгоритм.

Морфология - это раздел лингвистики, который изучает слово как часть речи.

В городе Морфологии живут части речи. Давайте вспомним некоторые из них. А помогут нам в этом

ЗАГАДУШКИ-СКЛАДУШКИ (приложение)

Б) В городе Морфология есть главная площадь, где жители демонстрируют свои качества и достоинства. Она называется МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Давайте вспомним признаки самой простой части речи - существительного. (Ответы детей)

Молодцы. Но морфологический разбор требует определённого порядка. Запомнить его нам поможет такое стихотворение.

Имя существительное -
Кто? И Что? - предмет.
Как его нам разобрать,
Слушайте ответ.

Собственность, одушевленность,
Род, склонение.
Измени падеж, число,
Будет дополнение.

Но если смысловой вопрос
Поставим обстоятельно:
Откуда? Где? Когда? И как? -
То будет обстоятельство.

А теперь давайте разберём существительное из предложения Я рада нашей встрече.

(МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР существительного «ВСТРЕЧЕ», используя стихотворение).

Молодцы, поехали дальше. Вспоминаем попутную песню. (Песню поем стоя, делая круговые вращения руками)

Едем, едем и играем,
Всё, что знаем, отвечаем.
Если трудно, детвора,
Что поможет нам?..
ИГРА!

2-я станция ОРФОГРАФИЯ

Даём определение термина орфография. Вспоминаем алгоритм. Дальше - переводим каждый корень термина.

Не зубрю я правила.,
Мыслю, как дышу.
ОРФО - значит правильно,
ГРАФО - я пишу.

Итак, орфография - это раздел лингвистики, который изучает правописание слов.
Правил в русском языке очень много. Мы вспомним безударные гласные в корне. Как их можно проверить?

Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.

Итак, кто из ребят дружит с безударными гласными? (Выбирается один ведущий)

ИГРА «РЫБОЛОВ» (с карточками)

Объяснение игры. Ребята, у вас на столах карточки с буквами А-О. Я называю слова, а вы поднимаете ту безударную, которая есть в этом слове. Рыболов следит за вами. И та рыбка, которая попадётся на крючок, выбывает из игры.

(Карточка 2)

Скажите, сколько букв в русском языке? Они делятся на гласные и согласные. Но есть 2 буквы, которые не являются ни гласными, ни согласными Это…

Правильно. И мы с вами повторим правописание Ь после шипящих в существительных.

Я вам не шутка, не пустяк.
Я очень-очень мягкий знак.
Прошу вас чётко, твёрдо знать,
Где и когда меня писать.

Когда же мы должны писать мягкий знак? Повторим правило…

За шипящей мягкий знак
Словно украшение.
Он лишь женщинам идет,
В этом нет сомнения!

А теперь закрепим правило игрой «Весёлые клеточки».

ИГРА «ВЕСЁЛЫЕ КЛЕТОЧКИ»

Задание: вставьте, где нужно, Ь и заштрихуйте клеточки с Ь.

Ноч.., ерш.., реч.., плач.., блаж..
Шалаш.., печ.., полноч.., брош.., мяч..
Скотч.., матч.., теч.., ёж.., борщ..
Кирпич.., молодеж.., мелоч.., упряж.., палач..
Доч.., сторож.., ветош.., товарищ.., бреш..

Если вы все сделали правильно, у вас получится вот такой узор:

Все, что выходит за рамки этого узора, обводим кружочком и проверяем правописание этих слов, записывая их в тетрадь.

Молодцы! После напряжённого труда предлагаю вам гимнастику для мозга. Известный учёный и врач Поль Брэг для активизации мозговой деятельности предлагает следующие упражнения.

  1. Рисуем поочередно руками горизонтальные восьмёрки
  2. Эти же восьмёрки рисуем двумя в зеркальном отображении.
  3. Рисуем поочерёдно вертикальные восьмёрки
  4. Эти же восьмёрки рисуем двумя в зеркальном отображении.(1 вверх, 2 вниз)
  5. Рисуем одну горизонтально, другую вертикально.

Итак, мы получили мощный интеллектуальный заряд и незаметно приехали на

3 станцию ОРФОЭПИЯ

Вы слышали этот термин? Нет, а учитель требует ответ. Как быть? Прибегаем к алгоритму и переводим каждый корень. Даём определение термина, который не знаем: орфоэпия - раздел фонетики, который изучает правильное произношение слов.

Произношения нормы
И правила ударения
Лишь ОРФОЭПИЯ, помни,
Подскажет в моменты сомнения.

Орфоэпические нормы - одно из самых сложных заданий в ГИА и ЕГЭ. Многие вокруг говорят неправильно. Ваши мамы и папы не проходили эту тему. Их поезд знания проезжал мимо станции «Орфоэпия» без остановок. Но мы хорошо активизировали свой интеллект и сейчас поиграем в игру «Орфоэпическая дуэль».

Игра ОРФОЭПИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ

Задание. По цепочке читаем слова, правильно их произнося. (Слова на доске). Первая ошибка - ранение, вторая ошибка - выбывание из игры. Оставшиеся «в живых» - победители.

КрасИвее, тОртов, цепОчка, позвонИшь, крапИва, жалюзИ, фОрзац, облегчИть, газопровОд, зубчАтый, откУпорить, баловАть, обеспЕчение, свЁкла, завИдно, началА, исчЕрпать, умнО, апострОф, квартАл, включИм, афИнянин, жерлО, ворожеЯ, ассиметрИя, пломбировАть, щавЕль, слИвовый, мастерскИ.

Итак, живых осталось мало. Это не беда. До ЕГЭ у нас много времени. Начиная с 5 класса мы будем регулярно повторять все слова, в которых на экзамене учащиеся делают ошибки. Поэтому таких сложных заданий бояться не следует.

Ну, что ж, впереди у нас ещё одна станция. Наш вагончик наполняется пассажирами, и мест становится все меньше. Мы, как люди воспитанные, встанем и уступим место старшим. Встали, наклонами в стороны имитируем движение поезда и вспоминаем нашу попутную.

Едем, едем и играем,
Всё, что знаем, отвечаем.
Если трудно, детвора,
Что поможет нам?..
ИГРА!

4 станция СИНТАКСИС

Вспоминаем, что изучает синтаксис.

Синтаксис - раздел лингвистики,
Изучает, без сомнения,
Словосочетания
И, конечно, предложения.

Итак, используя алгоритм и стихотворение, даём определение синтаксиса: синтаксис - раздел лингвистики, который изучает строение словосочетаний и предложений.

Некоторые термины синтаксиса мы повторим при помощи теоретического кроссворда.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КРОССВОРД

1. В каком падеже существительное в предложении является подлежащим?
2. Какой раздел лингвистики изучает словосочетания и предложения?
3. Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?
4. Какой знак может стоять между подлежащим и сказуемым?
5. Предложение по эмоциональной окраске без восклицательного знака
6. Как называется предложение с второстепенными членами?

Если вы правильно ответили на вопросы, по вертикали вы прочтете ключевое слово.

Итак, ребята, игра привела нас к истине.

Мы закончили наше путешествие.

Вам понравился урок? Трудно было? А ведь мы с вами повторяли достаточно сложные темы. Значит, можно учить русский язык весело и увлекательно?

Конечно, не на всех станциях мы сегодня побывали, но у нас всё ещё впереди.

И я желаю вам - "Думай, дерзай, учись и … играй!"

Я благодарю вас за работу.

А теперь мы на прощанье
Дружно скажем … До свиданья!