1. Пояснительная записка
Учитель, при организации учебной деятельности школьников, больше всего озабочен их учебной мотивацией. Мотивация - это возникновения у школьников интереса к материалу, который они изучают, а также его дальнейшее поддержание. Чтобы учение стало осознанным и успешным, школьник должен понимать, зачем ему нужен тот материал, который он изучает. Нужный мотивационный тип определяется как ученическим возрастом, так и содержанием учебного материала, но высокий мотивационный тип возможен только тогда, когда ученик хорошо понимает изучаемый материал. Для мотивации обучения и формирования умения учиться, а также для развития творческих способностей учеников я применяю разнообразные методы и приёмы, которые школьникам помогают не только учебный материал усвоить, но позволяют также делать это с увлечением и интересом.
Поставив цель: повышение мотивации учебной деятельности школьников на уроках русского языка с целью повышения качества образования по данному учебному предмету, - определила для себя основные задачи:
- Изучение методической литературы о роли эффективной мотивации в познавательной деятельности, познакомиться с системой стимулов, имеющихся в дидактике, которые позволяют побуждать школьников к познавательной и учебной деятельности.
- Обеспечить школьников необходимым инструментарием универсальных учебных действий, которые им необходимы для преодоления трудностей познавательной деятельности и усвоения всего материала, предусмотренного программой, а также для подготовки к государственной итоговой аттестации по предмету.
- Ввести в своею работу такие педагогические методы, технологии и приёмы, в основании которых лежит деятельностный подход в преподавании русского языка, который позволит школьникам из пассивных исполнителей и слушателей превратиться в активных деятелей, которые были бы замотивированы на достижение определённых результатов.
Предлагаемые задания учитель может включать на любом этапе урока, самое важное - это дать учащимся наблюдать, сопоставлять, анализировать, а также обобщать и делать выводы; открывая тем самым законы русского языка и литературы.
Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на уроках русского языка и во внеурочной деятельности, как средства интеллектуального развития, духовно-нравственного воспитания, повышения учебной мотивации к изучению данного предмета.
Актуальность данной разработки в том, что наряду овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит повышение мотивационных интересов к изучению русского языка.
Инновационность заключается в том, что направлен на повышение мотивационных интересов ученика и формирование у школьников исследовательских навыков, способствующих их адаптации в окружающем социуме.
Основная часть
Что же такое исследовательская деятельность? Исследовательская деятельность - это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования. Именно эти навыки являются универсальным способом освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция. Исследовательская технология требует реализации педагогической модели «обучение через открытие». Ведущие методы - проблемное обучение; метод проектов. Организационная форма - совместный поиск решения проблемных ситуаций. Модель урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать - узнал». Обучающие приемы - экспериментирование или моделирование.
Наиболее важными видами исследований учащихся по русскому языку являются следующие:
- Решение качественных задач.
- Решение проблемных вопросов.
- Поисковая деятельность и написание рефератов.
- Самостоятельное прогнозирование и моделирование процессов.
- Проектная деятельность.
Данная технология построена на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом. Работу строю так, чтобы ученик:
а) получал знания,
б) чувствовал свой рост,
в) уважал себя как личность.
Это возможно, когда
- Четко продуманы этапы исследования, формы и методы;
- Детям ясны цели и задачи (мотивация учения);
- Есть контакт учителя с детьми;
- Исследование - процесс, который дает радость ученику, удовлетворение как от общения с учителем, его предметом, так и от своего собственного результата в нем;
- У ребенка должно быть ощущение продвижения вперед (мотивация успешности)
Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается.
Для формирования учебных мотивов при организации исследовательской деятельности необходимо предложить методы педагогической поддержки учащихся в соответствии с их личными особенностями в процессе работы над исследовательским проектом:
Компоненты мотивационной сферы |
Установки педагога и методы обучения |
Мотив учения Смысл учения |
Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач
|
Постановка целей |
Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач
|
Эмоции, интерес |
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке
|
В преподавании русского языка и деятельности вне уроков по этому предмету я использую такие приемы, которые развивают мотивацию: создаю такую ситуацию, где школьник чувствует себя успешным, использую проблемное обучение, а также стараюсь каждодневный урок сделать как можно более интересным, конечно же в программном соответствии, но в то же время таким, который вызовет у школьников живой отклик, на уроках и вне уроков организую творческую групповую работу, а на уроках использую принцип наглядности, а также интернет-ресурсы и презентации, стараюсь часто использовать все возможности деятельности вне класса в своей работе: это участие в конкурсах, а также деятельность по интересам. Внеклассная работа, тесно связанная с обязательной программой, живо реагирует на перемену методов содержания и обучения и приводит свои приёмы в соответствие с требованиями сегодняшних дней, поэтому я на своих уроках применяю игровые состязательные формы. Также школьники активно занимаются дома на платформе «Учи. Ру», где им предлагаются задания на пройденные темы, но в более интересной игровой форме.
Проблемность обучения является мощным стимулом для мотивирования школьников.
На каждом из этапов урока необходимо использовать задания, которые будут являться проблемными. Если преподаватель это делает, то мотивации школьников находятся практически всегда на достаточно высоком уровне.
Основная движущая сила проблемного или поискового обучения - это система неординарных вопросов, исследовательских проектов и творческих заданий, которые ставятся перед учениками. Тут важно широко использовать вопросы, которые задаются ученикам, где противоречия сталкиваются, ведь необходимость их преодолеть является самым мощным мыслительным двигателем.
Также действенным способом для мотивации школьников является проектная деятельность. Это педагогическая технология, которая ориентирована не на интеграцию имеющихся знаний, а на их приобретение путём самообразования, а также и их новым применением. Этот метод дает простор для творческой инициативы учащихся и учителя, что подразумевает их дружеское сотрудничество этим создается положительная мотивация школьника к учебе. Типология проектов очень широка, по количеству участников существуют проекты, исполняемые в коллективе, а также и монопроекты, по времени они могут быть самыми различными, в зависимости от поставленной задачи. В создании проекта может участвовать как группа школьников, так и один ученик. Можно также создавать межпредметные и монопредметные проекты. На практике реализация проектного метода ведет к изменению преподавательской позиции. Из носителя неких знаний он становится организатором познавательной и учебной деятельности своих учеников. На уроках русского языка школьники могут делать разные проекты: создавать словари, схемы, сообщения по истории слов и фразеологизмов, а также сочинения на лингвистические темы и проекты учебных пособий.
Учебное исследование - это не только интересный труд, исследование позволяет сделать учителя и обучающихся равноправными участниками, соавторами научного поиска и открытия. Местный языковой материал можно последовательно и систематически включать как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку, во внеурочную и урочную деятельность обучающихся.
Заключение
Таким образом, развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства, которые совершенствуют учебный процесс: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм коллективной, индивидуальной и групповой работы. Конечно, крайне необходимо обеспечить равновесие между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, а также между индивидуальной и совместной формами работы. Использование современных средств оценивания мотивации учения позволяют осуществлять взаимодействие с коллегами, которое будет направлено на развитие учебной мотивации, так как многие проекты мероприятий имеют тесные межпредметные связи и могут проводиться совместно с учителями других преподавательских направлений.
Источники
- https://infourok.ru/urok-na-temu-my-i-nashe-zdorove-5155932.html
- https://infourok.ru/proekt-imena-sobstvennye-kravchenko-5199289.html
- https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2021/05/21/dorozhnaya-karta-organizatsii-vneurochnoy-proektnoy-deyatelnosti
- https://infourok.ru/primernaya-shema-analiza-vneurochnoj-deyatelnosti-5563774.html
- https://vseskazki.su/vladimir-suteev/tri-kotjonka.html
- https://skazki.rustih.ru/vladimir-suteev-tri-kotyonka/
- https://nukadeti.ru/skazki/suteev_tri_kotjonka
- https://deti-online.com/skazki/skazki-suteeva/tri-kotenka/
Приложение
Разработка мини-проекта
Тема проекта: «Части речи»
Исследуемый объект: части речи.
Цель проекта: исследование частей речи в текстах.
Продукт проекта: презентация.
Гипотеза: Слов какой части речи в нашем языке больше?
Оборудование: карточки с текстом, таблицы, презентация.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выполнить лингвистическое исследование.
Метапредметные:
коммуникативные:
- умение слушать и слышать собеседника
- умение работать в группе
- умение ставить вопросы и формулировать ответы
регулятивные:
- умение выбирать тему проекту
- умение выполнять проект самостоятельно
- умение работать по плану, проверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки
познавательные:
- умение оформлять результаты наблюдения в виде описаний, выводов, схем
- умение оформлять и представлять полученную информацию
Личностные:
- стремление к исследовательскому решению поставленных задач
Технологическая карта урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Продукт |
|
Подготовительный этап |
||||
1.1 Выбор темы проекта |
Проведение беседы на тему «Части речи»
|
Беседуют, отвечают на вопросы, формулируют тему занятия |
Сформулирована тема. |
|
1.2 Определение цели и формулирование задач |
Задает вопрос: «Что можно было бы исследовать про эти части речи?», помогает учащимся сформулировать цель и задачи с помощью следующих слов (обобщить, разработать, узнать, сравнить и тд) |
Предлагают свои варианты.
|
Сформулирована цель и задачи. |
|
1.3. Формулировка проблемы и гипотезы |
Формулирование проблемы: «Какая часть речи используется в текстах чаще?»
|
Предлагают свои варианты гипотезы |
Сформулированы проблема и гипотеза. |
|
1.4. Планирование деятельности |
Помогает разработать ученикам план реализации проекта. Помогает ученикам распределиться на группы и распределить обязанности, совместно определить критерии оценки проекта |
Вместе с учителем разрабатывают план выполнения проекта. Совместно определяют критерии оценки проекта. |
Составление плана реализации проекта |
|
1.5 Выбор методов
|
Предоставляет список методов, напоминает особенности их использования, помогает выбрать необходимые методы для проекта |
Выбирают наиболее подходящие методы исследования |
- методы исследования (эксперимент, анализ, обобщение). |
|
1.6. Подбор необходимых инструментов оборудования и дидактические материалы |
Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект |
Выбирают инструменты и оборудование для исследования |
- инструменты и оборудование исследования (карточки с текстом, таблицы, презентаци). |
|
Основной этап |
||||
2.1.Сбор необходимой информации |
Напоминает ученикам, что им даются тексты, они распределяют каждого человека по части речи и считают, сколько слов той или иной части речи им встретилось, оказывает помощь в поиске источников информации, анализе и обобщении результатов. Предлагает познакомиться с историей возникновения частей речи. |
Ищут информацию для ответов на вопросы, анализируют и обобщают информацию |
- ответы на вопросы:
|
|
2.2. Проведение исследования (эксперимент) |
Мотивирует учеников на проведение исследования. Проводит инструктаж по проведению исследования. Помогает разделиться на группы. |
Формулируют гипотезу, делятся на 3 группы по 4 человека, проводят исследования и делают выводы. Группа № 1.
В.Орлов
У Шарика - новый лиловый берет.
Группа № 2.
В.Сутеев
Три котёнка - чёрный, серый и белый - увидели мышь и бросились к ней. Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята - за ней! Мышь убежала. А из банки вылезли три белых котёнка.
Группа № 3.
Курочка Ряба
Жили себе дед да баба, и была у них курочка Ряба.
|
Заполняют таблицу. |
|
2.3. Оформление результатов проекта, подготовка к защите |
Проверяет получившиеся работы, предлагает алгоритм выступления на защите проекта |
Проверяют получившиеся материалы, готовятся к защите |
Конспект к выступлению |
|
Заключительный этап |
||||
3.1. Защита проекта |
Выслушивает выступление учеников, собирает все результаты в единую презентацию. |
Публично представляют полученные результаты |
Проведена защита, рассмотрены получившиеся тексты |
|
3.2. Рефлексия и анализ |
- Предлагает ученикам оценить результаты проектной работы в соответствии с критериями.
|
Оценивают результаты, проводят самоанализ, определяют, где в дальнейшем можно использовать результаты проекта |
1 Оценены результаты работы.
|