Комплексный анализ текста на уроках русского языка в классах с инклюзивным образованием

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: анализ текста


Комплексный анализ текста – одна из эффективных форм контроля знаний учащихся. Систематический учёт знаний помогает  выявить проблемы и корректировать деятельность учащихся. Такая форма работы на уроке позволяет учителю развивать коммуникативные, лингвистические и культуроведческие навыки учащихся.

Комплексный анализ текста в 5 классе уже подготавливает учеников к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Система и преемственность в обучении – залог успешных результатов на экзаменах.

Например.

5 класс. Нормотипичные обучающиеся Обучающиеся с ЗПР

Текст
(1)Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. (2)На золотом фоне листвы видны яркие пятна клёнов, осин. (3)Тихо падают с берёз лёгкие листья. (4)От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити паутины. (5)Краснеет кое-где шапка позднего подосиновика. (6)Тихо в осеннем лесу. (7)Шелестит под ногами сухая листва.
(8)Чист и прозрачен осенью воздух. (9)Прозрачна вода в лесных ручьях. (10)Ещё зелёный стоит в лесу старый развесистый дуб. (11)Но уже оголились вершины берёз.
(12)Хорошо в осеннем цветистом лесу! (81 слово)
(По И.Соколову-Микитову)
Задания.
1.Озаглавьте текст.
2.Определите тему текста.
3.Определите стиль речи.
4.Определите тип речи.
5.Запишите номера предложений из текста с однородными членами.
6.Какое средство художественной выразительности используется в 4 предложении?
7.Выпишите грамматическую основу из предложения №8.
8.Выпишите определение из предложения №5.
9.Выпишите из текста 3 слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова».
10.Выпишите из текста 3 слова с приставками.

Текст
(1)Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. (2)На золотом фоне листвы видны яркие пятна клёнов, осин. (3)Тихо падают с берёз лёгкие листья. (4)От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити паутины. (5)Краснеет кое-где шапка позднего подосиновика. (6)Тихо в осеннем лесу. (7)Шелестит под ногами сухая листва.
(8)Чист и прозрачен осенью воздух. (9)Прозрачна вода в лесных ручьях. (10)Ещё зелёный стоит в лесу старый развесистый дуб. (11)Но уже оголились вершины берёз.
(12)Хорошо в осеннем цветистом лесу! (81 слово)
(По И.Соколову-Микитову)
Задания.
1.Озаглавьте текст.
2.Определите тему текста.
3.Определите тип речи.
4.Выпишите грамматическую основу из предложения № 8.
5.Выпишите из текста 3 слова с приставками.

6 класс. Нормотипичные дети

Обучающиеся с ЗПР.

Комплексный анализ текста. Рассуждение.
1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя их написание:
(1) По тр..пинке ш..л человек. (2) Он нагнулся и ск..зал: «Гляди-ка, ягода». (3)Потом ув..дал муравья на ягод.. и щелчком сбил его на землю: «Поди прочь, привык на готовенькое!» (4) И с тем засунул ягоду в рот. (5) И пошагал дальше.
Задания.
1. Определите тему текста.
2. Определите идею текста.
3. Определите тип речи.
4. Определите стиль речи.
5. Напишите небольшой текст-рассуждение (6-10 предложений) о внимательном, бережном отношении человека к природе по проблеме, обозначенной в предложенном тексте.(1. оценка поступка человека; 2. аргументы вашей позиции по данной проблеме.3.вывод)
6. Выпишите из текста возвратный глагол.
7. Выпишите из текста существительные 1 склонения.
8. Укажите номера предложений с однородными сказуемыми.
9. Выпишите из текста личное местоимение.
10. Какое слово в тексте показывает, что автор текста не поддерживает поступок человека? Запишите это слово.

Комплексный анализ текста. Рассуждение.
1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы:
(1) По тр..пинке ш..л человек. (2) Он нагнулся и ск..зал: «Гляди-ка, ягода». (3)Потом ув..дал муравья на ягод.. и щелчком сбил его на землю: «Поди прочь, привык на готовенькое!» (4) И с тем засунул ягоду в рот. (5) И пошагал дальше.
Задания.
1. Определите тему текста.
2. Определите тип речи.
3. Определите стиль речи.
4. Напишите небольшой текст-рассуждение (5-7 предложений) о внимательном, бережном отношении человека к природе по проблеме, обозначенной в предложенном тексте
5. Выпишите из текста существительные 1 склонения.
6. Выпишите из текста личное местоимение.
7. Какое слово в тексте показывает, что автор текста не поддерживает поступок человека? Запишите это слово.

7 класс.              Нормотипичные дети

Обучающиеся с ЗПР.

Спишите текст-обращение к молодёжи известного авиаконструктора С.А.Лавочкина, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:
Самое важное
(1)Человек (не)может выб..рать себе наружн..сть, но зато он име..т возможн..сть выбрать более важн..ю вещ(?) – характер. (2)Мы мож..м (з/с)делать себя такими, какими нам хочется быть. (3)Очень важно быть настойчивым и упорным. (4)Таким людям всё удаётся лучше, чем слаб..характерным. (5)С детства пр..учайте себя (не)..тступать перед трудностями, д..водить дело до конца, это в..йдёт в привычку, и, когда выр..стете, у вас буд..т великолепное качество – насточив..сть.
Задания.
1. Тема текста.
2. Идея текста
3. Тип речи.
4. Стиль речи.
5. Выпишите из 1 предложения существительные 3 склонения.
6. Выпишите из 4 предложения наречие.
7. Выпишите из 4 предложения местоимения.
8. Выпишите из текста глаголы I спряжения.
9. Выполните фонетический разбор глагола из 3 предложения.
10. Обозначьте в словах 5 предложения приставки.
11. В словах 1 предложения выделите окончания.
12. Выполните морфемный разбор прилагательного из 4 предложения.

Спишите текст-обращение к молодёжи известного авиаконструктора С.А.Лавочкина, вставляя пропущенные буквы .
Самое важное
(1)Человек (не)может выб..рать себе наружн..сть, но зато он име..т возможн..сть выбрать более важн..ю вещ(?) – характер. (2)Мы мож..м (з/с)делать себя такими, какими нам хочется быть. (3)Очень важно быть настойчивым и упорным. (4)Таким людям всё удаётся лучше, чем слаб..характерным. (5)С детства пр..учайте себя (не)..тступать перед трудностями, д..водить дело до конца, это в..йдёт в привычку, и, когда выр..стете, у вас буд..т великолепное качество – насточив..сть.
Задания.
1. Тема текста.
2. Тип речи.
3. Стиль речи.
4. Выпишите из 1 предложения существительные 3 склонения.
5. Выпишите из 4 предложения местоимения.
6. Выпишите из текста глаголы I спряжения.
7. Обозначьте в словах 5 предложения приставки.
8. В словах 1 предложения выделите окончания.

8 класс. Нормотипичные дети

Обучающиеся с ЗПР.

Запишите текст, выставляя пропущенные буквы и объясняя свой объясните свой выбор графически:
(1) Человек, лишё(н/нн)ый чувства юмора, чаще всего обидчив и потому (не)счастен. (2) Ему трудно уживат(?)ся в коллектив.. . (3) Он мнителен и всегда наст..роже. (4) Пр..стую, безобидн..ю шутку он мож..т воспринять как оскорбление. (5) Зато бесце(н/нн)о свойство человека, уме(ю/я)щего посм..яться над самим собой. (6) Такой человек – пл..хая мишень для злых шутников.
(7) Попав в см..шное пол..жение, он (не)смутится, (не)испыта..т желания «пров..литься сквозь землю» и этим лишит удовольствия посмеяться над ним. (8) Чувство юмора надо ц..нить, разв..вать и беречь. (9) Это жизн..стойкий витамин, помога(ю/я)щий подчас человеку в самые трудн..е минуты его жизн.. . (С.Михалков)
Задания.
1.Определите тему текста.
2. Определите идею текста.
3. Определите тип речи.
4. Определите стиль речи.
5. Из предложения 4 выпишите два словосоче
тания с типом подчинительной связи согласов
ание.
6.Из текста выпишите одно словосочетание с
типом подчинительной связи управление.
7. Выпишите из текста три причастия, выдели
те в них суффиксы.
8. Укажите номера трёх предложений с обособ
ленными определениями.
9. Выпишите из текста деепричастие, выполн
ите его морфемный разбор.
10. Укажите номер предложения с обособленн
ым обстоятельством.
11. Объясните схемой постановку ТИРЕ в пред
ложении №6.
12.Выпишите из предложения 1 два кратких прилагательных; графически докажите, что он
и краткие.
13. Выпишите грамматическую основу предло
жения № 7.

Запишите текст, выставляя пропущенные буквы.
(1) Человек, лишё(н/нн)ый чувства юмора, чаще всего обидчив и потому (не)счастен. (2) Ему трудно уживат(?)ся в коллектив.. . (3) Он мнителен и всегда наст..роже. (4) Пр..стую, безобидн..ю шутку он мож..т воспринять как оскорбление. (5) Зато бесце(н/нн)о свойство человека, уме(ю/я)щего посм..яться над самим собой. (6) Такой человек – пл..хая мишень для злых шутников.
(7) Попав в см..шное пол..жение, он (не)смутится, (не)испыта..т желания «пров..литься сквозь землю» и этим лишит удовольствия посмеяться над ним. (8) Чувство юмора надо ц..нить, разв..вать и беречь. (9) Это жизн..стойкий витамин, помога(ю/я)щий подчас человеку в самые трудн..е минуты его жизн.. . (С.Михалков)
Задания.
1.Определите тему текста.
2. Определите тип речи.
3. Определите стиль речи.
4. Из предложения 4 выпишите два словосочетания с типом подчинительной связи согласование.
5. Выпишите из текста три причастия, выделите в них суффиксы.
6. Выпишите из текста деепричастие.
7.Выпишите из предложения 1 два кратких
прилагательных;
8. Выпишите грамматическую основу предложения
№ 7.

9 класс. Нормотипичные дети

Обучающиеся с ЗПР

(1)Кого берёзой удивишь? (2)Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. (3)Выгляни из окна в городе ли, в деревне, - всюду берёзу увидишь — белоногую, в зелёной листве, такую знакомую. (4)Постоянный спутник нашей жизни. (5)То ли дело породы, о которых поведал американский дендролог Э. Меннинджер в своей книге «Причудливые деревья». (6)От одних названий дух замирает: «взбесившиеся корни», «двуглавые чудовища», «деревья-призраки»... (7)Жаркое дыхание джунглей, опасные тропы саванны, тайны так и будоражат кровь, манят приключениями. (8)Кого после этого поразишь рассказом о скромной нашей берёзе?
(9)Мне стало обидно за берёзу. (10) Я вспомнил, как в одном из своих писем Александр Сергеевич Пушкин писал: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза! Сердце мое сжалось». (11)Как много этим сказано! (12)Сколько же в ней прелести, не отделимой от природы нашего Отечества! (13)Радостное, нарядное дерево. (14)Оно забрало в своё одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. (15)И как эти цвета ей к лицу! (16)Ещё берёза к людям добра. (17)В стародавние времена люди нарекли её деревом четырёх дел: первое дело — мир освещать, второе — чистоту соблюдать, третье — крик утишать, четвёртое — больных исцелять. (18)Самая светлая — берёзовая лучина. (19)Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. (20)Берёзовый веник в бане «чистоту соблюдал». (21)От всяких хворей лечил настой из берёзовых почек.
(22)Какое родное, тёплое, верное дерево!
Ю.Крутогоров
Задания.
1.Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
2.Из предложений 5-8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
3.Из предложений 1-5 выпишите слова с орфограммой «Правописание личных окончаний глаголов».
4.Объясните значение слов дендролог, саваннна.
5.Подберите синонимы к словам одеяние, нарекать, исцелять. Какова стилистическая окраска этих слов?
6.Сравните слова утешать — утишать. Подберите однокоренные слова к слову утишать.
7.Из предложений 13-15 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
8.Замените словосочетание из предложения 20, построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
9.Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
10.Среди предложений 7-9 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
11.Среди предложений 2-6 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений 8-10 найдите безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
13.Среди предложений 16-21 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
14.В предложении Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза замените причастный оборот синонимичной синтаксической конструкцией.
15. Дайте письменный ответ на вопрос: «Что в окружающей природе вы любите больше всего и почему?»

(1)Кого берёзой удивишь? (2)Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. (3)Выгляни из окна в городе ли, в деревне, - всюду берёзу увидишь — белоногую, в зелёной листве, такую знакомую. (4)Постоянный спутник нашей жизни. (5)То ли дело породы, о которых поведал американский дендролог Э. Меннинджер в своей книге «Причудливые деревья». (6)От одних названий дух замирает: «взбесившиеся корни», «двуглавые чудовища», «деревья-призраки»... (7)Жаркое дыхание джунглей, опасные тропы саванны, тайны так и будоражат кровь, манят приключениями. (8)Кого после этого поразишь рассказом о скромной нашей берёзе?
(9)Мне стало обидно за берёзу. (10) Я вспомнил, как в одном из своих писем Александр Сергеевич Пушкин писал: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза! Сердце мое сжалось». (11)Как много этим сказано! (12)Сколько же в ней прелести, не отделимой от природы нашего Отечества! (13)Радостное, нарядное дерево. (14)Оно забрало в своё одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. (15)И как эти цвета ей к лицу!
(16)Ещё берёза к людям добра. (17)В стародавние времена люди нарекли её деревом четырёх дел: первое дело — мир освещать, второе — чистоту соблюдать, третье — крик утишать, четвёртое — больных исцелять. (18)Самая светлая — берёзовая лучина. (19)Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. (20)Берёзовый веник в бане «чистоту соблюдал». (21)От всяких хворей лечил настой из берёзовых почек.
(22)Какое родное, тёплое, верное дерево!
Ю.Крутогоров
Задания.
1.Определите стиль текста.
2.Из предложений 5-8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
3.Подберите синонимы к словам одеяние, нарекать, исцелять.
4.Замените словосочетание из предложения 20, построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
5.Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
6.Среди предложений 7-9 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
7. Среди предложений 8-10 найдите безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
8. Дайте письменный ответ на вопрос: «Что в окружающей природе вы любите больше всего и почему?»

Как видно из представленных примеров, обучающимся предлагается для анализа один и тот же текст, но для детей с ЗПР сокращается количество заданий с учётом их способностей и уровня образованности.