Простые и сложные предложения в 5-м классе

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • Образовательные: показать структурные различия между простыми и сложными предложениями, формировать понятие «сложное предложение».
  • Развивающие: совершенствовать коммуникативные навыки; совершенствовать умение анализировать; развивать логическое мышление.
  • Воспитательные: показать красоту родной природы; вызвать интерес к творчеству А.С.Пушкина.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала..

Формы работы: фронтальная, практическая, творческая, индивидуальная.

Используемые учебники и учебные пособия: учебник под редакцией Т.А.Ладыженской.

Оборудование: тетради, ручки, учебники, раздаточный материал, иллюстрации на тему осени.

Ход урока

Время

Действия учителя

Действия учеников

2 минуты

1. Организационный момент.
Цель: приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Сообщение этапов урока. Сдача тетрадей с домашним заданием.

Записывают число в тетрадь.

3 минуты

2. Словарно-орфографическая работа. «Узнай слово по его лексическому значению».
Цель: повторить правописание словарных слов, их лексическое значение.

Пишут в тетрадях.

- Раздел науки о языке, изучающий построение предложений, словосочетаний.
- Устройство в форме зонта, с помощью которого прыгают с самолета.
- С их помощью мы общаемся, выражаем чувства.
- Несколько человек, оценивающие выступление в каком-либо конкурсе.
- Темно-красный цвет.
- Военное приветствие или отдание почестей выстрелами, ракетами, а также фейерверк в ознаменование торжественной даты.
- Проверьте ваши записи со словами, записанными на доске. Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.
Учитель проверяет одну работу.
Синтаксис,
парашют, предложения,
жюри, багровый,
салют
8 минут

3. Актуализация опорных знаний.
Цель: выполнение заданий языковой разминки с целью отработки навыка правописания проверяемой безударной гласной в корне слова, повторение морфемного, синтаксического разбора, развитие связной речи.
2 ученикам раздаются карточки для индивидуальной работы.

К №1. Списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

Х..лодный, оп..дать, про..сниться, ул..тели, л..ства.

К №2. Произвести морфемный разбор слов.

Птицы, низкий, шелестят.

- На прошлом уроке мы изучали синтаксический разбор простого предложения. Проверим, как вы усвоили тему.

- Запишите предложение для синтаксического разбора.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

После разбора предложения проверяем карточки.

2 ученика работают у доски с карточками.
1 выполняет синтаксический разбор на доске, остальные пишут в тетради.

- При описании какого времени года мы можем использовать эти слова? - Составьте несколько предложений на тему «Осень». - Получился ли у нас текст?

Устно составляют предложения на тему «Осень».

10 мин.

4. Этап усвоения новых знаний.
Цель: показать структурные различия между простыми и сложными предложениями, формировать умение читать схемы.
- Пропустите строку и запишите следующие предложения:
Наступила осень, птицы улетели на юг.
По небу плывут низкие облака. Дует холодный ветер, и последняя листва опадает с деревьев.
Она шелестит под ногами, когда мы гуляем в парке.
- Можно ли назвать нашу запись текстом? Почему?
- Подчеркнем грамматическую основу 1 и 2 предл. Составим их схемы.
- Сравните схемы предл., количество грамматических основ. Как вы думаете, какое из них простое, сложное? Почему вы решили, что это сложное предложение? (В зависимости от количества грамматических основ предложения бывают простыми и сложными. Если одна грамматическая основа, то предложение простое. Если две и более, то сложное.)

Учитель записывает на доске, ученики в тетради

- Итак, тема нашего урока «Простые и сложные предложения». Запишите ее в тетрадь. Сегодня на уроке вы должны научиться отличать простые предложения от сложных, узнать, какое предложение называется сложным.
- Работаем с 3 предл. 1 и 3 пр. сложные. Есть ли союз между простыми пр. в 3? А во 2? Какое из них союзное, а какое бессоюзное? Сложные предложения делятся на 2 группы: союзные и бессоюзные.
- Работаем с 4 предл. Сложное, союзное. Схему не составляем, вернемся к нему на другом уроке.
- Итак, что надо сделать, чтобы узнать простое или сложное предложение?
1. Внимательно прочитать предложение.
2. Найти главные члены предложения, подчеркнуть грамматическую оснву.
- Обратите внимание на то, что после простого предложения ставится запятая. С ее помощью мы показываем границы простых предложений в письменной речи.
- Ребята, когда вы выразительно читаете, а в предложении есть запятая, как вы ее выделяете голосом? Какие изменения происходят с вашей интонацией? Отметим стрелочками изменения интонации.

Записывают тему урока в тетрадь

- Откройте учебник стр.88 и прочитайте правило вслух.
Физкультминутка.
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами)
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони)
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук)
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой)
Убежали мышки вон (ходьба на месте)
Работа с учебником
20 мин 5. Этап закрепления изученного.
Цель: формирование умения различать простые и сложные предложения, читать схемы предложений, составлять схемы предложений.
- Какое предложение называется сложным?
-Какой знак препинания ставим между простыми предложениями на письме?
- На какие две группы делятся сложные предложения в зависимости от наличия союза?

1. - В стране «Синтаксис» произошел пожар, дома сгорели, жители разбежались. Но строители построили новые дома, да не знают, где их поставить. Давайте им поможем. У нас есть карта страны. Она разделена на два города: Простые предложения и Сложные предложения.
- Вот первый домик [ ]. В какой город мы его отправим? Почему?
- В г. Сложные предложения есть две улицы: союзные и бессоюзные пр. Куда мы отправим второй домик [ ], и [ ].? А этот [ ], [ ].?
- Одну проблему мы решили, но жители-предложения, когда спасались от огня, перепутали свои слова. Вы знаете, что слова в предложении связаны по смыслу и грамматически. Помогите им опять стать предложениями и занять свои дома.

Работа со схемами предложений.
- Составьте из данных слов предложения, подчеркните главные члены предложения, поместите их в свой дом, обоснуйте свой выбор.
Отпустил, золотую, он, рыбку, и, ей, слово, ласковое, сказал.
Неводом, старик, ловил, рыбу, пряжу, пряла, старуха, свою.
Тихонько, отворилась, дверь, и, очутилась, царевна, в, светлой, горнице.
- Почему в одном предложении мы поставили запятую перед союзом И, а в другом нет. Надо быть очень внимательными.
2. Упражнение №223 выборочно.
3. Продолжите предложение, чтобы оно было простым, а потом сложным.
Из-за туч выглянуло солнце….

Работа в паре, составляют предложения.

Выходят по одному к доске, составляют схемы.

4. Самостоятельная работа.
Цель: проверка умения различать простые предложения и сложные.
Укажите сложные предложения (знаки препинания не проставлены).
1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
2. В темнице там царевна тужит а бурый волк ей верно служит.
3. Дверь тихонько заскрипела и в светлицу входит царь.
4. Безутешная Людмила идет идет и не глядит.

Самостоятельная работа

1 мин

6 Этап информации о домашнем задании.
Цель: дать информацию о д/з и комментарий к его выполнению. Упражнение №224.

Записывают в дневники

1 мин

7. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Цель: анализ, оценка и коррекция знаний учащихся.