Русский язык
-
Формирование и совершенствование навыков речевой деятельности на уроках русского языка и литературы. Методы и приёмы 2025
В системе уроков русского языка и литературы важное место занимают уроки развития речи. Эту работа начинается с 5-го класса. На уроках развития речи автор использует такие виды работ, как сочинение, изложение, устное рисование, написание рассказов, анализ текста, прозаического и поэтического, работа над речевыми ошибками, работа над сжатием текста (план, тезисы, конспекты), устное высказывание на лингвистическую тему и другие. Автор приводит несколько примеров, как используются те или другие элементы системы на уроках.
-
Урок-турнир знатоков русского языка, посвящённый Дню славянской письменности и культуры 2025
Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. В этот день торжественно прославляют основателей славянской письменности – святых Кирилла и Мефодия, которые создали письменность, приобщили многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации и культуре. Главная цель турнира для пятиклассников: воспитание уважительного отношения к русскому языку, как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме «Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени» 2025
Цели урока: закрепить знания о страдательных причастиях настоящего времени; формировать умение правильного написания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
-
Сценарий внеклассного мероприятия "История славянской письменности" 2025
Цели мероприятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности; развивать речь учащихся, мышление, творческие способности, активизировать познавательную активность школьников; воспитывать интерес и любовь к родному языку, бережное отношение к его истории, к русской культуре, к нашим славянским традициям.
-
Приемы оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка при использовании КИМ 2025
Какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в обучении и воспитании подрастающего поколения. Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания отнюдь не способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, подчас навязанным самому обучаемому. Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности, во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся. Именно новый стандарт требует от педагога обучать детей навыкам самооценки. Эта работа, в свою очередь, сложна тем, что приходится преодолевать сложившиеся стереотипы мышления, проводить разъяснительную работу среди детей и родителей.
-
Развитие синтаксических и речевых навыков обучающихся через художественный текст: творческие задания по повести-феерии Александра Грина "Алые паруса" 2025
Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках русского языка в 9-м классе при изучении тем «Сложноподчинённые предложения» и «Бессоюзные сложные предложения». Интеграция синтаксического анализа с литературным материалом позволяет не только закрепить теоретические знания обучающихся, но и развить их речь, воображение, аналитические и творческие способности.
-
Масленица в школе 2025
Представлен сценарий мероприятия празднования Масленицы в школе.
-
Урок русского языка в 5-м классе в условиях реализации ФГОС по теме «Правописание е–и в корнях с чередованием» 2025
Цели урока: выяснить условия выбора букв Е–И в корнях с чередованием; научиться применять правило при написании слов с чередованием и графически выделять орфограмму.
-
Технологическая карта по русскому языку в 4-м классе. Тема урока «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе» 2025
Цель урока: закреплять умения правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Задачи: развитие умений определять падеж имён прилагательных единственного числа; развитие умения выбирать рациональный способ проверки безударного падежного окончания имён прилагательных, контролировать написание.
-
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы в кадетском колледже 2025
Кадетские колледжи, как особый тип образовательных учреждений, имеют уникальную возможность интеграции патриотического воспитания в учебный процесс через русский язык и литературу. Здесь формируется не только академическая грамотность, но и духовно-нравственные устои, которые впоследствии будут определять поведение будущих защитников Родины. Изучение классической и современной литературы позволяет кадетам осознать ценность моральных и этических принципов, знакомя их с наследием великой русской культуры, что усиливает их патриотические чувства и национальное самосознание.
-
Презентация по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах". 4-й класс 2025
Задачи урока: научиться определять склонение, род, падеж имен существительных; научиться правильно писать падежные окончания имен существительных.
-
Память, которую нельзя предать 2025
Цель мероприятия: привлечение внимания детей и молодёжи к вопросам сохранения мира на планете; изучение исторических фактов о Великой Отечественной войне; развитие чувства причастности к истории своей страны через связь поколений; формирование активной позиции в области сохранения и защиты мира.
-
Использование художественных текстов на уроках русского языка при изучении темы «Имя прилагательное» 2025
При изучении темы «Имя прилагательное» школьники нередко затрудняются определить лексико-грамматический разряд того или иного прилагательного, путают качественные и относительные прилагательные, поэтому при изучении данной темы активно использую на уроках русского языка отрывки из художественных текстов. Таким образом, ребята вспоминают и художественные произведения, и выполняют анализ текста.
-
Приёмы развития креативного мышления на уроках русского языка 2025
Именно креативность входит сейчас в топ-три самых востребованных навыков сотрудников практически любой сферы деятельности человека. И если в контексте современных подходов к образованию школьников мы говорим о воспитании гармонично развитой конкурентоспособной личности, то нужно помнить, что креативность является неотъемлемой прогрессирующей чертой такой личности.
-
Общешкольное образовательное событие «Единый текст — единое понимание» 2025
Современное общество предъявляет высокие требования к способностям читателей, рассматривая чтение как универсальный инструмент познания мира, принадлежащий к группе универсальных учебных действий. Поэтому согласно ФГОС учащиеся обязаны освоить различные типы смыслового чтения на каждом уроке. Образовательное событие «Дня единого текста» – общешкольный проект, основанный на работе с одним текстом на протяжении всего учебного дня.
-
Разделительные мягкий и твердый знаки 2025
Цель урока: знать условия написания разделительных ь и ъ знаков: ъ пишется после приставки перед буквами е, ё, ю, я; ь – в корне или перед окончанием; уметь применять правило.
-
Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология» 2025
Для проведения контрольной работы подготовлена презентация.
-
Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО через волонтёрское движение в детском саду 2025
Задачи мероприятия: расширить представления о волонтерском движении у детей дошкольного возраста; дать детям практические навыки участия в волонтерском движении; учить детей оказывать помощь тем, кто нуждается; воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность; развивать навыки общения детей; вовлечь родителей (законных представителей) в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
-
Обобщение: самостоятельные и служебные части речи. 4-й класс 2025
Цель урока: выяснить отличия самостоятельных частей речи от служебных, уметь распознавать их в тексте.
-
Конспект урока "О чём рассказывает слово «победа» («Семантика победы: значение и восприятие)" 2025
Урок на тему «О чём рассказывает слово “победа”» направлен на изучение концепта «победа» с точки зрения его лексического, культурного и поэтического значения. Основная задача урока — помочь учащимся понять, как слово «победа» отражает ценности, эмоции и культурные особенности, а также научить их анализировать это слово с помощью различных языковых инструментов. Основные аспекты урока: лексический анализ слова «победа», создание словесного портрета концепта, поэтический анализ, сравнение восприятия концепта «победа» в русской и нанайской культурах, создание речевого высказывания. Учащиеся должны понять, что слово «победа» — это не только лексическая единица, но и важный культурный концепт, который отражает ценности, эмоции и мировоззрение народа. Они научатся анализировать слово с разных сторон и выражать своё отношение к нему.
-
Урок русского языка "Морфемный разбор" 2025
Цель урока: развитие речевой культуры учащихся, воспитание любви к родному языку.
-
Урок по теме "Причастие как часть речи" 2025
Урок «Причастие как часть речи» ориентирован на учащихся 10-го класса. Цели урока: повторить понятие о причастии и способах его образования, уметь отличать причастие от прилагательного, определять признаки глагола и прилагательного у причастий. Задача урока: систематизировать знания учащихся о причастии. Предусмотрены индивидуальная и коллективная форма урока.
-
Сочинение по картине И.И.Шишкина и К.А.Савицкого «Утро в сосновом лесу» (1889). Картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
2025
Представлен план к сочинению по картине И.И.Шишкина и К.А.Савицкого «Утро в сосновом лесу».
-
Открытое логопедическое занятие «Путешествие по станциям "Символы России"» 2025
Цель занятия: знакомство детей с государственной символикой страны; закрепление произношения звука [М], создание условий для формирования патриотического воспитания у дошкольников.
-
Склонение имен существительных 2025
Представлен конспект урока в 3-м классе по теме "Склонение имен существительных".
-
Урок обучения систематизации материала к сочинению-описанию внешности человека (с элементами интегрирования). 7-й класс 2025
Разговор об описании внешности человека – о портрете – мы начали в 6-м классе на уроках литературы. В 7-м классе этот разговор продолжается – мы учимся описывать внешность, состояние человека. На протяжении нескольких уроков мы собирали языковой материал, накапливали портретную лексику. Теперь нужно научиться систематизировать, научиться выбирать материал в зависимости от цели сочинения, чтобы подготовиться к самостоятельному написанию сочинений-описаний внешности человека, которые нас ожидают впереди.
-
Презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Союз как часть речи" 2025
Представлена презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Союз как часть речи".
-
Взаимосвязь математики и русского языка: математика в культурном контексте 2025
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью изучения взаимосвязи между математикой и языком в контексте образования и культуры. В условиях глобализации и стремительного развития технологий, интеграция знаний из различных областей становится особенно важной. Цель нашей работы – показать, как математика и русский язык могут взаимодействовать друг с другом, открывать новые горизонты для образовательных практик и культурного обмена.
-
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы 2025
В докладе раскрывается понятие «патриотическое воспитание» в контексте преподавания русского языка и литературы, а также определены основные направления патриотического воспитания на уроках русского языка и литературы. Представлены конкретные примеры использования заданий по русскому языку и произведений русской литературы для формирования патриотических чувств.
-
Нейрогимнастика на уроках русского языка 2025
Нейрогимнастика (или кинезиология) – это комплекс простых упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия и улучшение работы мозга. Почему нейрогимнастика важна для начальной школы?