Русский язык
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Исторические изменения в составе слова" 2006
Урок разработан для учащихся 5-го класса, занимающихся по программе В.В. Бабайцевой для углублённого изучения русского языка. Тип урока – комбинированный. В ходе урока школьники знакомятся с историческими изменениями в составе слова, учатся сопоставлять древний состав и значение слов со структурой и значением слов в современном языке, что необходимо для повышения грамотности.
-
Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров" 2006
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых сложных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко, образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли. Я предлагаю курс по развитию письменной речи учащихся в 8–9-х классах.
-
Использование информационных технологий на уроках русского языка 2006
Я на своих уроках использую информационные технологии в учебном процессе, потому что именно компьютер обеспечивает высокий уровень самостоятельности школьника; помогает интегрировать знания из различных областей, что способствует повышению качества образования и уровню развития интеллектуальных способностей.
-
Модель урока развития речи в 6-м классе по теме: "Рассуждение" 2006
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Главные цели урока – а) познакомить учащихся с типом речи – рассуждение; б) научить различать этот тип текста среди других; в) развивать устную и письменную речь учащихся. 1 этап урока – вызов с использованием приёма кластера. 2 этап – осмысление: а) работа с определением; б) работа с текстами. 3 этап – рефлексия: написание текста типа рассуждение.
-
Обстоятельства образа действия 2006
Я работаю в школе № 1 с. Аскарово Абзелиловского района Республики Башкортостан. Веду уроки русского языка и литературы в 5–11-х классах. Считаю, что применение различных игровых моментов на уроке, тестирование, новые методы и приёмы в обучении помогают развивать мышление учащихся, их интерес к языку и литературе. Стараюсь шагать в ногу со временем.
-
Программа элективного курса "Издательское дело" 2006
Издательское дело – интегрированный межпредметный курс, рассчитанный на учащихся 8–9-х классов, цель которого – создать базу у учащихся в мире профессий, точнее, дать возможность получения теоретических знаний и практических навыков в создании печатной продукции. Программа курса направлена на ориентацию гуманитарного, информационно-технологического профиля. Курс рассчитан на 18 часов теоретических занятий (по 9 ч. с учителем литературы и информатики) и 16 часов практической работы (создание школьной газеты).
-
Обобщающие уроки по русскому языку. Урок-сказка в 5-м классе по теме: "Имя существительное" 2006
Обобщающие уроки русского языка разных типов предоставляют учителю возможность проверить не только теоретические, но и практические знания своих учеников по данной теме, их готовность к контрольной работе. Учащиеся 5-6-х классов любят уроки-КВНы, уроки-сказки, уроки-путешествия и лабиринты. Такие уроки вызывают у ребят интерес, помогают каждому проявить свои способности.
-
Портрет. Интегративный урок в 7-м классе по теме: "Ее глаза — как два тумана…" 2006
На материале повести Андреева "Иуда Искариот" делаем вывод о психологическом портрете. Писатель через элементы внешней характеристики показывает и внутренний мир героя. Описание позволяет сделать вывод о противоречивости образа героя. Сравнительный анализ "Портрета А.П.Струйской" работы Ф.Рокотова и стихотворения Н.Заболоцкого "Портрет" дает основание говорить о взаимопроникновении искусств. Создается портрет самого близкого человека - мамы.
-
Панорама нетрадиционных способов представления словарных слов на уроках литературного чтения 2006
На уроке литературного чтения во 2-м классе, работающего по системе Л.В. Занкова, представлены варианты организации словарной работы, которые предусматривают активное и осознанное участие детей в представлении нового слова с высокой степенью их заинтересованности, мобилизации внимания, развития мышления. Урок построен с использованием ИТ. Дополнительный материал, содержащийся в рисунках, может служить основой для составления презентации по данной теме.
-
Программа элективного курса "Виды анализа художественного текста". Модули 1, 2 2006
Программа представляет собой углубление основного курса русского языка в 9-м классе и состоит из 2-х модулей: "Комплексный анализ художественного текста" (20 часов) и "Создание авторского текста на основе проанализированного образца" (14 часов). В данном материале представлены содержание каждого модуля, цели, задачи, учебно-методическое оснащение курса, предполагаемый результат и тематическое планирование.
-
Обобщающий урок-практикум в форме деловой игры: "Корректор" в 6-м классе (после изучения темы "Имя прилагательное") 2006
Повторительно-обобщающие уроки являются неотъемлемой частью процесса познания. Такие уроки способствуют глубокому пониманию и закреплению изученного материала. Предлагаемый повторительно-обобщающий урок-практикум в форме деловой игры "Корректор" проводится после изучения темы "Имя прилагательное". Основной целью является воспитание у школьников орфографической и пунктуационной зоркости, совершенствование правописных навыков, формирование норм правильной литературной речи. В сценарии урока практикующий учитель найдет интересный дидактический материал и методические приемы, способствующие лучшему усвоению темы.
-
Конспект урока по русскому языку на тему: "Глагол" 2006
На этом уроке формируется умение распознавать глаголы, отвечающие на вопросы: "что делает?" и "что делают?" Учащиеся работают по индивидуально-ориентированному учебному плану (технология ИОСО).
-
Комплексный анализ текста. Обобщающий урок по теме: "Причастие" 2006
Данный урок является завершающим по теме "Причастие". Повторение по теме проходит в форме комплексного анализа текста, который выполняется учащимися в группах. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться на уроке всем учащимся. В группах ребята оценивают свою работу, работу товарища, помогают друг другу, спрашивают и отвечают и таким образом получают возможность лучше усвоить материал.
-
Конспект урока на тему: "Сочинение по картине К.Ф. Юона "Августовский вечер. Последний луч. Лигачево" 2006
Урок разработан для проведения в седьмом классе. Учащимся предстоит потрудиться по картине со сложной композицией, передать свое отношение к ней и найти яркие, эмоциональные слова, помогающие зрительно представить себе то, что изобразил художник. Опираясь на яркие, запоминающиеся образы художественных картин, учащиеся учатся раскрывать тему и основную мысль высказывания, собирать и систематизировать материал, находить доказательства, совершенствовать написанное и создавать текст сочинения.
-
Урок-лекция "Словосочетание. Предложение" (с соблюдением требований к урокам ИОСО) 2006
Использование информационно-коммуникационных технологий удачно сочетается с технологией ИОСО (индивидуально-ориентированной системой обучения). Компьютер служит как демонстрационное средство наглядности, учащихся заинтересовывает работа с динамическими таблицами, опорными схемами, презентациями. По-своему интересна работа с программой виртуальной школы "Кирилла и Мефодия". Она используется чаще для уроков-лекций и закрепления нового материала.
-
"Интеллектуальный бой" — одна из нетрадиционных форм урока русского языка 2006
Постоянное совершенствование учебного процесса, поиск новых форм обучения языку, умелое сочетание их с традиционными формами - задача каждого учителя. Автор предлагает вашему вниманию одну из форм нетрадиционного урока - "Интеллектуальный бой" по теме "Лексика", проводимого в 5-м классе. "Лексика" является одним из самых интересных и увлекательных для детей разделов науки о языке. Расширить знания, повысить интерес к изучаемому материалу поможет такая форма работы, как "Интеллектуальный бой".
-
Мастер-класс по элективному курсу "Период" на тему: "Сложный период" 2006
Введение предпрофильной подготовки в выпускном классе основной школы призвано стать важным средством для выбора профиля обучения в старших классах. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка - это две главных части одной системы - подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Мой элективный курс, который я провожу в рамках профильного и предпрофильного обучения, называется "Период".
-
Тема урока: "Бить челом. История одного фразеологизма" 2006
Каждому человеку нередко приходится слышать и самому применять выражения, получившие названия фразеологизмов: идиомы, пословицы и поговорки, крылатые слова. Знакомство с историей возникновения фразеологизма является не только увлекательным занятием, но и способствует развитию культуры речи, воспитанию чувства патриотизма и пробуждению интереса к истории своего народа.
-
Подготовка к сочинению-миниатюре "Мой любимый цветок" 2006
Изучение имени прилагательного немыслимо без ознакомления с тем, какую роль оно играет в нашей речи и особенно в художественном произведении. В связи с этим было проведено сочинение с предварительным анализом текстов-образцов в классе. Для работы была взята тема "Мой любимый цветок".
-
Урок русского языка в 7-м классе на тему: "Разряды союзов по значению" 2006
Урок русского языка в 7-м классе на тему "Разряды союзов по значению" выстроен в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Представлена оригинальная система заданий для самостоятельной работы учащихся на каждом этапе урока.
-
Урок русского языка в 3-м классе (1—4) по теме: "Род имен существительных" 2006
Вниманию читателей предлагается урок по программе "Школа ХХI века" Н.Ф.Виноградовой. Урок выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Использован проблемно-поисковый метод. Создается алгоритм действий, что пробуждает интерес к изучаемому вопросу, развивает монологическую речь учащихся. Содержание данного урока способствует созданию ситуации успеха за счет доступности заданий и учета возможностей каждого ученика, снимает у детей состояние тревожности, утомляемости.
-
Давайте понимать друг друга с полуслова 2006
В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Настоящий проект направлен, прежде всего, на развитие культуры речи учащегося, т.к. ученик должен иметь четкое представление о том, какая речь вредит человеку, становится его врагом.
-
Как развивать интерес к родному языку 2006
Если каждый отдельный ученик определит для себя, что ему необходимо знать русский язык, чтобы жить в обществе, быть личностью, возникнет и интерес к языку, к уроку. Каждый ребенок должен определить для себя, что на уроке русского языка он не просто учится грамотно писать по-русски, что немаловажно для современного человека, но и учится излагать свои мысли, говорить публично, познает действительность и приобщается к национальной культуре русского народа, т.е. он учится жить в обществе.
-
Развитие творческого воображения и ассоциативного мышления учащихся на уроках развития речи 2006
Работая с произведениями живописи на уроках развития речи, дети учатся наблюдать, проникать в существо предметов, явлений окружающего мира. Использование музыкальных записей по теме урока - развивает творческое воображение, ассоциативное восприятие, воспитывает эмоции, развивает культуру учащихся.
-
Урок-игра "Что мы знаем о В.И. Дале" 2006
Имя В.И. Даля как составителя "Толкового словаря" хорошо знакомо и взрослым, и детям. Но далеко не все знают, как многогранен был этот великий человек. Датчанин по происхождению, но истинно русский душой и сердцем, Даль был и кадетом морского корпуса, и лекарем, и чиновником, и конструктором, и этнографом, и писателем, и составителем словаря. Жизни и деятельности этого человека и посвящен сценарий лекции-игры.
-
Нетрадиционные задания по русскому языку 2006
В данной работе предлагаются некоторые нетрадиционные задания по русскому языку, которые можно использовать и в начальной школе, и в средней. Например, "волшебные картинки", лабиринты, ребусы, перевертыши и др., которые требуют от ученика аккуратности, терпения, умения устанавливать логические закономерности, размышлять. Эти задания имеют положительное эмоциональное воздействие на ребенка, да и сложный материал усваивается гораздо легче. Большинство заданий развивают у детей наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, логику, то есть те психические процессы, которые необходимы для успешного усвоения и других учебных предметов.
-
Интегрированный урок риторики и русского языка в 6-м классе по теме "Употребление деепричастий в речи" 2006
Как показывает практика, речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастий, являются типичными, распространенными, искажающими смысл сказанного. Так как деловой стиль личного официального письма требует точности и насыщен деепричастиями, то особенно важно интегрировать эти важные темы на этапе завершения их изучения.
-
Урок русского языка в 11-м классе по теме: "Тире между подлежащим и сказуемым" (на материале поэзии символистов) 2006
В статье на материале стихотворений В.Брюсова "Юному поэту" и Д.Бедного "Мой стих" раскрываются причины постановки или отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.
-
Тексты публицистического стиля при подготовке к изложению 2006
Учащимся 11-го класса в конце учебного года дано право выбора: сдавать письменный экзамен по русскому языку и литературе в форме сочинения или изложения с элементами сочинения. Данная разработка открытого урока посвящена подготовке к изложению с элементами сочинения. Мною для этого выбрано упр. 74 из учебника-практикума по русскому языку (авторы А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова). Данный текст предоставил большую возможность повторения и особенностей публицистического стиля, и орфографии, и пунктуации. Дополнительный вопрос, сформулированный в последнем предложении текста, позволяет учащимся проявить свои творческие способности.
-
Творческое взаимодействие учителя и учащихся при обучении русскому языку 2006
В работе "Творческое взаимодействие учителя и учащихся при обучении русскому языку" рассказывается о "карточках-близнецах". Ученики находят в речи товарищей грамматические и речевые ошибки и недочеты, обыгрывают их в стиховой форме и создают правильный вариант. В эту работу с интересом включаются и родители учащихся. В работе также говорится о том, как старшеклассники изучают эвфемистические способы выражения - огромный пласт языка, где эвфемизмы - "законное" средство языкового выражения - имеют четкий, нормативный статус и в культуре речи человека играют немаловажную роль.