Карта знаний как одна из форм контроля и самоконтроля учащихся на уроках русского языка в 6-м классе. (Описание педагогического опыта)

Разделы: Русский язык


О чем мечтает каждый педагог на уроке? Говоря на языке профессионального общения, скорее всего – о создании комфортной учебной среды в классе, о четком представлении об уровне познавательных интересов учащихся, об установлении доминанты самосовершенствования личности (стремления учащихся к успешности в учебе, реального достижения ими лучших учебных результатов, активного развития позитивных личностных качеств и т.д.)

Ах, как хочется учителю меньше самому говорить и делать на уроке, а больше слушать детей и только руководить их деятельностью! Как страстно мечтает он о том, чтобы каждый ребенок захотел учиться, а неизбежные трудности учебного процесса ему помогли бы преодолеть не только педагог (или родители), а и одноклассники – те, кто всегда рядом и от оценки которых так тесно зависит самочувствие наших учеников!

Решить эти профессиональные задачи мне помогла счастливая “находка”, которую я назвала Картой знаний. Она помогает мне осуществлять постоянный контроль за уровнем освоения учащимися учебного материала и выработать в моих подопечных навыки постоянного самоконтроля за собственными знаниями, а также воспитывать стремление к улучшению учебных результатов и более глубокому освоению изучаемой темы.

Данная форма была апробирована мною в двух шестых классах, ее приняли дети, и теперь мы уже не можем обойтись без нее.

Идея осуществлять контроль за знаниями учеников в форме Карты возникла не сразу, ее окончательный вид сложился в процессе педагогических поисков, активном сотрудничестве с детьми. Свой педагогический опыт я и хочу описать.

Шестиклассники – такой активный народ, что, если не задействовать их любознательность в учебном процессе, она неизбежно проявится в других видах деятельности (и вовсе не обязательно в полезных). Подростки уже активно включаются в сферу межличностного общения, учеба потихоньку начинает отодвигаться на второй план.

В начале 6 класса я вдруг заметила, что стихи, рассказы и другие творческие работы моих учеников – сплошь о любви, а при повторении изученного в 5 классе кривая учебных успехов стремительно поползла вниз. Я знаю: уговорами и посулами тут не поможешь, нужна четкая система действий. Чтобы выплеснуть свою боль по поводу заметно остывшего желания учиться, я составила для себя (чтобы иметь четкую картину знаний) и для них (для постановки конкретных учебных задач для каждого) Карту тревожных правил (см. Приложение №1).

Невероятно помогла в этом Тетрадь с опорными конспектами, которую каждый ребенок ведет начиная с 5 класса, где учебный материал строго дозирован в виде правил (и в начале года достаточно было только отсылать детей к тому или иному повторяемому правилу, не утомляя их и себя однообразным повторением, и уже спрашивать с них). Кроме того, моей привычкой стало проводить на каждом уроке экспресс-опрос (в течение 1-3 минут), когда каждый ученик письменно отчитывается о выученном дома правиле.

В первой Карте по вертикали я указала номера правил и их название, по горизонтали – номера участников по списку (без фамилий – чтобы не травмировать подростков выставлением на всеобщее обозрение их плохих результатов). Вместо пятерок и двоек для разнообразия я использовала другие обозначения (впрочем, довольно прозрачные): “плюс” - ученик знает правило (соответствует оценке “5”), “вопросительный знак” - я сомневаюсь в его знаниях (соответствует “4”), “минус” - ученик плохо знает правило (“3”), “большой минус” - совсем не ориентируется в учебном материале (“2”). Пустая клеточка означает, что подросток по какой-либо причине не сдал это правило со всем классом, но обязан это сделать в удобное для него время.

И вот Карта тревожных правил вывешена в кабинете. Как воспримут ее учащиеся? К моему удивлению, их реакция была стопроцентно положительной, что, в принципе, легко объяснимо еще высоким в этом возрасте авторитетом взрослого (вот почему необходимо именно в 5-6 классах начинать серьезную кропотливую работу по воспитанию ответственности детей за результаты своего учебного труда). Более того, дети, с их практической цепкостью, сразу же спросили: “А как исправить минусы и вопросительные знаки?” Хорошо, подхватим их инициативу (нам это и нужно). Дадим неделю на исправление и спросим каждого заново.

На следующий день моя голова пошла кругом: шестиклассники буквально взяли меня в осаду; большинство жаждало улучшить свои учебные результаты. Ну, если учитель один не в силах справиться – значит, нужно искать помощников. Так постепенно начала оформляться система консультантов, которых, правда вначале я воспринимала как экспертов – тех, кто знает данное правило на “отлично” и способен справедливо и требовательно оценить другого ученика. Экспертов выбирала я; им было дано право вносить исправления в Карту, которая активно “работала” на всех переменах.

Через неделю (сдержав свое слово по строго установленной дате, иначе подростки “расслабятся” и не все выполнят поставленной перед собой задачи) я сняла Карту тревожных правил, внесла изменения в компьютер и вывесила на то же место в кабинете теперь уже Карту счастливых правил (памятуя о совете психолога работать “не на негативе, а на позитиве”). (См. Приложение №2). Отдельно были выделены те учащиеся, которые знали все правила на “отлично”.

И что же дальше?.. Чего-то недоставало. Интуитивно я почувствовала – эта карта должна привести к какой-то большой, извините, “льготе” для учащихся. А почему бы и нет? Помню, как в университете нам, студентам, автоматически выставляли зачет за все посещенные лекции и выполненные работы. Решено! Чтобы стремление учащихся к самосовершенствованию (в плане учебной деятельности) не угасло, дадим возможность тем, кто все правила сдал на пятерки, почувствовать весомость проделанного труда – освободим их от диктанта по теме. Сказано – сделано. Боже мой, какими завистливыми взглядами провожали этих счастливчиков! “Повезло…” - шепнула одна девочка. “Заработали!” - ответила я. (Но на всякий случай, неявно для детей, я проконтролировала и “счастливчиков”: дала самостоятельную работу с интересными заданиями, углубляющими представления по изученной теме. Для меня – контроль, для них – развитие. Проверив, была довольна. Задания выполнены в соответствии, с незначительными отклонениями, с заданным уровнем. Это был конкретный, проверенный результат работы).

Начиная изучение следующей темы “Глагол”, я уже активно, и сразу же, с первого урока, стала использовать Карту знаний (См. Приложение №3). Ввели, по согласованию с детьми, несколько улучшений:

  • Сразу же определяли консультанта (уже не эксперта, и функция у него несколько иная – не только проконтролировать выученное правило, но и помочь освоить его тем, кто испытывает затруднения),
  • Точно указывали время пересдачи правила (сразу же после получения оценки)
  • Вели наблюдение за Картой на каждом уроке (я использовала весь спектр педагогических воздействий: похвалу, порицание, убеждение; одновременно выясняла возникшие трудности, пути разрешения которых намечали вместе с детьми)

Вначале она была выполнена в единственном экземпляре, для класса. Но, как только наполовину заполнилась, распечатана для каждого ученика класса – для большей эффективности самоконтроля.

Теперь шестиклассники сами требовали начинать урок с Карты знаний, и это вошло у нас в привычку. А перемены были использованы для пересдачи правил. Заместитель директора школы стала интересоваться: чем же занимаются дети? Собираются по несколько человек на всех переменах и что-то оживленно обсуждают. И была безмерно удивлена, когда выяснилось, что это консультанты объясняют и принимают у одноклассников правила по русскому языку.

Сдавшие правила на одни пятерки (их количество значительно увеличилось) писали диктанты (я не больше не рисковала, освобождая от формы комплексной проверки знаний), но в зачете по теме “Глагол” (а он огромен по объему материала) участвовали не в роли опрашиваемого (если точнее, в роли марафонца в Интеллектуальном марафоне, о чем я писала в прошлогоднем Фестивале педагогических идей), а в роли эксперта, принимающего “свое” правило. Между прочим, как показала рефлексия, эксперты боялись не меньше (даже руки тряслись), но справились со своим страхом успешно.

Приступая к следующей теме – “Имя прилагательное”, - я уже знала, что буду отдельно спрашивать теорию (знание правила) и проверять умение применять его на практике. Теперь за каждое правило ученики получают две оценки: за теорию и практику.

Подводя итог (не окончательный, т.к. прошло всего полгода), могу отметить безусловный положительный эффект от применения Карты знаний и системы консультантов при обучении русскому языку в 6 классе.

Что она помогает сделать?

  • Дает учителю полную картину знаний учащегося (выявляет пробелы и позволяет работать с ними индивидуально)
  • “подталкивает” ученика к улучшению учебных результатов (результаты учебного триместра значительно улучшились) и, естественно, укреплению знаний, а в результате – приучает к постоянному самоконтролю и способствует процессу саморазвития, вырабатывает многие позитивные качества (индивидуальные у каждого подростка).

Какие необходимые условия требуется соблюдать при ее применении?

  • Строго дозированный учебный материал (в виде нумерованных правил в Тетради для опорных конспектов)
  • Ежеурочный контроль за знанием правила (теории и практики) с занесением результатов в Карту знаний
  • Обеспечение каждого ученика класса Картой знаний по теме
  • Создание системы консультантов, которые контролируют исправленный результат и в случае необходимости помогают преодолеть трудности учебного процесса
  • Четкое определение временных границ на пересдачу правила
  • Поощрение лучших учеников, освобождение от зачета (участие в зачете в роли эксперта)

…Теперь ищу “ключик” к 8 классу, который никак не хочет учиться. Кто подскажет идею?