Данные дидактические материалы предназначены для использования на уроках проверки знаний в 8 классе по теме “Обращение. Вводные слова”, целью которых является контроль уровня усвоения материала.
Материал представлен в виде карточек различного уровня сложности, включает в себя как теоретические, так и практические вопросы и может быть использован не только на заключительных уроках по теме, но и для текущего контроля и выявления проблем в усвоении темы. Кроме того, параллельно учащиеся решают орфографические и пунктуационные задачи, демонстрируют знание разделов “Лексика” и “Культура речи”.
Вариант 1.
1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.
Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.
2. Дай определение вводных слов. Какими знаками препинания выделяются вводные предложения?
3. Поясни лексическое значение слова сезон. Составь с ним предложение, осложненное вводным словом.
4. Определи группу для каждого из вводных слов: по-моему, во-первых, наверное, к счастью.
Вариант 2.
1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.
Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.
2. Дай определение обращения. Чем оно отличается от вводных слов?
3. Поясни лексическое значение слова транслировать. Составь с ним предложение, осложненное вводным словом.
4. Определи группу для каждого из вводных слов: действительно, к удивлению, итак, по сообщению, пожалуй.
Вариант 3.
1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.
Куда б_жишь тр_пинка милая куда з_вешь куда в_дешь? Сл_ти к нам тихий вечер на мирные поля! Мои пытливые вопросы оч_видно смутили дядю. На наше счастье буран зад_ржался. К сож_лению в сосняке скрывались люди. Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал.
2. Дай определение обращения, вводных слов.
3. Поясни лексическое значение слова симфония. Составь с ним предложение, осложненное вводным словом.
4. Определи группу для каждого из вводных слов: конечно, к сожалению, по словам, кажется, во-первых, иначе говоря.
Вариант 4.
1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.
Некрасов был (не)сомненно прав: вечно только доброе потому что только доброе разумно. П_рою мне к_залось что я погружаюсь в некую глубину. Старший лейтенант к_залось совсем забыл о транспорте. Кузнец Архип по всеобщему пр_знанию был мастер хороший. Лети моя птичка далеко лети в городок мой родной. Что же ты ивушка (не)весело стоишь? Город наверное выгл_дит сейчас иначе.
2. Продолжи таблицу.
Значение вводных слов | Пример |
Различная степень уверенности | Конечно,… |
… | Во-первых,… |
3. Поясни лексическое значение слов симфония, дебют. Составь с ними предложения, осложненные вводными словоми.
4. Дай определение вводных слов. Чем они отличаются от обращений?
Вариант 5.
1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.
Эй пош_л ямщик! Коло(н,нн)а должно быть уже сн_лась на вывозку хлеба. Во- первых Иван настоящий парень во-вторых он мой лучший друг – значит человек надежный. И только Лена не пр_нимала участия в разговоре девушек и к_залось (не)разделяла их воодушевления.
2. Продолжи перечень вводных слов по значению.
Различная степень уверенности – конечно, …
Источник сообщения – по-моему, …
3. Поясни лексическое значение слов сезон, дебют. Составь с ними предложения, осложненные вводными словами.
4. Как выделяются на письме вводные слова и предложения? Назови несколько вводных слов, используемых в разговорной речи.
Вариант 6.
1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.
Как хорошо ты о море ночное! Сергей Сергеевич разрешите мне завтра поехать с вами. К счастью папы нет дома мама тоже куда-то ушла. Значит можно ни(у) кого (не) спрашиват(?)ся. Завтра по-вид_мому будет хорошая погода. Мне я вам прямо скажу нян(?)чит(?)ся с вами некогда. С песней всем известно легче жить и строить.
2. Продолжи перечень вводных слов по значению.
Способы оформления мысли – одним словом, …
Различные чувства – к моему удивлению, …
3. Поясни лексическое значение слов транслировать, симфония. Составь с ними предложения, осложненные вводными словами.
4. Дай определение обращения. Чем оно отличается от вводных слов?
Вариант 7.
1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.
Капли жемчужные капли пр_красные как хороши вы в лучах золотых и как печальны вы капли (не)настные осенью черной на окнах сырых. Лети моя птичка далеко лети в городок мой родной. Однако к уд_влению моему майор н(и)чем (ни)кого(не)донимал. Наш соловей был по-вид_мому из опытных старых певцов. В_прыснутые дождем травы отдохнули пот_мнели и может быть поэтому в лесу было так прохладно тихо.
2. Укажи значение вводных слов (5 групп).
3. Поясни лексическое значение слов сезон, дебют. Составь с ними предложения, употребив слова-предложения.
4. Спиши, расставляя знаки препинания и употребляя вместо точек слова из скобок.
…боцман без задержки появился у мостика (и точно). …он был тут же потому что аккуратно подтянутый поясом клеенчатый его реглан поблескивал от брызг а наушники меховой шапки были опущены (вероятно). Мостик … был очень невысоким и боцман не поднимаясь с него просто остановился на палубе возле командира выжидательно подняв к нему лицо (как указано). Покрасневшее от ветра, спокойное и серьезное, с правильными чертами, оно было почти красивым но не очень приветливым. Неразговорчивость боцмана … была хорошо известна командиру (видимо).
Вариант 8.
1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.
Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.
2. Укажи значение вводных слов (5 групп).
3. Поясни лексическое значение слов аллитерация, дебют. Составь с ними предложения, употребив слова-предложения.
4. Спиши, вставляя в текст подходящие по смыслу вводные слова, расставь знаки препинания.
Перевал … был близко подъем постепенно выравнивался тропинка уже не петляла по заснеженному скалистому взлобью справа возвышалось что-то серое … громада другой горы … они добрались уже до седловины (пожалуй, наверное, значит). Ветер по-прежнему безумствовал в своей неуемной ярости будто в невидимой гигантской трубе выло стонало даже звенело. … звенело … в ушах (впрочем, возможно). Мороз … крепчал от стужи больше всего доставалось рукам и коленям (очевидно).
Вариант 9.
1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.
Легкий ветерок что так сладко ты ве_шь? Каждому человеку сч_таю свое в жизни положено. Знаете ли вы например какое насл_ждение выехать до з_ри? Человек шесть немцев им уд_лось сгруппироваться опасливо оглядываясь двигались в нашу сторону. К_залось земля во много раз увеличивала свою силу пр_тяжения. При край родимый так баян сыграй чтобы жилось и пелось от души.
2. Продолжи перечень вводных слов по значению.
Меньшая степень уверенности – наверное, …
Источник сообщение – по- моему, …
3. Поясни лексическое значение слов симфония, дебют. Составь с ними предложения, употребив также междометия и слова-предложения.
4. Дай определение обращения. По каким признакам можно найти обращения и вводные слова?
Вариант 10.
1. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.
Сыпь ты черемуха снегом пойте вы птахи в лесу. Дядя Михайла как называли его ребятишки был высок сутул худ. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Конечно бывало и так что в свежую погоду шлюпку при высадке Ра_бивало о камни или выкид_вало на берег. Отв_ри мой друг окошко воздух тепел и душист ни один не к_лыхнется на березках белых лист.
2. Продолжи таблицу.
Значение вводных слов | Пример |
Большая степень уверенности | Конечно,… |
… | Во-первых,… |
3..Поясни лексическое значение слов сезон, дебют. Составь с ними предложения, употребив также междометия и слова-предложения.
4. Дай определение вводных слов. Чем отличается обращение от вводных слов?