Цель: Формирование интереса к изучаемому
разделу и предмету в целом;
подготовка к изучению раздела “Лексика”.
Эпиграф:
Черные, кривые,
В одиночку все немые.
Встанут в ряд —
Сейчас заговорят.
Ход урока
I. Работа над эпиграфом
Что взято эпиграфом урока? Отгадаем?
Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить их выбор.
Задания:
заговорят 1
заговорят 2 3 работают у доски
заговорят 3
II. Переход к теме урока
Во что же складываются “черные кривые”?
Выразительное чтение стихотворения:
Так велика гора черновников,
Бумаг исписанная масса,
Что, кажется, за несколько веков
Мне разобраться в этом не удастся
И не отточишь никаких лопат,
Чтоб все пласты поднять вот эти снова,
Где происходит интереснейший распад
Всех важных элементов слова.
Слово… Самый интересный предмет изучения.
III. Словарный диктант (2 работают у доски)
Азбука, алфавит, абзац, автор, актер, абажур,
апельсин, ананас, арена, армия, акварель,
автомобиль, айсберг, алмаз, ателье.
15 слов.
IV. “Редкие” буквы
1. “А”
Какую букву чаще всего называют даже игроки
“Поля чудес”, начиная игру со словом? А! И чаще
всего она в слове есть.
Но я утверждаю, что буква а в начале
русских слов — большая редкость!
Да-да! Русскому языку очень свойственны слова,
где эта буква находится в середине. Приведем
примеры:
Лампа, банка, словарь, заяц и т. д.
На конце: рука, нога, девочка, голова,
удочка …
А вот оказывается, русский язык почти совсем не
терпит слов, начинающихся на а. Возьмем в
руки “Толковый словарь”. Откроем (какие
страницы?). Здесь довольно много слов на а. Но
почти около каждого из них указано, что это слово
пришло к нам их другого языка вместе с понятием,
которое оно обозначает:
ананас — индейское;
абажур — французское;
абзац — немецкое и т. д.
Кстати, работая с тем же “Толковым словарем”, вы можете заметить, что все чужеземные слова (скоро мы узнаем, что они называются заимствованными) являются существительными. И это понятно: наш язык пополняет свой запас очень разборчиво. Он берет слова, обозначающие предметы-объекты, которых у нас нет:
альбатрос;
аллигатор,
но уж признаки, действия, которые мы наблюдаем,
называет исконно родными словами.
Для вас это лишь интересные сведения, которые,
правда (и я это попробую доказать), имеют
практическое применение. А вот для ученых-языковедов
ещё много работы, чтобы понять, почему русский
язык не любит начинать свои слова с буквы а.
Русский язык — не исключение. В каждом языке есть
буквы, “живущие в почете”, есть те, что находятся
“на задворках”.
Буква ы в русском языке…
А вот в Турции, на Чукотке слова пестрят ы:
ышкаф — шкаф
ылы — тёплый;
ырц — честь;
Ырак — Ирак;
ытри — они;
рырка — морж.
Название книги Л. Успенского “Четыре боевых
случая” звучит на Чукотке так:
“Нырак мараквыргытай кырыргыт”!
2. “Ф”!
Буква А почти не встречается в начале исконно
русских слов, но в середине, в конце слова —
сколько угодно!
А есть буква алфавита, которой в русских
словах нет вообще!
Прочтём выразительно стихотворение А. С. Пушкина
“Зимнее утро”.
Что интересного в свете сегодняшнего урока сразу
увидели?
Аврора! — найти значение слова, из какого языка
к нам пришло (дом. задание).
А ещё? Не буду вас томить: предлагаю взяться за
карандаш, положить перед собой лист бумаги и
подсчитать, сколько раз встречаются в
стихотворении разные буквы алфавита. Скажу сразу
— найдите букву Ф!
Её нет!
Перелистаем: “Сквозь волнистые туманы …”,
“Песнь о вещем Олеге”,
“Сказку о попе …”, “Полтава” …
Вот в “Полтаве” 30000 слов и только два слова (!) с
буквой Ф:
цифры — тогда обозначали шифр (араб.);
анафема — проклятие (греч.).
Что же это: случайность или предвзятое отношение
великого поэта к несчастной букве?
Нет! Вы с таким же результатом можете пролистать
произведения и других русских писателей-классиков.
Сделайте это дома! (Дом. задание.)
Может быть, вы уже и сами сделаете вывод, почему
так редко встречаются слова с буквой Ф?
Оба выписанные из “Полтавы” слова — не русские
по своему происхождению. Если вы опять откроете
словарь, то убедитесь, что любое слово с Ф
пришло к нам из другого языка:
фонарь — светильник (греч.);
кофе — араб.;
Федор — божий дар (греч.);
Фока — тюлень (греч.).
Но не верьте мне на слово! А раскройте дома
любимые произведения русских писателей,
вооружитесь словарем и поработайте не как
обычные читатели, а как исследователи-языковеды.
Вглядитесь в художественные тексты в вашем
учебнике по литературе в разделе “Зарубежная
литература”. Вы увидите перед собой переводы с
европейских языков (Байрон, О’Генри).
Буква-иностранка здесь чувствует себя, как дома!
А редкость буквы Ф в нашей классической
литературе — это лишь доказательство высокой
чистоты русского языка у наших великих
писателей!
Вы вправе задавать вопрос: а зачем мы об этом
говорим? Какая разница, каких букв в нашем языке
больше или меньше?
А подумайте …
В словах русского языка больше всего букв П, Р, К,
Б, В, Е.
Меньше всего — Ц, Щ, Ъ, Э, Ы.
Типография, цех… Печатается новый номер газеты…
Можно ли запасать одинаковое количество
металлических литер?
Нет! “П” иссякнет на 50-ом номере, а “Щ”
останется на 9000 номеров!
Приглядитесь к пишущей машинке, клавиатуре
компьютера…
“П”, “Р”, “К”, “Е”, “Н”, “О” - в центре, под
рукой;
“Э”, “Ы”, наша “новая знакомая Ф” — в углу: они
не так часто в работе.
Если вы имеете записную книжку, перелистайте её!
Законы русского языка и здесь приняты во
внимание: под “популярные” буквы отведено
несколько страниц, под “Щ”, “Я” — по одной.
Т. о., законы русского языка необходимо в разной
мере знать людям самых разных профессий.
Значит, это нужная информация!
V. Работа с новым словом.
В словарик — ИНФОРМАЦИЯ
Что можете сказать о новом слове с точки зрения морфологии?
Лексическое значение? О чем сразу говорит “Ф”?
Читаем сведения в “Толковом словаре”.
Подобрать однокоренные слова.
Составить и записать синтаксические единицы на обсуждаемую тему (по группам):
- словосочетение;
- простое предложение;
- сложное предложение.
Полезная информация, получить информацию;
Я постараюсь использовать эту информацию на
уроках русского языка.
Информация о редких буквах русского языка очень
интересна, и для меня многое стало теперь
понятным.
VI. Самая “дорогая” буква в русском алфавите
Чтение стиха:
А про меня языковед
Сказал: “Не буква — дармоед!
Она не означает звука,
А лодыри — не для науки!”
И после ряда строгих мер
Из языка исчезла Ъ (ер).
Теперь я в качестве ином,
Работы — небольшой объём.
Я ею вправду не загружен,
Но рад, что изредка, да нужен,
Знаком я только с Е, Ё, Я, Ю,
С приставкой — я за неё стою.
И без меня вам — ну никак!
Теперь зовусь я — Ъ (твёрдый знак)!
Учитель: да, Ъ сейчас ведёт себя тихо, смирно.
Как скромный труженик он выполняет одну, но очень
нужную работу. Каково?
Сравните: обедать — объедать; сесть — съесть.
Работа очень важная. Правде, есть у Ъ соперник,
который постоянно пытается сбить нас с толку — Ь!
Но мы ему чуть позже докажем, что ему это не
удастся!
А почему Ъ — дармоед? А ещё называется буквой-разбойником,
лодырем, паразитом… О нём шли среди языковедов
горячие споры.
В связи с чем? Кто из нас видел газетные или
книжные издания до 1918 г.? Везде Ъ!
Ученикам демонстрируется I том “Русской литературы” 1905 г. издания.
Вот знаменитый роман Л. Н. Толстого “Война и
мир” (Где мы встречали это название?).
Первое издание 1897 г. насчитывает 2080 страниц. 3 млн.
370 тыс. букв! У каждой задача — донести до
читателя мысли великого автора. И вдруг… Среди
букв – тружеников — 115 никчемных Ъ на одной
странице! А если их собрать всех вместе — это 70
печатных страниц! То издание, о котором я говорю,
вышло тиражом 3000 книг. Сколько страниц с Ъ? 210000!
Для сравнения:
“Малахитовая шкатулка” — 1000 страниц;
“Таинственный остров” — 780 страниц.
А это не пустяк: 3 дня рабочие типографии печатали
только Ъ! На бумагу под эту букву понадобилось
вырубить леса S = 20 м2. Это только
на 210000 страниц! Мы говорили об одной лишь книге.
Т. о., не зря в царской России Ъ называли самой
дорогой буквой!
В наши дни книги выходят миллионными тиражами.
Так что сейчас
роль Ъ более конкретна, значительна, а значит
уважаема, хотя слов с Ъ в русском языке = 0,02
словарного состава.
Распределительный диктант.
ЪЬ
Съедобный, птичьи, ночью, ручьи, съехать, подъём,
обезьяна, объяснение, разведчик, бельё, подъезд,
вьюга, объявление.
— проверяем, проговариваем правила,;
— какое слово — лишнее?
VII. Вывод учителя
Человек создал язык, а язык оплатил своему
создателю сторицей. Он позволил ему развить
человеческий мозг, отблагодарил человека. Язык
сделал плодотворным человеческий труд.
Нельзя определить дату, когда люди стали
существами говорящими, невозможно отметить
юбилей языка. Нет, к сожалению, возможности
почтить память его “изобретателя”. Ведь их
миллионы, каждый носитель языка, то есть мы с
вами, украшаем его, развиваем, или наоборот,
тормозим его развитие своей неграмотностью.
Звук породил букву… Буквы сложились на бумаге в
слова… Слова выстроились в предложения. А чтобы
мы понимали и письменную, и устную речь
окружающих, нам в помощь созданы уже человеком
правила.
Слова… Они живые, как и все на свете. Их характеры
надо знать, понимать, чувствовать. Ими, поверьте,
стоит интересоваться. И когда их поближе узнаешь,
кто ведает, может, это общение породит дружбу или
даже любовь!
Язык — и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно —
В огромном море — море слов —
Купаться ежечасно!