Программа курса “Творчество художников Хакасии последнего десятилетия” рассчитана на учащихся X (XI) классов и предусматривает расширение их теоретических и практических знаний и умений в области эстетики, истории искусств, стилистики.
Введение данного курса вызвано острейшими проблемами, касающимися мировоззрения, поведенческой ориентации, жизненного выбора учащихся, их отношение к миру, другому человеку и самому себе, культурному наследию своего народа.
Обращение к живописи как к самому популярному и сложному из изобразительных искусств неслучайно. В нем с максимальной силой выразилось умственное и духовное, интимное и гражданственное, на которое отзывается натура человека. Поэтому необходимо представить художественное произведение (картину) как целостную, самоорганизованную структуру, где все элементы участвуют в воплощении художественного замысла, создавая ту или иную образную картину мира.
Композиция, характер рисунка и колорит, материалы и техника их обработки и использования - все эти выразительные средства художника, особый язык, активные носители образного стиля, изучение которого позволяет полнее, глубже проникнуть в него.
Задача курса научить “читать” многообразие языка живописи и понимать глубинные смыслы художественных произведений, помочь в воспитании культуры художественного восприятия, ввести в сложный мир изобразительного искусства.
Программа решает комплексную роль, направленную на образование и развитие личности ученика в процессе овладения им навыками речевой деятельности, и конкретизируется через следующие задачи:
- углубление, систематизация знаний учащихся об языке живописи, жизни и творчестве хакасских художников, развитие навыков конструирования и редактирования текста;
- совершенствование владением функциональными стилями речи, с одновременным расширением знаний о публицистическом стиле, его признаках и правилах пользования;
- воспитание культуры художественного восприятия, развитие эстетического вкуса;
- формирование гуманитарной культуры.
Курс “Творчество художников Хакасии последнего десятилетия” состоит из четырех разделов и построен на принципах:
- Осознание самоценности, уникальности человеческой личности и культурном процессе.
- Видение мира, понимание смысла бытия не через отвлеченные абстракции, а через деятельность человека.
- Интегрированный характер (взаимодействие искусства, языка и литературы, психологии, эстетики).
- Личностно ориентированная направленность (учитываются интересы и склонности школьников).
Основное содержания курса включает три содержательных линии:
- расширение знаний учащихся о роли изобразительного искусства в жизни общества;
- активизация знаний о лингвистике текста;
- углубление знаний о языке живописи.
Программа предполагает использование форм и методов, раскрывающих творческий потенциал личности.
Это проблемное обсуждение, ролевые игры, “круглые столы” с художниками, творческие практикумы, исследование, анкетирование, написание творческих работ, создание проекта.
Содержание программы
I. Введение (1 час)
Знакомство с содержанием курса.
Цели и задачи.
Роль искусства в жизни общества.
II. Актуализация знаний в области эстетики, искусствоведения (4 часа)
Живопись как вид искусства. Виды и жанры живописи. Материалы и техника. Выразительные средства: цвет, свет, ритм, перспектива.
III. Знакомство с творчеством хакасских художников последнего десятилетия (6 часов)
Биография и творческий путь В. Ф. Капелько.
Жанровое своеобразие произведений художника.
Поэтическое видение мира в жанровой картине и портрете. Чудо-стихи “Лошадь ржала в железную дудку”.
Биография и творческий путь С. Бондина. Особенности творчества. (Рисунок 1-5)
Портретная живопись Александра Терентьева.
Мистическое и реальное в творчестве Сергея Стеблина.
IV. Создание текстов в различных публицистических жанрах (4 часа)
Общее знакомство с жанрами (предметное содержание, целевая задача, композиционные и языковые особенности, разновидности).
V. Итоговое занятие (2 часа)
Создание проекта или защита рефератов.
Программа направлена на выработку основных умений:
- умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее;
- умение редактировать и совершенствовать текст в соответствии с задачами жанра;
- написание текстов различных публицистических жанров.
Данный курс предполагает освоение мира художника в историко-культурном аспекте.
Виды контроля:
- контрольные вопросы и задания, зачеты (теоретический блок);
- выполнение итоговых практических заданий.
Программа рассчитана на 17 часов.
Литература
- Борев Ю. А. Эстетика. М., 1999г.
- Волков Н.Н. Восприятие картины. Пособие для учителя. М., 1976г.
- Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1990г.
- Ладыженская Т.А. и Запевалова Т. С. Методические
указания к
факультативному курсу. “Теория и практика сочинений разных жанров”.
М., “Просвещение”, 1990г. - Ладыженская Т.А. и Запевалова Т.С. “Развивайте
дар слова”. Пособие для
учащихся. М., “Просвещение”, 1986г. - Лосева Л.М. Как строить текст. М., 1980г.
- Недашивин Г.А. Беседы о живописи. М., 1961г.
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1976г.
- Тютюник В.В. Справочник. Материалы и техника в живописи. М., 1980г.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждения. М., 1982г
- Александрова E.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1971г.