Элективный курс для учащихся 10–11-х классов по теме: "Творчество художников Хакассии и юга Красноярского края последнего десятилетия"

Разделы: Русский язык, МХК и ИЗО


Программа курса “Творчество художников Хакасии последнего десятилетия” рассчитана на учащихся X (XI) классов и предусматривает расширение их теоретических и практических знаний и умений в области эстетики, истории искусств, стилистики.

Введение данного курса вызвано острейшими проблемами, касающимися мировоззрения, поведенческой ориентации, жизненного выбора учащихся, их отношение к миру, другому человеку и самому себе, культурному наследию своего народа.

Обращение к живописи как к самому популярному и сложному из изобразительных искусств неслучайно. В нем с максимальной силой выразилось умственное и духовное, интимное и гражданственное, на которое отзывается натура человека. Поэтому необходимо представить художественное произведение (картину) как целостную, самоорганизованную структуру, где все элементы участвуют в воплощении художественного замысла, создавая ту или иную образную картину мира.

Композиция, характер рисунка и колорит, материалы и техника их обработки и использования - все эти выразительные средства художника, особый язык, активные носители образного стиля, изучение которого позволяет полнее, глубже проникнуть в него.

Задача курса научить “читать” многообразие языка живописи и понимать глубинные смыслы художественных произведений, помочь в воспитании культуры художественного восприятия, ввести в сложный мир изобразительного искусства.

Программа решает комплексную роль, направленную на образование и развитие личности ученика в процессе овладения им навыками речевой деятельности, и конкретизируется через следующие задачи:

  • углубление, систематизация знаний учащихся об языке живописи, жизни и творчестве хакасских художников, развитие навыков конструирования и редактирования текста;
  • совершенствование владением функциональными стилями речи, с одновременным расширением знаний о публицистическом стиле, его признаках и правилах пользования;
  • воспитание культуры художественного восприятия, развитие эстетического вкуса;
  • формирование гуманитарной культуры.

Курс “Творчество художников Хакасии последнего десятилетия” состоит из четырех разделов и построен на принципах:

  1. Осознание самоценности, уникальности человеческой личности и культурном процессе.
  2. Видение мира, понимание смысла бытия не через отвлеченные абстракции, а через деятельность человека.
  3. Интегрированный характер (взаимодействие искусства, языка и литературы, психологии, эстетики).
  4. Личностно ориентированная направленность (учитываются интересы и склонности школьников).

Основное содержания курса включает три содержательных линии:

  • расширение знаний учащихся о роли изобразительного искусства в жизни общества;
  • активизация знаний о лингвистике текста;
  • углубление знаний о языке живописи.

Программа предполагает использование форм и методов, раскрывающих творческий потенциал личности.

Это проблемное обсуждение, ролевые игры, “круглые столы” с художниками, творческие практикумы, исследование, анкетирование, написание творческих работ, создание проекта.

Содержание программы

I. Введение (1 час)

Знакомство с содержанием курса.

Цели и задачи.

Роль искусства в жизни общества.

II. Актуализация знаний в области эстетики, искусствоведения (4 часа)

Живопись как вид искусства. Виды и жанры живописи. Материалы и техника. Выразительные средства: цвет, свет, ритм, перспектива.

III. Знакомство с творчеством хакасских художников последнего десятилетия (6 часов)

Биография и творческий путь В. Ф. Капелько.

Жанровое своеобразие произведений художника.

Поэтическое видение мира в жанровой картине и портрете. Чудо-стихи “Лошадь ржала в железную дудку”.

Биография и творческий путь С. Бондина. Особенности творчества. (Рисунок 1-5)

Портретная живопись Александра Терентьева.

Мистическое и реальное в творчестве Сергея Стеблина.

IV. Создание текстов в различных публицистических жанрах (4 часа)

Общее знакомство с жанрами (предметное содержание, целевая задача, композиционные и языковые особенности, разновидности).

V. Итоговое занятие (2 часа)

Создание проекта или защита рефератов.

Программа направлена на выработку основных умений:

  • умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее;
  • умение редактировать и совершенствовать текст в соответствии с задачами жанра;
  • написание текстов различных публицистических жанров.

Данный курс предполагает освоение мира художника в историко-культурном аспекте.

Виды контроля:

  • контрольные вопросы и задания, зачеты (теоретический блок);
  • выполнение итоговых практических заданий.

Программа рассчитана на 17 часов.

Литература

  1. Борев Ю. А. Эстетика. М., 1999г.
  2. Волков Н.Н. Восприятие картины. Пособие для учителя. М., 1976г.
  3. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1990г.
  4. Ладыженская Т.А. и Запевалова Т. С. Методические указания к
    факультативному курсу. “Теория и практика сочинений разных жанров”.
    М., “Просвещение”, 1990г.
  5. Ладыженская Т.А. и Запевалова Т.С. “Развивайте дар слова”. Пособие для
    учащихся. М., “Просвещение”, 1986г.
  6. Лосева Л.М. Как строить текст. М., 1980г.
  7. Недашивин Г.А. Беседы о живописи. М., 1961г.
  8. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1976г.
  9. Тютюник В.В. Справочник. Материалы и техника в живописи. М., 1980г.
  10. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждения. М., 1982г
  11. Александрова E.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1971г.