Обобщение изученного в разделе "Словообразование". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель урока: Обобщить изученное в разделе, подготовиться к самостоятельной работе.

Ход урока

I. Терминологический диктант (2 ученика работают у доски)
Морфема, окончание, корень, приставка, суффикс, словообразование, сложение, сокращение, изменение, чередование, состав, разбор, правописание, орфограмма.
(15 слов).
Проверка проведенной работы и дополнительные вопросы к работающим у доски:

  1. Какой темой объединены термины? (ответ – слово из диктанта);
  2. Слово “орфограмма” было уже в терминологических диктантах по “фонетике”, “лексике”. Не лишнее оно здесь?
  3. Доказать не примере любого слова из диктанта связь словообразования с орфографией (например, сокращение).

II. Сообщается цель урока

III. Работа со стихотворными текстами

На доске:

Живут слова единою семьёй
И от родных корней берут начало.
Растет язык наш бесконечно молодой.
Так будет впредь, так исстари бывало.
(Вс. Рождественский.)

  1. Прочитать выразительно, доказать, что это стихотворный текст.
  2. В какой строчке выражена основная мысль?
  3. Объяснить лексическое значение слов “впредь”, “исстари”.
  4. Вставить пропущенные буквы, указать, в какой части слова сделан пропуск (I группа).

II группа выполняет распределительный самодиктант. Озаглавить полученную таблицу:

Выводы:

I группа — в какой части слова пропущены буквы?

II группа — как озаглавили таблицу?

Общий — на правописание каких ещё частей слова вы обратили внимание?

IV. Продолжение работы по группам.
I группа — образовать формы слова “растёт”.
II группа — подобрать к этому же слову однокоренные слова.

Почему такое разночтение корней? Какие ещё корни с чередованием А-О мы узнали в 6 классе? Повторить правила.

V. Работа с сигнальными карточками. “А” или “О”?


VI. О каких ещё изменениях гласных в корне слова вы узнали в 6 классе?

(И-Ы после приставок на согласный.)

Объяснительный устный диктант.

Подыскать, сыграть, предыдущий, розыск, сверхизвестный, безыдейный, подытожить, сверхинициативный, безыскусный, преинтересный.

Какое слово в диктанте лишнее? Почему? Приготовить правило.

VII. Осложнённое списывание выполняет I группа при творческой помощи учащихся II группы

На доске:

Прослушав правило–четверостишие учеников II группы, найти соответствующую строку, ставить “Е” или “И” в приставку, закончить строку своим примером из домашнего упражнения.

Вывод: К какому словарю вы будете обращаться? С какими словарями мы познакомились, работая по теме “Словообразование”?

VIII. Вывод по уроку: Зачем мы изучаем строение слова?

IX. Резерв. Упр. 174.

X. Домашнее задание: §29, 30, упр. 168, подготовиться к контрольной работе.