Тема урока важна, потому что ученики допускают часто ошибки именно в правописании личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Предложенный урок позволяет повторить правописание личных окончаний глаголов в форме кодированного диктанта, глаголов, правописание которых зависит от контекста, правописание суффиксов причастий настоящего времени. Работа над предложенными текстами позволит сформировать навык правильного употребления причастий в различных стилях речи.
Цели урока:
- Закрепить знания о суффиксальном образовании действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
- Сформировать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать слова с этой орфограммой.
- Работа по развитию речи: сформировать умение правильно употреблять причастия в различных стилях речи; продолжить работу над орфоэпическими нормами; расширение словарного запаса учащихся.
- Повторить правописание окончаний причастий, прилагательных, существительных, личных окончаний глаголов, постановки знаков препинания при причастном обороте.
I Организационный момент
II Проверка домашнего задания
На доске:
Гон…т | Слыш…т | Се…т | Кле…т | Стро…т |
Завис…т | Ду…т | Моч…т | Испеч…т | Пил…т |
Скач…т | Крош…т | Лап…т | Люб…т | Хлещ…т |
Рису…т | Бор…тся | Вид…т | Бре…т | Стел…т |
Ученики записывают в пять столбиков только гласные буквы из личных окончаний глаголов.
* Если ученики во всех словах верно определили выбор гласных букв, то при проверке, объединив сначала и, а затем – е, получится код. В данном случае - два сердечка.
3. Анализ слов на основе словообразовательной модели.
Учитель. Перед вами две пары глаголов. Все ли они правильно написаны? Как правильно определить правильное написание безударного суффикса?
На доске:
обезводеть обезводить
обессилеть обессилить
Для справки. Правильное написание глаголов зависит от контекста.
В результате рассуждения в тетрадях оформляется запись:
Обезводеть (от нестерпимой жары) - непереходный глагол в значении “стать безводным”.
Обезводить (реку) - переходный глагол в значении “сделать безводным”.
Обессилеть (от тяжелой работы) в значении “лишиться сил”.
Обессилить (врага) - в значении “лишить сил”.
III Словарная работа
1. Учитель. Сегодня на уроке мы проверим, как вы запомнили написание словарных слов. Запишите их, с данными словами составьте словосочетания.
Бинарный, баллотировать, вульгаризм, привилегия, интеллигенция, интеллект, пиар.
- Что обозначает последнее слово, которое часто встречается в средствах массовой информации?
Для справки. Пиар, - а, м (англ. аббрев. PR)
1) технология, совокупность приемов общения политических деятелей с общественностью, черный пиар – пиар, который включает в свой состав обращение к низменным инстинктам толпы, а также распространение недобросовестной, ложной информации;
2) политическая реклама, явная и скрытая, того или иного общественного деятеля или партии.
2. Акцентологическая разминка.
Учитель. Сегодня на уроке мы проверим, как вы умеете определять количество слогов в слове, повторим, как правильно нужно произносить слова.
Запишите в строчку десять цифр, внимательно слушаем. Я произношу слово правильно, а потом говорю, на какой слог падает ударение, а вы рядом с цифрой ставите знак “плюс” или неправильно – “минус”.
Первое слово – средства (ударение падает на первый слог); второе слово – квартал ( норма - ударение падает на последнем слоге); третье слово – балуешь ( норма – ударение на втором слоге); четвертое слово – обеспечение ( норма – ударение на третьем слоге); пятое слово – кухонный (ударение падает на первый слог); шестое слово – включишь (норма – ударение на втором слоге); седьмое слово – красивее ( норма – ударение на втором слоге); восьмое слово – языковое (явление) ( ударение падает на четвертый слог); девятое слово – языковая (колбаса) ( ударение падает на третий слог); десятое слово – позвонишь ( норма – ударение падает на последнем слоге).
Запись в тетради ученика:
1) - 2) + 3) - 4) - 5) + 6) - 7) + 8) + 9) + 10) –
Проверка записи. Если в ответе ученика есть ошибки, ответ прерывается, вызывается другой ученик, который читает все сначала и получает оценку.
IV Объяснение нового материала
Повторение. Беседа о причастии по вопросам:
- Что называется причастием?
- Какие морфологические признаки сочетает в себе эта часть речи?
- Какую роль в предложении выполняет причастие?
Учитель. Внимательно рассмотрите алгоритм образования причастий. Выведите правило и постарайтесь его запомнить.
Запись на доске.
Причастия настоящего времени
основа наст. вр. + ^
Действ. – ущ. – (-ющ-) – I
- ащ – ( -ящ-) – II
Страд. – ем – ( -ом-) – I
- им - II
Причастия прошедшего времени
основа прош. вр. + ^
Действ. – вш –, -ш-
Страд . – енн –
- т-
- В написании, каких суффиксов причастий необходимо правильно определять спряжение глагола? ( В суффиксах настоящего времени)
Закрепление.
1) Запись словосочетаний с графическим объяснением написания суффиксов.
Зреющая пшеница, гладящий белье, встречаемый друзьями, ползающие черепахи, охраняемый сторожем, подозреваемый в преступлении, грохочущий самолет, старящие морщины, невидимый в темноте.
2) Выпишите причастия, образованные от глаголов II спряжения.
1. Ускольза…щий, разбива…щий, поко…щий.
2. Отбира…мые, разрабатыва…мые, муч…мые (жаждой).
3. Ненавид…щие, повеству…щая, увлека…мый.
V Употребление причастий в речи.
Учитель. Однажды А.С. Пушкин метко высказался о стилистической особенности причастия.
На доске. Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.
- О какой стилистической особенности причастия говорил великий соотечественник? ( О выразительной краткости причастия)
Современный поэт Борис Слуцкий писал:
Цепляюсь за слежавшийся, сложившийся,
Служивший многим людям оборот.
Я поверну его наоборот,
И он, привычной тяжести лишившийся,
Ввысь воспарит и ринется вперед.
- О каком обороте говорит поэт? Как выделяется он на письме?
После повторения каждому ученику предлагаются для выполнения задания по двум вариантам тексты ( I вариант “ Охотское море” для более сильных учеников, II вариант
“ Ледники” ), работа над которыми даст возможность повторить слова с безударными и чередующимися гласными в корне, умение выделять причастные обороты.
I вариант
Внесите стилистические изменения в текст, заменив, где это уместно, предложения со словом который причастным оборотом (постарайтесь избегать нагромождения причастиями)
Охотское море
Сурово Охотское море. Осенью – свирепые штормы. Зимой и весной – льды. Летом – туманы.
В водах Охотского моря и на его берегах происходят природные явления, которые поражают своей силой. Гирлянды Курильских островов, которые окаймляют море с юго-востока, состоят из ряда потухших и действующих вулканов. Некоторые вулканы находятся под водой, их вершины никогда поднимаются над поверхностью моря. При извержении подводных вулканов возникают моретрясения, которые вызывают огромные волны, которые обрушиваются на соседние берега. Эти волны, которые достигают нескольких десятков метров высоты, носят наименование “цунами”. Неоднократно такие волны обрушивались на берега Камчатки, Курильских островов и Японии.
* Выпишите слова с безударными и чередующимися гласными в корне. Не забудьте объяснить их написание.
II вариант
Вставьте пропущенные буквы, объяснив их написание. Замените одно из однородных сказуемых причастным оборотом.
Ледники
Изумителен по красоте мир л…дников. Снежные п…ля и лед…ные ма(с,сс?)ы покрывают склоны хре…тов и в…ршин и осл…пительно сверкают под луч…ми солнца. Навсегда зап…минается своей игрой красок утре(н,нн?)ий рассвет. Снег окрашива…тся в з…мние цвета, которые незаметно превращаются в фиолетовые, розовые, огненно – красные. П…днимается солнце и зал…вает все з…лотым сиянием.
- Укажите в тексте причастные обороты.
Учитель контролирует работу (графическое объяснение орфограмм и пунктограмм).
В случае нехватки времени, работу закончить дома.
Домашнее задание: 1) Параграф 47 упражнение 265 (учебник под редакцией В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко);
2) Повторить правописание – н-, -нн- в суффиксах страдательных причастий.
Литература
1. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. М.: Просвещение,1989.
2. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.: Русские словари. Астрель.Аст. 2003.
3. Говорим по – русски с Мариной Королевой. Под редакцией ИюАю Рагозина. М. 2005.
4. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. М.: Просвещение. 2002.