Цель: создание условий для рассмотрения закономерностей построения рекламных текстов (слоганов), особенностей языковых приемов и методов воздействия на потребителя.
Задачи:
- изучение основных принципов построения рекламы как жанра публицистического стиля речи;
- систематизация знаний учащихся о средствах художественной изобразительности;
- развитие языкового чутья учащихся.
Оформление: карточки для рефлексии настроения и результативности, опорные таблички, словарь терминов (каждой группе); примеры национальных и местных реклам (плакаты, книги, журналы, открытки, рекламные буклеты), телевизор, видеомагнитофон, компьютер.
ХОД УРОКА
I. Рефлексия настроения
– Ребята, доброе утро. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца). А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение.
II. Мотивация
Видеозапись: мультфильм “Мужик на базаре корову продавал” на стихи Михалкова (3 мин.)
– Реклама стала неотъемлемой частью жизни
общества. Она может раздражать, удивлять,
привлекать… Она – есть!
Рекламные слоганы – у всех на слуху, и мы
повторяем, напеваем и не можем порой навязчивые
строки. И это результат работы тех, кто создает
рекламу, – рекламистов, или, как сейчас говорят,
копирайтеров. Обратите внимание на термины.
Рекламист – составитель рекламы.
Копирайтер (от англ. copyright – авторское право) – составитель рекламных текстов, слоганов.
Представителями этой творческой, интересной
профессии я предлагаю вам стать на этом уроке.
Итак, давайте посмотрим рекламный ролик (видеозапись
любой рекламы). Чем вам понравилась реклама, и
в чем, на ваш взгляд, недостатки?
+ динамичный видеозаряд музыкальное сопровождение юмор |
– слишком много информации |
III. Объявление темы урока. Целеполагание
– Что лично вас привлекает в рекламе – видеоряд, текст, музыкальное оформление? А что является, на ваш взгляд, главным, смыслообразующим элементом рекламы? Безусловно, текст. И предметом исследования на нашем уроке станет именно текст рекламы. Как можно сформулировать тему урока?
Учащиеся формулируют тему: “Языковые особенности построения рекламных текстов”, делают записи в тетрадях.
– Итак, тема определена. А зачем вам знать
языковые особенности построения рекламных
текстов?
Цель нашего урока: определить тот круг
языковых приемов, с помощью которых создаются
рекламные тексты и, следовательно, организуется
целенаправленное воздействие на потребителя. А
знание языковых средств, используемых в рекламе,
поможет нам совершенствовать языковую культуру
и создать в конце урока рекламный текст о школе.
Почему, именно эта тема? Кому, как не вам,
выпускникам, сказать о школе то, что привлечет к
нам новых учеников? Именно ваша реклама будет
удачной, интересной.
Языковой материал сегодняшнего урока – слоганы
– наиболее интересные рекламные тексты.
IV. Актуализация знаний учащихся
– Ребята, используя свой жизненный опыт, определите основные цели рекламы. (Воздействие на потребителя, внушение определенных идей и мнений, побуждение приобрести рекламируемый товар.)
– Очень точно суть рекламы выявляет стихотворение Э. Успенского, оно так и называется "О рекламе".
В пяти магазинах по 200 пальто –
Зеленые, красные, в клетку.
И как тебе выбрать из тысячи то,
И сумку к нему и беретку?
И как магазину тебе доказать, что "то" –
Это то, что у них надо взять???
Конечно, посредством рекламы!!!
Реклама подскажет, что надо купить.
Реклама сумеет тебя убедить.
– Каков же механизм воздействия на психологию
потребителя?
Исследования показывают, что при выборе товара
рассудок потребителя играет наименьшую роль.
Необходимо “оглушить” потребителя так, чтобы он
сделал покупку, воздействовать на какой-либо
важный для него мотив.
Реклама должна отвечать какой-либо из
потребностей человека. Давайте обсудим, на какие
потребности человека делается акцент в
известных вам рекламах.
Учитель руководит обсуждением, двое учащихся фиксируют результаты обсуждения на листах и крепят их на доске.
- Уверенность.
- Надежность.
- Творчество.
- Любовь.
- Сила.
- Традиции.
- Бессмертие (здоровье).
Опора на рекламируемые предметы, газеты.
– Скажите, акцент на какие потребности, мотивы вы сделаете при составлении рекламы нашей школы?
V. Применение знаний, умений и навыков в новой ситуации. Лингвистический анализ текста
– Определим структурные элементы рекламы:
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
– Особое внимание уделяется формулировке слогана.
Работа с термином слоган (англ._ – рекламный лозунг, короткая запоминающаяся фраза.
– Слоган называют океаном информации,
втиснутым в одну каплю, ударной строкой.
Уважаемые копирайтеры! Проведем диалог с
текстом, чтобы определить, во- первых, какие
языковые средства позволяют уместить океан
информации в ударную строку, и, во-вторых,
каков механизм воздействия на потребителя.
Словарики средств художественной
изобразительности помогут нам в работе. (Приложение 1)
Работа с текстами слоганов
- Вода замерзает при 0 С.
Доказано Цельсием.
Надежная бытовая техника существует.
Доказано Zanussi.
Слоган состоит из двух частей, построенных с использованием принципа синтаксического параллелизма. Порядок слов в предложениях, даже намеренный лексический повтор (слово доказано), внушает потребителю мысль о существовании только одной фирмы, достойной доверия.
- Чистота – чисто Tide.
Использование приема каламбура становится основой построения рекламы стирального порошка. Прием параллелизма – одинаковое синтаксическое построение отрезков речи – делает слоган кратким и запоминающимся.
- Есть вещи, которые нельзя купить.
Для всего остального есть Mastercard. - Все, что вам нужно, это найти друг – друга!
Остальное – наши заботы! (Из газеты)
В основе слогана – антитеза, выраженная описательно: ряд вещей нельзя купить (перечисляются ценности материального плана) – все остальное купить можно, и в этом поможет Mastercard.
- Время есть. Есть MeLLer
Слоган основан на использовании
многозначности слова есть.
Время есть – используется форма настоящего
времени глагола быть. Есть Meller – к
указанному значению слова добавляется значение
“употреблять в пищу”. Приращение смысла
позволяет воспринимать рекламный товар (ирис)
наравне с философской категорией времени.
Благодаря многозначности слогана восприятие
рекламы может быть и иным: она сообщает
покупателю мысль, что есть “Meller” так же
необходимо, как пить чай, чистить зубы, принимать
душ и т.д., что потребителю легко найти в жизни
время на употребление ириски “Meller”.
Возможна ли, на ваш взгляд, замена глагола есть
на существует?
- Все в восторге от тебя. А ты от Мэйбеллин.
Использование приема парцелляции в построении данного слогана и цепная связь между предложениями позволяют сделать в устной речи интонационное выделение главного. В первом предложении местоимение все, во втором – местоимение ты помогают воспринять движение мысли о том, что является поводом для восторга.
- Хорошо там, где мы есть.
Слоган краток, энергичен, привлекает внимание. Слоган обещает определенное благо, ощущение комфорта и надежности. Используется трансформация известного выражения Там хорошо, где нас нет со сменой значения на позитивное. Логическое ударение в исходном выражении – на слове нет, в слогане – на выражение мы есть, которое воспринимается в значении “мы находимся, существуем”. Слоган внушает позитивное эмоциональное состояние. Будучи внешне отвлеченным от рекламируемого товара, он переносит позитивный взгляд на в целом рекламируемый товар.
- Мам, мам, мам, мам, мам….
Доброе утро, мамочка,
Соки и нектары “ Моя семья”
В основе слогана – многократный повтор, которые не может не привлечь внимания.
VI. Развитие творческого мышления учащихся
– Ну что же, уважаемые копирайтеры, вы отлично справились с анализом текстов реклам. Пусть ваши знания и творческий потенциал помогут вам создать свой слоган рекламы нашей школы. Только помните, что он должен быть кратким. Легко произносимым, вызывающим ассоциации, запоминающимся. Удачи!
Работа в группах, результаты фиксируются маркером на листе. По мере окончания работы листы с составленными текстами-слоганами закрепляются на доске. Звучит музыка.
VII. Подведение итогов урока
– Какой текст рекламы о школе вам понравился
больше? (Приложение 2)
Какие средства художественной
изобразительности вы использовали?
Рекламные слоганы построены так, что в них
выражается вся информация о данном товаре, и
потребитель воспринимает и запоминает лишь
главные слова и выражения, которые как бы
записываются в подсознании. Знание законов
построения рекламных текстов позволит нам
ориентироваться в “океане информации”.
VIII. Рефлексия результативности, настроения
– Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке.
Перед вами карточка с изображением горы. Если вы
считаете, что хорошо потрудились на уроке,
разобрались в языковых особенностях рекламы, то
нарисуйте себя на вершине самой высокой горы.
Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже.
Я себя нарисовала на вершине горы, потому что
организовала вашу работу так, что вы
самостоятельно научились cоставлять рекламный
текст. Покажите свои рисунки.
– Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня вот такое: (показываю солнце). А какое настроение у вас?
– Спасибо вам за урок. До свидания.
IX. Домашнее задание
Проанализируйте 2–3 рекламных текста, обратив внимание на использование средств художественной изобразительности.