В школу приходят разные дети: разные по характеру и по поведению, по уровню развития и по подготовленности. Одни учатся легко, словно играючи, схватывают все на лету. Другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и они более или менее удовлетворительно осваивают программный материал. И есть дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей, и для родителей. И, как правило, такие дети после комплексного обследования на ПМПК, целью которого является установление различных аспектов проблем и простраивание индивидуального образовательного маршрута, продолжают дальнейшее обучение в классах другого уровня – классы компенсирующего обучения.
Цель организации компенсирующих классов – создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.
Обучение по предметам инвариантной части базисного учебного плана в компенсирующих классах осуществляется по рабочим программам разработанных на основе общеобразовательных программ или программам для компенсирующих классов. Составной частью программы в классах компенсирующего обучения является программа коррекционно-развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися. Обучение организуется по учебникам для массовых классов в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель. (Приложение к приказу Министерства образования российской Федерации от 08.09.1992 № 333 “Примерное положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях”).
Урок в классе компенсирующего обучения имеет те же этапы, что и в общеобразовательном классе. Нами выделены определенные требования к основным структурным элементам урока в классе компенсирующего обучения:
1. Проверка ранее изученного материала и выполнения домаш-него задания. |
|
2. Изучение нового материала. |
|
3. Закрепление прой-денного материала |
|
4. Домашнее задание |
|
Несмотря на внешнюю схожесть урока в общеобразовательном классе и классе компенсирующего обучения, педагоги должны исключить механический подход, “натаскивание” при сообщении какого-либо объема информации или отработки какого-либо навыка. Образовательная программа в системе компенсирующего обучения, помимо обучающей задачи, прежде всего, должна носить коррекционно-развивающую направленность и учителю важно иметь представление о содержании коррекционной работы, которое включает следующие направления.
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция – развитие памяти;
- коррекция – развитие внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать;
- развитие умения выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
- умение планировать деятельность.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование умения преодолевать трудности;
- воспитание самостоятельности принятия решения;
- формирование адекватности чувств;
- формирование устойчивой и адекватной самооценки;
- формирование умения анализировать свою деятельность;
- воспитание правильного отношения к критике.
6. Коррекция - развитие речи:
- развитие фонематического восприятия;
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- развитие лексико-грамматических средств языка.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Однако учителю не достаточно только знать особенности развития личности, самое главное суметь организовать на каждом этапе урока коррекционно-развивающую работу в соответствии с возможностями и потребностями учащихся.
Рассмотрим на примере урока русского языка в 5 классе компенсирующего обучения структуру его построения и коррекционно-развивающую направленность, обеспечивающую решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности ребенка.
Урок русского языка в 5 классе компенсирующего обучения
(Программа компенсирующего обучения по русскому языку в 5-9 классах авторы Т.А. Костяева, Ю.С. Пичугов.)
Тема урока: Фразеологизм как лексическая единица языка.
Цели урока:
- Сформировать понятие фразеологизма, как лексической единицы языка.
- Обогащение словарного запаса учащихся.
- Развивать умение анализировать, сопоставлять, классифицировать.
- Совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование: Толковый словарь (один на парту), фразеологический словарь (один на парту); карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
На доске записано приветствие с использованием нескольких фразеологизмов. Учитель зачитывает приветствие:
“Вы – ребята не робкого десятка, умеете работать засучив рукава, потому не ударите лицом в грязь, и урок пройдет без сучка, без задоринки”.
II. Повторение.
- Наш урок мы начнем с повторения.
Игра “Третий лишний”.
- Найдите лишнее слово и обоснуйте свой ответ.
- Троичная система, треугольник, трояк; (термины, жаргонизм).
- Равный, хождение, голова; (старославянские слова, русское слово).
- Боярин, стрелец, киборг; (устаревшие слова, неологизмы).
- Небо, звезда, метеорит; (многозначные, однозначное).
- Береза, дуб, тополь; (однозначные, многозначное).
- Какие основные понятия из раздела “Лексика” мы повторили?
III. Изучение нового материала.
1. Постановка учебно-практической задачи.
Работа с предложениями (предложения записаны на доске). По ходу работы со словосочетаниями заполняется таблица.
Правая рука игрока была забинтована.
Капитан команды – это правая рука тренера.
Сравните словосочетание правая рука в предложениях.
2. Решение учебно-практической задачи
- Какое лексическое значение имеет слово “правая”, “рука” в первом словосочетании?
(Дети объясняют лексическое значения данных слов, используя толковый словарь.
Правый - расположенный в той стороне тела, которая противоположна левой. Слово многозначное, имеет три значения. Употреблено в прямом значении.
Рука - каждая из двух верхних конечностей человека от плечевого сустава до кончиков пальцев. Слово многозначное, имеет три значения. Употреблено в прямом значении.
В первом случае каждое слово в словосочетании сохраняет свое лексическое значение, оба они являются самостоятельными членами предложения).
- Можно ли употребить вместо слова “правый” - “левый”, “рука” - “нога”?
(При необходимости замена возможна, общий смысл предложения при этом не изменяется).
- Сохраняются ли эти значения во втором словосочетании?
- А какое значение имеет это словосочетание во втором предложении?
- Какое слово в словосочетании “правая рука” имеет это значение?
(Слова из второго словосочетания утрачивают свое самостоятельное лексическое значение. В предложении говорится не о правой руке и вообще не о руке, а о помощнике тренера. Носителем этого лексического значения является данное словосочетание. Оно выступает в качестве члена предложения – сказуемого).
- Возможна ли замена слов “правый” на “левый”, “рука” на “нога”?
(Никакая замена слов в предложении невозможна).
- В лексикологии, одном из важнейших разделов языкознания, существуют такие понятия: свободные словосочетания и несвободные словосочетания. К какому из этих двух понятий относится словосочетание “правая рука”?
- А как вы думаете, почему такие словосочетания назвали свободными, несвободными?
(Свободные словосочетания – это словосочетания, в которых каждое слово сохраняет свое лексическое значение. Словосочетания, в которых слова утрачивают самостоятельное лексическое значение, называются несвободными словосочетаниями).
- Составьте, пожалуйста, свободные словосочетания. А теперь – несвободные словосочетания.
Несвободные словосочетания, в отличие от свободных, не составляются в процессе речи, а представляют собой готовые, как бы застывшие словесные формулы. Поэтому их называют также устойчивыми словосочетаниями или фразеологизмами (от греческого фазис – “выражение”).
Словосочетания | Фразеологизмы |
Правая рука Правый – расположенный в той стороне тела, которая противоположна левой; Рука – каждая из двух верхних конечностей человека от плечевого сустава до кончиков пальцев. Каждое слово в словосочетании имеет свое лексическое значение |
Правая рука Важный человек, помощник. Входящие в словосочетание слова утрачивают свое лексическое значение и приобретают целостный смысл. |
При необходимости любое из этих слов можно заменить (Левая рука (нога) игрока была забинтована), при этом смысл предложения не меняется. | Замена слов в словосочетании невозможна (Капитан команды – левая нога тренера). |
Каждое слово этого словосочетания является самостоятельным членом предложения. | В предложение все словосочетание выступает в качестве сказуемого. |
Свободное словосочетание | Несвободное словосочетание |
К фразеологическим выражениям большинство ученых относят пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения писателей, ученых, общественных деятелей, ставшие крылатыми. Одни из них употребляются в переносном значении. Например, говорят Цыплят по осени считают, когда хотят сказать, что о результатах следует судить по окончании дела. Другие пословицы и поговорки употребляются в прямом значении: Живи для людей, поживут и люди для тебя; Не давши слова – крепись, а давши – держись; Недруг поддакивает, а друг спорит.
Вывод:
- Какие словосочетания называются фразеологизмами? (При ответе на этот вопрос заполняется первая строка таблицы)
- Можно ли пословицы, поговорки отнести к фразеологизмам? Почему?
IV. Закрепление материала.
Работа по карточкам. Фронтальный опрос.
1. Найдите в каждой паре предложений словосочетания, состоящие из одинаковых слов. Какие из них являются фразеологизмами? Определите их значение? Какими членами предложения являются? (Учащиеся выполняют предложенное задание, одинаковое для всех, в карточках)
В нашей команде Коля – пустое место. Единственное пустое место было в последнем ряду. Эй, возьми меня в работники, поработать руки чешутся. От укусов комаров чешутся руки. Орфографический словарь должен быть всегда под рукой. Он чувствовал по рукой полированную гладь стола.
Фронтальная работа. Загадки-складки “Доскажи словечко”. (Учащиеся называют недостающее слово, объясняя значение фразеологизмов).
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой … (не разольешь).Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу).Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперек),
И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги).Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес … (кто по дрова).
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши … (вянут).
На доске записаны пары словосочетаний. Детям предлагается выполнить следующие задания самостоятельно.
- Из каждой пары словосочетаний выберите фразеологизм. Объясните его значение. При затруднении можно обратиться к специальному словарю – фразеологическому. В таких словарях разъясняются значения устойчивых словосочетаний. С тремя любыми фразеологизмами составьте и запишите предложения.
Вешать голову – вешать пальто, на черный день – на осенний день, плавать в бассейне – мелко плавать, танцевать от печки – танцевать на сцене, ни сучка ни веточки – ни сучка, ни задоринки.
Взаимопроверка выполненной работы.
V. Итог урока.
- С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились?
- Какие словосочетания называются свободными?
- Какие словосочетания называются фразеологизмами?
- Сегодня мы с вами познакомились с устойчивыми словосочетаниями, объяснили значения каждого. Наш урок начался с приветствия. Есть ли в нем фразеологические обороты? Объясните их значения (не робкого десятка, работать засучив рукава, не ударить лицом в грязь).
VI. Домашнее задание.
Ученикам предлагается задание на выбор.
Индивидуальная карточка для каждого ученика (каждому ученику предлагается объяснить один фразеологизм).
Вариант №1: Что означает выражение духу не хватает? (Если затрудняетесь объяснить, загляните в толковый словарь). Составьте с этим фразеологизмом такие предложения, из которых были бы понятны его значения.
Вариант №2: Вместо точек вставьте названия животных. Объясните значения фразеологизмов.
Голоден, как …; изворотлив, как …; упрям, как …; хитер, как …; надут, как …; мокрый, как …; труслив, как …; нем, как …; болтлив, как …; здоров, как …; грязный, как …; колючий, как …
Назовите 1-2 фразеологизма, связанных с: конем, медведем, вороной.
(Ответы: волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба, свинья, осел, курица, сорока, еж).
Анализ урока с точки зрения его коррекционно-развивающей направленности.
Этапы урока | Коррекционно-развивающая работа |
I. Организационный момент | Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. |
II. Повторение | Развитие основных мыслительных
операций. Обогащение словарного запаса. Развитие лексико-грамматических средств языка. Развитие устной связной речи. |
III. Изучение нового материала | Развитие словесно-логического мышления
и основных мыслительных операций. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. Обогащение словарного запаса и расширение представлений об окружающем мире. Развитие лексико-грамматических средств языка. Развитие устной связной речи. |
IV. Закрепление материала | Коррекция нарушений в развитии
эмоционально-личностной сферы. Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. Актуализация словаря. Развитие устной и письменной речи. |
V. Итог урока | Развитие основных мыслительных
операций и коррекция отдельных сторон
психической деятельности. Актуализация словарного запаса. Развитие устной связной речи. |
VI. Домашнее задание | Развитие эмоционально-личностной
сферы. Развитие устной и письменной речи. Расширение представлений об окружающем мире. |