Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по данному тексту.
Цели:
- Воспитывать морально-ценностные чувства, в частности, чувство любви к родине.
- Продолжить работу над особенностями публицистического стиля.
- Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения с элементами публицистического стиля.
Задачи:
- Развивать умения работать с текстом.
- Знакомство с деятельностью по анализированию текста и подготовка к созданию собственного текста.
Урок проводят учителя информатики и русского языка и литературы.
Место проведения: компьютерный класс.
Оборудование: медиа–проектор, тексты у каждого ребенка, памятки.
1 этап урока. Сообщение цели. Словарная работа. Введение в тему.
2 этап урока. Виртуальная экскурсия “Моя малая родина”.
3 этап урока. Работа с текстом. Интерпретация – анализирование и подготовка к созданию собственного текста.
I этап. Ход урока (кратко).
“Понятие Родины – это память обо всем,
что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних
дней,
это родная земля со всем, что растет и дышит на
ней” (В.Песков).
Цель сегодняшнего урока – подготовка к сочинению-рассуждению с элементами публицистического стиля. Тема вашей работы: “Моя малая родина”. Это широкая тема, а более узкую вы можете выбрать из предложения В. Пескова.
Понятие Родины.
Память обо всем, что дорого.
Дела и люди наших дней.
Любимый уголок нашего района.
Словарная работа. Тренировочные упражнения.
Тренировочные упражнения учащиеся выполняют на компьютере в текстовом процессоре Word. Для этого необходимо открыть файл Упражнение, который находится в папке Мои документы.
- Вы будете писать об актуальных вопросах окружающей нас жизни.
- На обсуждение постарайтесь вынести нравственную проблему.
- Используйте в сочинении языковые и стилистические особенности характерные для публицистики.
- Ваша задача – привлечь внимание к такой важной проблеме, как спасение нашего парка.
Актуальный – важный, существенный для настоящего момента.
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; соблюдение принятых в обществе правил.
Морфологические – причастия, причастные обороты.
Лексические – метафоры, эпитеты.
Синтаксические – риторические фигуры.
Задание 1.
Выбрать подходящее по смыслу слово.
Облик, внешность, обличье (земли).
Бродить, слоняться, шататься (по парку).
Дом, усадьба, здание, имение (Солженицына, Щербака).
Любить, боготворить, души не чаять (родину).
Задание 2.
Подобрать антонимы.
Красота (парка) – запущенность.
Свежесть (зелени) – чахлость, высохшая.
Созидание – разорение.
Одухотворенность – пренебрежение, безразличие.
Задание 3.
Подобрать синонимы.
Облик – внешность, обличье, вид, наружность.
Гармония – спокойность, согласованность.
Одухотворенность – возвышенность чувств.
Родина, Отчизна, Отечество.
Задание 4.
Подобрать однокоренные слова.
Родина – народ, родители, род, родимый, родня…
II этап.
Родина… это слово не вызывает у вас гордости, появляется какая-то кривая ухмылка: слышали, надоело, что здесь хорошего? Вот бы в Америку или в Англию поехать, там – красота.
Есть ли в нас хоть что-нибудь примечательное, мы выясним прямо сейчас на необычной виртуальной экскурсии по родным местам.
Учащиеся открывают файл Виртуальная экскурсия, который находится в папке Мои документы, запускают показ презентации и по команде учителя перемещаются по слайдам с помощью кнопок управления.
Виртуальная экскурсия “Я просто природнен к этому месту…”
III этап. Работа с текстом.
Учитель информатики сообщает ученикам, что необходимый им тест находится в папке Мои документы в файле Текст.
- Выразительное чтение. Определение стиля.
- Определение темы, проблемы, идеи.
- Синтаксические, морфологические, лексические особенности.
Написание сочинения по данному тексту – работа творческая, выполняя которую ученик, только что бывший в позиции адресата, анализирующего текст, становится создателем собственного текста. И тогда то, что он исследовал, познавал, он пробует применить в собственном сочинении.
Ученик – автор текста тоже создает его по определенным правилам:
а) изобретает содержание (тема, основная мысль, система);
б) заботится о речевом оформлении (использует синтаксические, морфологические, лексические особенности);
в) располагает материал (работает над композицией).
Все это делается для того, чтобы донести важные мысли до предполагаемых читателей. Творческих вам успехов!
Что имеем, не храним…
1) Наш микрорайон сохраняет свою особенность именно потому, что сердцем его является парк, пруд и дом.
2) Созданные с любовью, они представляют собой гармонию, одухотворенность.
3) Усадьба предков русского писателя-мыслителя, выдержавшая не один удар судьбы, принимающая и сегодня еще и еще, превращает эти удары просто в знаки времени.
4) 3десь, в старинном парке, мы подсознательно ощущаем красоту.
5) Внешне далекие от какого-либо смысла, простые и строгие, величественные архитектурные формы дома, огромное молчаливое ложе пруда, чугунные узоры ограды, столетние дубы, протянувшие вверх ветви-руки – все это воспитывает понятие прекрасного.
6) Все это входит в наше сознание независимо от нас, соединяется с нашим внутренним миром (душой), и становится частью нашей духовной культуры.
7) По праву человека, достаточно прожившего, хочу поделиться своей тревогой.
8) Да, парк и дом вросли не только в землю, но и в историю, это часть нашей жизни, мы любим его, но как объяснить происхождение “украшений” из пестрых пакетиков и пакетов, бутылок разной величины и расцветки, банок,, баночек, скомканных стаканчиков, ржавых предметов, уже неопределенной формы.
9) А кучки бетонного мусора, разломанные кирпичи, вывороченные части чугунной ограды?
10) А последний одинокий фонарь, вернее его останки?
11) Что это?
12) Неумение и нежелание беречь то, что досталось бесплатно?
13) Пренебрежение?
14) Потребительское отношение ко всему, что нас окружает?
15) И неудобно как-то говорить о чувствах, о красоте, о тонкостях человеческого восприятия природы, нашей с вами культуре или духовности.
16) Нет в парке беседки с цветными стеклами, нет фонтана с веселыми стеклянными рыбками, нет аллей: "Платоновой, ореховой, сиреневой, нет оранжерей...
17) А теперь мысленно уберите пруд (его предлагали засыпать), уберите дом (его чуть не разобрали по кирпичику, не разнесли в начале 90-х)....
18) 3абота об облике нашей земли - это забота о том, что нас окружает.
19) Истоки нашего чувства любви к Родине рождаются там, где мы появились на свет и живем.
20) Наш мир, наша страна, наш дом будет прекрасным, если мы позаботимся хотя бы об этом небольшом клочке земли.
21) Я уверена, что это и есть дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.
Закончив работу с тестом, учащиеся должны сохранить свои результаты в папке “Мои документы”.