Цели урока
- Создать условия для актуализации знаний, приобретённых учащимися по изученной теме.
- Дать возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
- Способствовать осознанию своих знаний как личностно значимыми для ребёнка.
Класс делится на две команды, в каждой выбирается капитан. Для “продажи на торги” выставляются 6 падежей. Любой падеж команда-участница сможет “купить”, “заплатив” за него знаниями по данному вопросу. В диалоге “на торгах” в качестве одного шага каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя друг друга.
Оборудование
- Готовятся таблички с названиями всех падежей, “Аукцион знаний”, названия команд.
- Карточки с татарскими народными пословицами.
- Тексты с ошибками.
- Жетоны.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие – “аукцион знаний по русскому языку”.
- На продажу выставлены поистине бесценные “вещи”, купить которые сможет любая команда, в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.
- За верный ответ команда получает 1 очко, за дополнительную информацию – 3 очка.
- Слово “аукцион” (от лат. aictio) – продать с публичного торга, способ продажи товаров.
2. Предварительный залог-задание.
- Каждая команда должна внести залог, доказать свою “состоятельность” – способность участвовать в аукционе.
- На столе лежат два листа с заданиями.
1) Расположить буквы в алфавитном порядке,
2) Используя все буквы , составить слово-название своей команды:
ОТКИЗНА РЕГМИОТА
- Чья команда быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать диалог на “торгах”.
- Итак, команды получили названия и доказали свою “состоятельность” для участия в аукционе.
- В аукционе участвуют команды “Знатоки” и “Грамотеи”.
3. Открытие аукциона знаний.
- На торги выставляется “Именительный падеж”. Участники “продают” знания об этом падеже (вопросы, предлоги, роль в предложении, можно ли составить словосочетание, окончания ИС по склонениям и т.д.)
(По такой же схеме продаются все падежи)
4. На торги выставляется задание – каждый ученик выбирает одну пословицу, вставляет пропущенные буквы, обосновывая их постановку.
(Обе команды получают одинаковый набор пословиц)
1. Лучше в мешковине ходить дома, чем быть султан.. на чужбин.. .
2. Человекбез своей родин.., что без песн.. соловей.
3. Родной куст и заяц.. дорог.
4. Глупа та птица, которой своё гнезд.. немило.
5. С друг.. жить – никогда не тужить.
6. Лодырь трудится мало, а есть хочет до отвал…
7. Блеск.. золота прельстишься, в беса злого превратишься.
8. Добром на добро отвечает всякий, злом на добро – тот, кто хуже собаки.
9. Без родин.. милой будешь птиц.. бескрылой..
10. Были мы цветами на родной земл.. – рассыпались на чужой сторон…
5. Выберите их всех пословиц пословицы о Родине, попытайтесь их объяснить.
6. Выставляется на “торги” задание – исправить ошибки в тексте, объяснить правильное написание (команды получают одинаковые тексты).
В поли на агороди поивились проталины. Вовраги бигут ручи, Высоко над полим литит нибальшая птичька. Это жаворонок.
С берёске подаёт голас скварец. Он пасилился в радном скворечьники. Важно шагает по грятки грачь. (27 ошибок)
7. Итак, все “вещи” проданы. Аукцион завершается.
- Я благодарю всех участников аукциона. Каждому участнику вручается диплом победителя. Самым активным участникам вручаются памятные призы.
8. Какая из пословиц наиболее точно подходит к нашему уроку?
- Грамоте учиться – всегда пригодится.
- Красна птица пеньем, а человек – уменьем.
- Делу время, потехе час.
- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.