Цель урока:
- обобщить знания учащихся по изученной теме "Имя существительное";
- выявить уровень знаний учащихся и готовность к усвоению следующей темы;
- научить применять полученные знания.
Оборудование урока:
1. Записи на доске.
2. "Веселые снеговики" с портфелем и заданием.
3. Звукозапись П.И. Чайковского "Времена года".
4. Раздаточный материал.
5. Словари "Пиши правильно".
Ход урока
I. Сообщение целей и задач урока.
На доске заранее сделана следующая запись:
1. Научились ли вы пользоваться изученными правилами?
2."Силач побеждает одного, а знающий тысячу".
3. За каждый правильный ответ - жетон - елочка.
4. "Чтобы не замерзнуть", будь активным!
5. Желаю успеха!
2. Поэтическая пятиминутка.
Один из учащихся играет роль Всеведа. Ему выдается маска-борода.
Ребята читают деду Всеведу отрывки из стихотворений. Он должен назвать автора поэтических строк и оценить выразительность чтения.
- Здравствуй, дед Всеволод!
- Здравствуй, а ты кто?
- Поэт.
- Какой поэт?
- Такой …
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи …
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.А. Некрасов)
Каждый ученик повторяет диалог (опрашивается 4-5 человек).
3. Учитель делает вывод: "Скажи, пожалуйста, дед Всевед, на какую тему звучали стихи?"
Дед Всевед отвечает: "Стихи звучали на тему о зиме".
Особенно выразительно прочитали…" (раздает жетоны).
3. Учитель показывает учащимся кроссворд. На его решение дается 3 минуты. Учащиеся работают по группам. Консультанты через 3 минуты сдают листы с решенным кроссвордом.
Учитель: Какая часть речи использована в ответах?
Ученик: Имя существительное.
1. Синоним к слову холод, холодная погода (мороз)
2. Тонкий снежный слой на деревьях зимой (иней)
3. Сильный ветер со снегом (метель)
4. Верхняя зимняя одежда из снега(шуба)
5. Без нее нельзя обойтись в очень интересной игре
на льду (шайба)
6. Вьюга во время которой дует низовой ветер,
поднимая снег (поземка)
7. Я антоним к слову "лето" (зима)
8. В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я ….? (зимушка)
II. Запись темы урока.
1) Зимушка - зима.
Повторение о существительном.
- Почему это слово пишется через дефис?
- Каким способом образовано существительное зимушка?
- Какое значение имеет суффикс - ушк?
- Назовите еще слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Запишите по 2-3 слова, выделив суффикс.
2) Учитель: Следующее испытание для вас. Составьте словообразный ряд.
У каждого на портрете лежат кружки, из которых нужно составить фигуру снеговика.
Интересно, какая фигура у вас получилась?
Запишите в столбик слева - снеговик, справа - комочек.
3) Работа по учебнику (стр. 91, вопрос 8)
Обозначьте данную орфограмму в записанных словах. Один ученик работает у доски.
Снеговик - снеговика (Р.п.) Комочек - комочка (Р.п.)
4) Ребята, к нам в гости пришли снеговики. Они приготовили вам задания. Разделитесь по группам. От каждой группы представьте по одному художнику и писателю (художники оценивают оформление сочинений "Волшебница - зима", писатели проанализируют стихи, подобранные к иллюстрациям).
Включается грамзапись Чайковского "Времена года". Остальные ребята выполняют работу в словариках "Пиши правильно". Словарные слова диктуют консультанты.
По "ключу" консультанты проверяют 3-4 работы. Слово предоставляется художникам и писателям. Они оценивают, раздают жетоны.
5) Конкурс "Знатоки синтаксического разбора" ( по вариантам).
I вариант - Мягкий снеж.к покрывает крыши деревья землю.
II вариант - Тихо падают снежинки на ели березы сосны.
6) Работа по учебнику (стр. 91, вопрос 10)
Найти в данных предложениях слова с этой орфограммой снеж.к (снежок).
7) Запись под диктовку.
Маленькая ель в лесу - всем известная тихоня.
Шустрый бельчонок - настоящий забияка. (по учебнику стр.91 вопрос 3)
8) Поединок грамотеев. Из "дидактического материала" выписать слова о морозной зиме.
9) Беседа на тему "Внимание, дети на льду!"
III. Итоги урока.
- Что сегодня на уроке повторили?
- Есть ли у вас любимое правило по этой теме?
- Понравился ли вам урок?
- Выставление оценок с учетом жетонов.
IV. Домашнее задание.
1 группа - к словам из словарика подобрать имена прилагательные.
2 группа -написать мини - сочинение "Внимание, дети на льду!"