Повторительно-обобщающий урок по русскому языку в 7-м классе по теме: "Причастие"

Разделы: Русский язык


Форма урока: урок-практикум

Цели урока:

  • Обобщение изученного о причастии
  • Развитие речи учащихся
  • Развитие орфографической зоркости
  • Воспитание речевой культуры
  • Активизация познавательной деятельности
  • Воспитание интереса к языку, художественной литературе.

Оборудование: таблицы по теме “Причастие”, индивидуальные карточки, тесты, картина Маковского “Дети, бегущие от грозы”.

Эпиграф: Не умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь.(Пословица.)

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение цели урока

Сегодня на уроке мы обобщим сведения о причастии, закрепим знания о правописании причастий, о выделении причастных оборотов запятыми на письме, употреблении причастий в речи.

3. Устная разминка для класса

Что называется причастием? Какие вы знаете причастия? Какова синтаксическая роль причастий? В каких стилях речи уместно активное употребление причастий? (В книжном, в художественной литературе, поэзии.) Какова роль причастного оборота в предложении? Что знаем о правописании причастий? (Примеры приводятся из домашних упражнений.)

А) Во время устной разминки несколько учеников работают на местах по индивидуальным карточкам. Задания даются по теме “Причастие”.

Б) Два ученика работают у доски.

Задание: Согласовать причастия и прилагательные с определяемыми словами. Вставить окончания, выделить суффиксы, расставить знаки.

Хорош… книга является неиссякаем… сосудом заполнен… человеческ… мыслями.

Хорош… книга – это дверь раскрывающ…ся перед тобой и впускающ…тебя в какой - то новый уголок жизни.

4. Продолжение работы с классом

Эпиграфом к уроку являются слова из пословицы.

А) Как понимаете эту пословицу?

Б) Есть ли причастия в данной пословице? Что можно сказать об их правописании и их применении?

В) Письмо по памяти.

Записать данную пословицу, графически объяснить написание не с причастиями.

Вывод: надо учиться грамотно, красиво выражать свои мысли, и в этом помогает причастие.

6. Проверка заданий, выполненных на доске и по карточкам (работают консультанты, анализируют работу учащихся, оценивают)

7. Синтаксический разбор предложения. Объяснить пропущенные орфограммы, расставить знаки

Книга созда…ая человеческ… умом является нашим учителем.

(Делается вывод о значении художественной литературы.)

8. Словарный диктант “Проверь себя”. Учитель диктует слова, которые записываются учениками в два столбика.

(Перед работой необходимо вспомнить правописание н и нн в причастиях, прилагательных, существительных.)

Вареник, пленник, изменница, пшеница, воспитанница, приданое, безымянный, брошенный, берестяной, ветреная (погода), купленный стол, масляная (краска), замасленная (материя), непуганая( кошка), напуганная (ворона), (поля) засеяны, серебряная (посуда), раненый (боец), посеянная (пшеница).

(Самопроверка по образцу.)

9. Тест (н и нн в прилагательных и причастиях). Обвести кружком номер словосочетания, в котором:

А) пишутся нн

1. Свежемороже.. ые овощи, 3.груже…я баржа,

2. Фарширова…ый перец, 4.смышле…ый малыш;

Б) пишется н

1. Варе…ый картофель, 3.Организова…ая шефами,

2. Убра…ые вещи, 4.Потуше…ые огни;

В) пишутся нн

1. Дитя ипуга…о.

2. Огни потуше...ы.

3. Реше…ая задача.

4. Суше…ые ягоды.

Г) пишется н

1. Слома…а ребенком.

2. Броше…ый камень.

3. Искуса…ый комаром.

4. Вытка…ый ковер.

(Взаимопроверка.)

10. Конструирование предложений

Задание: Образовать от глагола с зависимым словом причастный оборот. Графически объяснить знаки препинания.

А) Мы вошли в лес (осветить) лучами осеннего солнца.

Б) Березы покрыты золотой листвой (сверкать) на солнце.

В) Прекрасны клены (одеть) в багряную листву.

Г) (Шуршать) под ногами листья печально лежат на дорожках.

Найти причастие по схеме:

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

11. Объяснительный диктант

Задание: Запись с графическим объяснением написания не и суффиксов причастий.

Трава не скошена, непогасший костер, не имеющее границ море, невыносимая духота, ничем не нарушаемая тишина, не прекращавшийся ни на минуту дождь, ни с кем не простившийся товарищ, афиши не расклеены, скамейки не покрашены, не убраны, некрашеный забор, невыученные уроки, картина не окончена.

12. Творческая работа по картине Маковского “Дети, бегущие от грозы”

Цель:

Показать, что с причастиями и причастными оборотами описание картины может быть более ярким и точным.

Задание: По опорным словам и словосочетаниям составить текст.

Гроза (приближающаяся, надвигающаяся…);

Небо (потемневшее…);

Ветер (усиливающийся, налетевший…);

Рожь (желтеющая…);

Дети (испуганные, убегающие…);

Волосы (растрепанные…);

Сердце (замирающее …);

Молния (сверкающая…);

Братишка (обнявший…);

Мостик (прогнувшийся…).

(Можно употреблять свои причастия и причастные обороты)

13. Проверка творческого задания

14. Подведение итогов

15. Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.