Форма урока: урок-практикум
Цели урока:
- Обобщение изученного о причастии
- Развитие речи учащихся
- Развитие орфографической зоркости
- Воспитание речевой культуры
- Активизация познавательной деятельности
- Воспитание интереса к языку, художественной литературе.
Оборудование: таблицы по теме “Причастие”, индивидуальные карточки, тесты, картина Маковского “Дети, бегущие от грозы”.
Эпиграф: Не умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь.(Пословица.)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение цели урока
Сегодня на уроке мы обобщим сведения о причастии, закрепим знания о правописании причастий, о выделении причастных оборотов запятыми на письме, употреблении причастий в речи.
3. Устная разминка для класса
Что называется причастием? Какие вы знаете причастия? Какова синтаксическая роль причастий? В каких стилях речи уместно активное употребление причастий? (В книжном, в художественной литературе, поэзии.) Какова роль причастного оборота в предложении? Что знаем о правописании причастий? (Примеры приводятся из домашних упражнений.)
А) Во время устной разминки несколько учеников работают на местах по индивидуальным карточкам. Задания даются по теме “Причастие”.
Б) Два ученика работают у доски.
Задание: Согласовать причастия и прилагательные с определяемыми словами. Вставить окончания, выделить суффиксы, расставить знаки.
Хорош… книга является неиссякаем… сосудом заполнен… человеческ… мыслями.
Хорош… книга – это дверь раскрывающ…ся перед тобой и впускающ…тебя в какой - то новый уголок жизни.
4. Продолжение работы с классом
Эпиграфом к уроку являются слова из пословицы.
А) Как понимаете эту пословицу?
Б) Есть ли причастия в данной пословице? Что можно сказать об их правописании и их применении?
В) Письмо по памяти.
Записать данную пословицу, графически объяснить написание не с причастиями.
Вывод: надо учиться грамотно, красиво выражать свои мысли, и в этом помогает причастие.
6. Проверка заданий, выполненных на доске и по карточкам (работают консультанты, анализируют работу учащихся, оценивают)
7. Синтаксический разбор предложения. Объяснить пропущенные орфограммы, расставить знаки
Книга созда…ая человеческ… умом является нашим учителем.
(Делается вывод о значении художественной литературы.)
8. Словарный диктант “Проверь себя”. Учитель диктует слова, которые записываются учениками в два столбика.
(Перед работой необходимо вспомнить правописание н и нн в причастиях, прилагательных, существительных.)
Вареник, пленник, изменница, пшеница, воспитанница, приданое, безымянный, брошенный, берестяной, ветреная (погода), купленный стол, масляная (краска), замасленная (материя), непуганая( кошка), напуганная (ворона), (поля) засеяны, серебряная (посуда), раненый (боец), посеянная (пшеница).
(Самопроверка по образцу.)
9. Тест (н и нн в прилагательных и причастиях). Обвести кружком номер словосочетания, в котором:
А) пишутся нн
1. Свежемороже.. ые овощи, 3.груже…я баржа,
2. Фарширова…ый перец, 4.смышле…ый малыш;
Б) пишется н
1. Варе…ый картофель, 3.Организова…ая шефами,
2. Убра…ые вещи, 4.Потуше…ые огни;
В) пишутся нн
1. Дитя ипуга…о.
2. Огни потуше...ы.
3. Реше…ая задача.
4. Суше…ые ягоды.
Г) пишется н
1. Слома…а ребенком.
2. Броше…ый камень.
3. Искуса…ый комаром.
4. Вытка…ый ковер.
(Взаимопроверка.)
10. Конструирование предложений
Задание: Образовать от глагола с зависимым словом причастный оборот. Графически объяснить знаки препинания.
А) Мы вошли в лес (осветить) лучами осеннего солнца.
Б) Березы покрыты золотой листвой (сверкать) на солнце.
В) Прекрасны клены (одеть) в багряную листву.
Г) (Шуршать) под ногами листья печально лежат на дорожках.
Найти причастие по схеме:
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
11. Объяснительный диктант
Задание: Запись с графическим объяснением написания не и суффиксов причастий.
Трава не скошена, непогасший костер, не имеющее границ море, невыносимая духота, ничем не нарушаемая тишина, не прекращавшийся ни на минуту дождь, ни с кем не простившийся товарищ, афиши не расклеены, скамейки не покрашены, не убраны, некрашеный забор, невыученные уроки, картина не окончена.
12. Творческая работа по картине Маковского “Дети, бегущие от грозы”
Цель:
Показать, что с причастиями и причастными оборотами описание картины может быть более ярким и точным.
Задание: По опорным словам и словосочетаниям составить текст.
Гроза (приближающаяся, надвигающаяся…);
Небо (потемневшее…);
Ветер (усиливающийся, налетевший…);
Рожь (желтеющая…);
Дети (испуганные, убегающие…);
Волосы (растрепанные…);
Сердце (замирающее …);
Молния (сверкающая…);
Братишка (обнявший…);
Мостик (прогнувшийся…).
(Можно употреблять свои причастия и причастные обороты)
13. Проверка творческого задания
14. Подведение итогов
15. Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.