Цель: повторить и обобщить изученное по теме “Имя прилагательное”
Задачи:
- закрепить умения различать качественные, относительные и притяжательные прилагательные, их грамматические признаки;
- способствовать выработке умения находить прилагательные в тексте, определять разряд по значению и грамматические признаки;
- вырабатывать умения создавать собственный текст-описание с использованием прилагательных;
- выяснить роль прилагательных в речи.
Тип урока: урок-обобщение
Оформление:
- репродукции картин,
- фотоэтюды на тему зимы,
- портреты писателей и поэтов,
- чьи тексты используются на уроке,
- дидактический материал,
- ТСО,
- аудиозапись.
Ход урока
На доске – эпиграф:
Я слово замечательное, -
Сказало прилагательное, -
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет-
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
- Ребята, наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну Имени Прилагательного, а отправимся мы в путь на тройках, запряженных прекрасными лошадьми. Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но, я надеюсь, что мы все это преодолеем и покорим страну Имени Прилагательного. А для этого понадобятся все те знания, которые мы приобрели.
Но сначала нам надо доказать: можем ли мы отправиться в путешествие. Вот наше первое испытание.
3. Выборочный диктант:
Задание: ваши одноклассники прочитают 2 стихотворения. Из первого стихотворения вы должны выписать имена прилагательные, обозначив их разряд. А задание для второго стихотворения вам укажет сам чтец.
Я смотрела из окна,
Мне вся улица видна:
Деревянная скамья,
На скамье сидит семья:
Внук – красивый, молодой,
Дед с кудрявой бородой,
Мама с папой, а у ног –
Серый маленький щенок.
Если будете внимательными
Вы найдете прилагательные.
Котенок – маленький, пушистый.
Ручей – прохладный, серебристый.
Трава – зеленая и нежная,
Зима – холодная и снежная.
К словам: лиса, собака, еж.
Проверяем выполненные задания: - Какие прилагательные вы выписали из первого текста и какого они разряда?
- Что вы можете сказать о правописании количества букв Н в прилагательном ДЕРЕВЯННЫЙ?
Вы очень хорошо справились с первым испытанием, и теперь мы можем отправляться в дорогу. (Звучит музыка Г. Свиридова “Тройка” из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина “Метель”). Давайте посмотрим, что мы в дороге можем увидеть, какая природа нас окружает.
4. Групповая работа с текстами художественной литературы. (У учащихся карточки с заданиями).
Карточка для 1 группы: Определите, из какого художественного произведения данный отрывок. Выпишите словосочетания “прил. + сущ.”, обозначьте грамматические признаки прилагательных, включая разряд.
“…В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею…”
Карточка для 2 группы: Определите название стихотворения и его автора. Выпишите словосочетания “прил. + сущ.”. Определите разряд прилагательных. Обратите внимание на форму прилагательного РУМЯНЕЙ, на орфограмму в прилагательном ПРЕКРАСНОЕ, объясните правописание данной приставки.
Взбесилась ведьма злая,
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Карточка для 3 группы: Определите, из какого произведения данный отрывок. Кто автор этого произведения? Выпишите прилагательные, укажите их разряд по значению.
“…Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…”
5. Первая остановка в нашем путешествии – станция “Веселая рифма”. (Учащиеся инсценируют стихотворения - грамматические шутки о разрядах прилагательных):
Грамматическая шутка об относительных прилагательных
Мой знакомый старый дед знатный был языковед.
Самых разных слов немало дед в копилочке хранил.
Прилагательных – навалом! Очень их старик любил.
Раз коробочки упали - мы ужасно растерялись,
Потому что увидали, как слова перемешались.
В прилагательные влез я. Одно слово пробурчало:
“Отнеси меня на место, раньше я не здесь лежало”.
Куча слов зашевелилась, зафырчала, закричала:
“Я вот к месту относилась!” -
“Ну, а я – к материалу!” -
“Я ко времени имело отношение прямое!” -
“А теперь все вперемешку мы лежим между собою!” -
“К действию мы отношенье имеем!
Спрячьте в коробку нас! Мы заболеем!”
Грамматическая шутка о качественных прилагательных
Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи.
Кто в подъезде всех сильней: и знакомых, и друзей?
Дядьки во дворе пыхтят, силой меряться хотят.
Каждый так гордиться им, этим качеством своим.
Дядя Костя очень сильный, льется пот с него обильный:
Он легко одной рукой поднял штангу над собой.
Дядя Витя, тот сильнее, его штанга тяжелее.
Самый, самый – наш Антон. Он дворовый чемпион.
Он сильнейший. Он силен, сильный-сильный дядька он!
Грамматическая шутка о притяжательных прилагательных
Что кому принадлежит, тот за тем вослед бежит!
За своей старушкой бегает избушка.
С бабкой бабкина избушка так играет в притягушки.
Шапка папина была. С папой в офис побрела:
Притянулась она к папе, прямо к уху приросла.
Зато мамино пальто и пушистое манто
Притянулись к маме. Посмотрите сами!
Песья будка – вот дела! – с псом и ела, и спала.
А сегодня притянулась: с ним на улицу ушла.
Зайчик бедный так устал: от норы своей бежал.
Притянулась вдруг с утра к зайцу заячья нора.
Задания: Перевести грамматические шутки на язык науки. Какие прилагательные называются качественными, относительными и притяжательными? Привести свои примеры.
6. Вторая остановка – “Игра в снежки”.
Слово учителя: Ребята, мы сделаем небольшую остановку, отдохнем и сыграем в самую популярную зимнюю игру. Я называю имя существительное и кидаю снежок, кто снежок поймает, должен к существительному подобрать подходящее по смыслу прилагательное, назвав его разряд. Условие – прилагательные не повторять. (Существительные – снег, метель, ветер, небо, луна, звезды).
7. Третья остановка – “Зимнее творчество”. 1 группа учащихся пишет сочинение-миниатюру по картине или по фотоэтюду (зимний пейзаж).
2 группа работает с индивидуальными карточками на станции Синонимов.
Задания для индивидуальной работы:
№1. О каких предметах можно сказать:
- построен, сооружен, воздвигнут.
- огромный, большой, значительный, исполинский.
- небольшой, крошечный, маленький.
№2. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака:
Колоссальный, большой, громадный.
Гениальный, способный, талантливый.
Родимый, родной, близкий, кровный.
Противный, омерзительный, неприятный.
№3. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:
А) алчный, жадный, завистливый, ненасытный.
Б) беспросветный, безысходный, безрадостный, безнадежный.
В) жеманный, наигранный, неестественный, кокетливый.
А теперь проверяем выполненные задания. Вопросы к 1 группе: Какой тип речи вы использовали при написании зимней миниатюры? Какие части речи вам в этом помогли? Вопросы 2 группе: Дайте определение понятию синоним. В какой форме употреблены прилагательные: построен, сооружен, воздвигнут?
8. Четвертая остановка – “Тест– опрос”:
1) Сколько существует степеней сравнения имен прилагательных?
А) одна
Б) две
В) три
2) Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?
А) притяжательные
Б) качественные
В) качественные, относительные, притяжательные.
3) Сложная превосходная степень образуется с помощью слов:
А) самый, наиболее, наименее.
Б) самый.
В) наиболее, наименее.
4) Сложная сравнительная степень образуется с помощью слов:
А) более, менее.
Б) самый.
В) наиболее, наименее.
5) Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов:
А) –ее, -е-
Б) –ше-
В) –ейш-, -айш-.
6) В каких суффиксах имен прилагательных пишется НН, в каких – Н? Какие слова-исключения?
Проверка теста.
9. Пятая остановка – “Театральная”. Группа учащихся представляют сценку, подготовленную заранее, о словах-исключениях:
“ЗАГАДКА ПОМОГЛА”
Надя учится в шестом классе, а ее сестра Нина – в пятом. Из школы они часто идут вместе.
- Сегодня мы писали диктант, - рассказывает Надя.
- Трудный?
- Нет! Правда, встретились прилагательные с суффиксами –АН -, -ЯН-, -ИН-, и некоторые девочки написали одну букву Н, а я не ошиблась, написала два Н.
Нина даже остановилась от удивления.
- Да ты что? Прилагательные с суффиксами –АН-, -ЯН-, -ИН- пишутся с одним Н!
- Не волнуйся, Нина. В диктанте были слова-исключения: деревянный, стеклянный, оловянный. А они пишутся с двумя Н.
- Как же? - спросила Нина.
- Очень просто. Есть загадка об оконной раме:
Поля стеклянные,
Межи деревянные,
Ручки оловянные.
- Вот здорово! – воскликнула Нина. – Я постараюсь запомнить эту загадку, ведь в ней все три прилагательных - исключения.
Учитель: Ребята, а вам эта сценка помогла лучше запомнить прилагательные - исключения?
10. Итоги урока-путешествия. Рефлексия. Выводы.
- Что вам понравилось в нашем путешествии по стране Имя Прилагательное?
- Какие трудности в дороге вы испытывали?
- Какие бы вы сделали выводы о том, какую роль играют прилагательные в речи?
(Все разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Именно они способны сделать нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, звуки – становится серым, однообразным).