Тема: закрепление изученного по теме: “Глагол как часть речи”. (2 часа)
Цель урока: контроль за усвоением знаний, формулирование умений и навыков по теме.
Форма урока: урок – путешествие: развитие воображения и творческих способностей учащихся
До закрепляющего урока были проведены конкурсы рисунков и физических карт страны
Глаголия. Лучшие работы висят на доске, кроме них еще:
- Цветик-Разноцветик с 7-ю лепестками.
- Чудо-дерево, где растут и груши, и яблоки (они должны сниматься , там даны задания)
- Приготовлены перфокарты, черновики для творческого задания.
Ход урока
I. Слово учителя.
Ребята, сегодня у нас будет закрепление изученного по теме “Глагол как часть речи”
Пройдет он в форме урока-путешествия в страну Глаголию, где вы проверите свои знания, умения, навыки по данной теме. Расскажет нам про эту страну Ф.И. ученика
II. Рассказ ученика.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, в страну Глаголию.
Перед вами физическая карта этой страны. Давайте посмотрим, что нас ждет. Здесь есть город Действий, станции: Теоретическая, Творческая, Грамматическая, Орфографическая, Лингвистическая. Наш поезд обязательно там остановится.
Протекают реки: Постоянная, Непостоянная. Есть полноводная центральная река Времени со своими притоками: Настоящим, Прошедшим, Будущим.
В центре этого государства расположены горы: Единственная, Множественная. На северо-востоке расположена красивейшая долина Спряжений.
А живут там чудо-люди, которые не могут сидеть без дела. Обязательно что-нибудь придумывают. Они всегда в движении, в творчестве.
Растет в этой стране чудо-дерево, каждую весну распускает свои лепестки Цветик-Разноцветик.
Интересно? Тогда поехали!
III. Станция “Теоретическая”.
И так первая станция. Здесь нас встретили представители ботанического сада с Цветиком-Разноцветиком и сказали, что подарят его в том случае, если мы ответим на все вопросы.
(Ученики выходят к доске, срывают лепесток, на котором написаны вопросы , и отвечают).
- Глагол –часть речи.
- Неопределенная форма глагола.
- Правописание – тся, -ться в глаголах.
- Виды глагола.
- Спряжение глагола.
- Буквы е, и в корнях с чередованием.
IV. Станция “Грамматическая”.
1) Какой ряд быстрее, за пять минут, запишет на листке глаголы
I ряд – глаголы настоящего времени,
II ряд – глаголы прошедшего времени,
III ряд – глаголы будущего времени
2) Поиграем в игру “Собираем урожай” с использованием Чудо-дерева, где сразу растут яблоки, груши.
(Яблоки, на которых записаны глаголы, распределить по 2 кучкам: глаголы I спряжения, глаголы II спряжения; груши – по 2 кучкам: совершенный и несовершенный вид глаголов)
3) Синтаксический разбор предложения. (У доски работает ученик, остальные – в тетрадях)
Между тучами и морем гордо реет буревестник.
4) Морфологический разбор: реет.
V. Станция “Орфографическая”.
Наша следующая остановка – станция “Орфографическая”
(Проверочная работа с использованием перфокарт).
е – и в окончаниях глаголов.
Стон…т Стел…т Ла…т завис…т ла…т кле…т пил…т стро…т руб…т крош…т кол…т полюб…т жал…т дыш…т увид…т ре…т се…т загора…т
VI. Станция “Творческая”.
Мы подъезжаем к следующей станции – “Творческой”. Чтобы проехать эту станцию, необходимо за 15 минут написать сочинение-сказку из жизни глаголов.
(После выполнения задания зачитываются некоторые из сочинений)
Молодцы, ребята, с заданием прекрасно справились, можно ехать дальше.
Внимание, наш поезд отправляется. Все заняли свои места? Тогда – вперед.
VII. Станция “Лингвистическая”.
И вот мы на следующей станции – это станция “Лингвистическая”. Путь закрыт – значит, нас ждут новое задание. Зеленый сигнал семафора появится в том случае, если кто-то из вас дастправильное связное высказывание на тему: “Глагол как часть речи”. (Отвечает один ученик, остальные дополняют, исправляют, оценивают ответ).
Загорелся зеленый сигнал семафора. Мы должны ехать дальше. Но торопиться нам некуда: подъезжаем к дому. Давайте подведем итоги нашего путешествия.
VIII. Вывод урока:
Подведение итогов урока, выставление оценок.