Цели:
- научить писать сочинение в жанре прозы;
- уметь выявлять отличительные черты жанра эссе;
- формировать потребность выражать собственное мнение;
- воспитание чувства любви к книге, к малой родине.
Оборудование:
- Книжная выставка (словари, образцы искусствоведческой и публицистической эссеистики).
- Аудиозаписи для музыкального оформления урока.
- Материал для словарной работы.
Эпиграф к уроку: “Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира”. (А. Эльянявис)
Ход урока
I. Слово учителя
Современный подход к изучению литературы предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского “я”. На сегодняшнем уроке мы попытаемся получить представление об особенностях незнакомого вам жанра – жанра эссе.
Это жанр прозы, который вбирает в себя воспоминания, дневники, исповедь, письма, очерк. Четкого определения у этого жанра нет. Об этом свидетельствуют толкования этого слова в различных справочниках.
Подберите однокоренные слова к слову “эссе” (эссе, эссеистика, эссеист). Какова история возникновения жанра эссе?
II. Выступление ученика
Родоначальником жанра эссе был французский писатель – гуманист М. Монтень , написавший в 1580 году эссе, где изложил мысль о судьбе общества и человека. На русский язык название произведения было переведено как “опыты”. В 1697 году Ф. Бэкон создал свои эссе, а затем к эссе обращались другие писатели (Г. Филдинг, О. Голдсмит, Д. Аддисон). У них жанр трансформировался – его стали понимать, как опыт автора в разработке какой-нибудь определенной проблемы.
В XX веке к жанру эссе обращались Бернард Шоу, Анатоль Франс, Дж. Голсуорси и другие. Особенно широко термин “эссе” распространен в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин “скитце” - набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ.
В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А. И. Герцена “С того берега”, Ф. М. Достоевского “Дневник писателя” и др. Жанр эссе разрабатывали Марина Цветаева, Константин Паустовский, Илья Эренбург.
- Что же такое эссе? Обратимся к справочной литературе. [4, с.145]
Эссе (от лат. exagium — взвешивание, анг. essay и франц. essai - очерк, статья, попытка) - жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т. п.
(Словарь литературоведческих терминов. М., Прос. 1974)
Эссе - разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссе возникло на рубеже XVII века, распространилось в европейской литературе, но особенно популярно стало в Англии. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречается эссе философское и литературно-критическое. Автор эссе не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждениями о нем, подчеркивая субъективность своего отношения.
(Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1987 г.)
Эссе - (жанр критики, публицистики и др.) прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному. (Словарь иностранных слов. М., 1979 г.)
III. Анализ текста – эссе
- Предлагаю вам познакомиться с размышлением В. Розанова (В. Розанов “Опавшие листья”. Т. А. Колганова “Сочинения различных жанров”. М.: Просвещение., 2000 г.)
- О чем этот текст? Каким заголовком можно определить основную мысль высказывания?
- Каков объем произведения?
- Что можно сказать о композиции текста?
- Как выражена позиция автора? Аргументирована ли она?
- К какому типу речи относится данный текст?
- Каков язык текста? Какие слова и фразы создают высокую экспрессивность текста?
- Назовите особенности жанра эссе, обозначенные в определениях жанра. Запишите их в тетрадь.
- Обращение к социальным, философским, литературоведческим, эстетическим проблемам.
- Свободная форма изложения. Отсутствие композиции.
- Преобладание впечатлений, а не фактов.
- Субъективность авторской позиции.
- Сравнительно небольшой объем.
- Эмоциональность речи.
IV. Творческая работа
Итак, мы познакомились с особенностями жанра эссе. Я предлагаю вам написать сочинение в жанре эссе о родном городе с тысячелетней историей.
Помните, что в эссе главную роль играет:
- не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора;
- раздумья и размышления;
- оригинальный, порой парадоксальный взгляд на проблему;
- образная и афористичная речь;
- непринужденная, в духе свободной беседы манера изложения.
И последнее, ваше сочинение, должно содержать выявленные на сегодняшнем уроке признаки жанра эссе.
Список литературы
- Кумневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем не обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед.учебн. заведений, слушателей ИПК. – Ростов -на Дону: ТЦ “Учитель” 2001г.
- Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000г.
- Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1987 г.
- Скиргайло Т. О. Сочинение разных жанров: Пособие для учителя и учащихся. – Казань: ИПКРО РТ, 2001. – 272 с.
- Словарь литературоведческих терминов. М., Просвещение. 1974
- Словарь иностранных слов. М., 1979 г.