Практическая работа по теме: "Стили речи"

Разделы: Русский язык


Одной из основных целей преподавания русского языка в школе является формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Коммуникативные умения проявляются прежде всего в умении работать с текстом: определять стиль и тип речи, правильно формулировать тему и идею, видеть языковые особенности текста, а как результат - создание собственных текстов определенного стиля. При подготовке данного урока была использована методика проведения “урока – коммуникации”, описанная в статье Е.А. Антоновой “Тайна текста” (РЯШ. – 2000. - № 5,6). Вся работа на уроке строится на анализе псевдотекста, состоящего из чередующихся отрывков из двух – трех реальных текстов. Задача ученика – услышать голос каждого автора, выделить исходные тексты, определить стиль, тип речи и языковые особенности каждого текста. Данный урок может быть интересен практической направленностью, возможностью решать проблемы нравственного воспитания учащихся на языковом материале, а также тем, что сопровождается компьютерной презентацией.

Тема: Стили речи (практическая работа).

Название урока: Тайны текста.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме практической работы.

Цели:

  • тренировка практического умения определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста;
  • формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приемы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла;
  • формирование положительной мотивации изучения родного языка;
  • нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.

Задачи для учащихся:

  • выделить три исходных текста из псевдотекста;
  • - определить стили исходных текстов, тему, идею и основные языковые особенности каждого отрывка.

Оборудование:

  • тексты,
  • цветные карандаши на каждую парту,
  • толковые словари,
  • компьютерная презентация по теме урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

2. Сообщение темы урока (слайд №1)

Оформление записей на листочках, подготовка к практической работе.

3. Словарная разминка “Узнай слово”.

Задание: по лексическому значению определить задуманное слово.

  1. Разговор двух или более лиц (диалог).
  2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).
  3. Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
  4. Например: Уметь говорить – искусство.
  5. Уметь слушать – культура. (Д Лихачев) (параллелизм)
  6. Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается
  7. какая-либо мысль ( рассуждение).
  8. Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации (публицистический).
  9. Одинаковое начало нескольких соседних предложений (анафора).
  10. Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой).

Проверка (слайд № 2)

4. Создание проблемной ситуации.

Предъявление учащимся псевдотекста (слайд № 3, на каждой парте отпечатанный текст, цветные карандаши)

Задание: послушайте текст ( читает учитель), отметьте непонятные слова.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми? “Вон человек, что скажешь ты о нем?” Ответил друг, плечами пожимая: “Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?” Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

“Вон человек, что скажешь ты о нем?” - спросил я у товарища другого.

“Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?”. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

Социальный долг человека – быть интеллигентным.

Вопросы после предъявления текста:

О чем текст? Можно ли понять мысль автора?

Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?

Что такое текст?

Слайд № 4 Текст

Псевдотекст

Псевдо ( от греч. – ложь) первая составная часть сложных слов, обозначающая: ложный, мнимый (соответствует русскому “лже..”)

Например: псевдоним.

5. Повторение. По каким признакам мы определяем текст? (слайд № 5)

Признаки текста: тема, идея, заглавие, связность, композиционная завершенность, стилевое единство.

Вспомним стили речи (слайд № 6).

Что мы учитываем при определении стиля речи? (слайд № 7).

6. Целеполагание.

Давайте, ребята, определим цель нашей работы.

Слайд № 8 Цели урока.

- выделить исходные тексты из псевдотекста;

- определить тему, идею, тип и стиль речи каждого текста;

- указать те языковые средства, которые использует каждый автор для реализации своего замысла.

7. Работа с псевдотекстом

В ходе обсуждения выделяются исходные тексты, раскрашиваются цветными карандашами ( красный – официально - деловой, синий – публицистический, зеленый – художественный). Строго спланировать обсуждение невозможно, идти необходимо от детей. Постепенное предъявление исходных текстов.

8. Стихотворение Р. Гамзатова (слайд №9).

“Вон человек, что скажешь ты о нем?”
Ответил друг, плечами пожимая:
“Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?”
“Вон человек, что скажешь ты о нем?” -
Спросил я у товарища другого.
“Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?” (Р. Гамзатов.)

Стиль – художественный.

Цель: эстетическое, эмоциональное воздействие на читателей и слушателей посредством художественных образов.

Стихотворение, написанное в форме диалога.

Какую картину вы представили, когда читали его?

Как вы определили, что перед нами стихотворный текст? ( рифма, ритм, разговорная интонация)

Какие художественные средства использует автор?

  • нет ярких выразительных средств,
  • слова общеупотребительные,
  • признаки разговорного стиля: указательная частица - вон, “плечами пожимая”,
  • использованы антонимы: спросил – ответил, хорошего – плохого,
  • использованы синонимы: друг, товарищ,
  • связь между предложениями – параллельная, усилена анафорой, инверсией.

Когда происходят эти события? ( в прошлом: использованы глаголы прошедшего времени “спросил, ответил”).

О чем заставляет нас задуматься поэт? ( об отношении к людям).

Кто из собеседников более интеллигентный человек? Почему?

Друг и товарищ – это просто синонимы, служащие для устранения повтора?

Друг – 1 тот, кто связан с кем-то дружбой,

2 употребляется, как вежливое обращение к близкому товарищу, к соседу, к встречному человеку.

Товарищ – 1 человек, близкий кому – нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни, а также человек, дружески расположенный к кому – нибудь.

9. Анализ текста официально-делового стиля (слайд №10)

Глава 2 Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. ( Конституция Российской Федерации)

Стиль – официально-деловой.

Цель – сообщение, передача деловой информации.

Подстиль – законодательный.

Жанр – закон. ( Конституция – основной закон государства)

Стилевые черты:

  • точность, не допускающая иного толкования;
  • долженствующе-предписывающий характер ( использование инфинитива “не должно нарушать”;
  • “обезличенность”, неличный характер ( не употребляются глаголы 1, 2 лица, личные местоимения 1, 2 лица; а употребляются глаголы в форме 3 лица, чаще несовершенного вида “признаются, гарантируются”;
  • стереотипность построения текста, стандартизированность;
  • отсутствие эмоциональности, нет изобразительных языковых средств.

Языковые средства:

  • использование официально – деловой лексики (право, свободы, гарантируются),
  • человек, гражданин (сравним: друг, товарищ), каждый (относительное местоимение),
  • использование производных предлогов ( согласно принципам, в соответствии с Конституцией),
  • предложения с однородными членами предложения.

Тип речи: отсутствие описания и повествования ( в некоторых жанрах возможна повествовательная манера изложения, например: протокол, отчет, договор).

Все ли слова понятны?

Гарантируются – защищаются, обеспечиваются.

Неотчуждаемы (отчуждать – отбирать)

Право – 2 охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что – нибудь делать, осуществлять (право на образование)

Свобода – 1 возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества (свобода слова)

2 независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно – политическую жизнь и деятельность всего общества или его членов.

Что самое главное в этом тексте?

10. Анализ текста публицистического стиля.(слайд №11)

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”.

Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

Социальный долг человека – быть интеллигентным. ( Д.С. Лихачев)

Стиль – публицистический.

Цели:

  • воздействие на читателя,
  • внушение определенной идеи,
  • побуждение к осмыслению важной морально-этической проблемы, к определенным поступкам.

Перед нами отрывок из статьи Д.С.Лихачева “Письма о главном”

Стилевые черты:

  • логичность (тип речи – рассуждение);
  • образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность;
  • общедоступность (рассчитана на понимание на широкой аудитории читателей);
  • полемический характер ( полемика – спор при обсуждении литературных, научных, культурных вопросов);
  • экспрессивность (экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность).

Языковые средства:

  • использование лексики, обозначающей понятия морали, нравственности;

Интеллигентность.

Интеллигентный – образованный, культурный.

Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.

Такое ли понимание интеллигентности предлагает Д.С. Лихачев?

Почему интеллигентность человека – залог его долголетия?

Почему быть интеллигентным – долг человека перед самим собой?

Почему быть интеллигентным – долг человека перед обществом?

Долг – обязанность.

Социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.

Нравственное здоровье.

Нравственный –2 соблюдающий правила нравственности; 3. относящийся к внутренней духовной жизни человека.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения:

  • фразеологический оборот “белая ворона”;
  • цитата;
  • лексические повторы;
  • восклицательные, вопросительные предложения;
  • глаголы в повелительном наклонении (должен быть интеллигентен, надо развивать, тренировать);
  • составные именные и глагольные сказуемые.

11. Предъявление для проверки слайда №12 (псевдотекст с выполненным заданием).

12. Итог урока.

Обращение к целям урока.

Достигли ли цели?

Чему научились на уроке?