Одной из основных целей преподавания русского языка в школе является формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Коммуникативные умения проявляются прежде всего в умении работать с текстом: определять стиль и тип речи, правильно формулировать тему и идею, видеть языковые особенности текста, а как результат - создание собственных текстов определенного стиля. При подготовке данного урока была использована методика проведения “урока – коммуникации”, описанная в статье Е.А. Антоновой “Тайна текста” (РЯШ. – 2000. - № 5,6). Вся работа на уроке строится на анализе псевдотекста, состоящего из чередующихся отрывков из двух – трех реальных текстов. Задача ученика – услышать голос каждого автора, выделить исходные тексты, определить стиль, тип речи и языковые особенности каждого текста. Данный урок может быть интересен практической направленностью, возможностью решать проблемы нравственного воспитания учащихся на языковом материале, а также тем, что сопровождается компьютерной презентацией.
Тема: Стили речи (практическая работа).
Название урока: Тайны текста.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме практической работы.
Цели:
- тренировка практического умения определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста;
- формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приемы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла;
- формирование положительной мотивации изучения родного языка;
- нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.
Задачи для учащихся:
- выделить три исходных текста из псевдотекста;
- - определить стили исходных текстов, тему, идею и основные языковые особенности каждого отрывка.
Оборудование:
- тексты,
- цветные карандаши на каждую парту,
- толковые словари,
- компьютерная презентация по теме урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
2. Сообщение темы урока (слайд №1)
Оформление записей на листочках, подготовка к практической работе.
3. Словарная разминка “Узнай слово”.
Задание: по лексическому значению определить задуманное слово.
- Разговор двух или более лиц (диалог).
- Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).
- Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
- Например: Уметь говорить – искусство.
- Уметь слушать – культура. (Д Лихачев) (параллелизм)
- Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается
- какая-либо мысль ( рассуждение).
- Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации (публицистический).
- Одинаковое начало нескольких соседних предложений (анафора).
- Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой).
Проверка (слайд № 2)
4. Создание проблемной ситуации.
Предъявление учащимся псевдотекста (слайд № 3, на каждой парте отпечатанный текст, цветные карандаши)
Задание: послушайте текст ( читает учитель), отметьте непонятные слова.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми? “Вон человек, что скажешь ты о нем?” Ответил друг, плечами пожимая: “Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?” Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
“Вон человек, что скажешь ты о нем?” - спросил я у товарища другого.
“Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?”. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека – быть интеллигентным.
Вопросы после предъявления текста:
О чем текст? Можно ли понять мысль автора?
Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?
Что такое текст?
Слайд № 4 Текст
Псевдотекст
Псевдо ( от греч. – ложь) первая составная часть сложных слов, обозначающая: ложный, мнимый (соответствует русскому “лже..”)
Например: псевдоним.
5. Повторение. По каким признакам мы определяем текст? (слайд № 5)
Признаки текста: тема, идея, заглавие, связность, композиционная завершенность, стилевое единство.
Вспомним стили речи (слайд № 6).
Что мы учитываем при определении стиля речи? (слайд № 7).
6. Целеполагание.
Давайте, ребята, определим цель нашей работы.
Слайд № 8 Цели урока.
- выделить исходные тексты из псевдотекста;
- определить тему, идею, тип и стиль речи каждого текста;
- указать те языковые средства, которые использует каждый автор для реализации своего замысла.
7. Работа с псевдотекстом
В ходе обсуждения выделяются исходные тексты, раскрашиваются цветными карандашами ( красный – официально - деловой, синий – публицистический, зеленый – художественный). Строго спланировать обсуждение невозможно, идти необходимо от детей. Постепенное предъявление исходных текстов.
8. Стихотворение Р. Гамзатова (слайд №9).
“Вон человек, что скажешь ты о нем?”
Ответил друг, плечами пожимая:
“Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?”
“Вон человек, что скажешь ты о нем?” -
Спросил я у товарища другого.
“Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?” (Р. Гамзатов.)
Стиль – художественный.
Цель: эстетическое, эмоциональное воздействие на читателей и слушателей посредством художественных образов.
Стихотворение, написанное в форме диалога.
Какую картину вы представили, когда читали его?
Как вы определили, что перед нами стихотворный текст? ( рифма, ритм, разговорная интонация)
Какие художественные средства использует автор?
- нет ярких выразительных средств,
- слова общеупотребительные,
- признаки разговорного стиля: указательная частица - вон, “плечами пожимая”,
- использованы антонимы: спросил – ответил, хорошего – плохого,
- использованы синонимы: друг, товарищ,
- связь между предложениями – параллельная, усилена анафорой, инверсией.
Когда происходят эти события? ( в прошлом: использованы глаголы прошедшего времени “спросил, ответил”).
О чем заставляет нас задуматься поэт? ( об отношении к людям).
Кто из собеседников более интеллигентный человек? Почему?
Друг и товарищ – это просто синонимы, служащие для устранения повтора?
Друг – 1 тот, кто связан с кем-то дружбой,
2 употребляется, как вежливое обращение к близкому товарищу, к соседу, к встречному человеку.
Товарищ – 1 человек, близкий кому – нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни, а также человек, дружески расположенный к кому – нибудь.
9. Анализ текста официально-делового стиля (слайд №10)
Глава 2 Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. ( Конституция Российской Федерации)
Стиль – официально-деловой.
Цель – сообщение, передача деловой информации.
Подстиль – законодательный.
Жанр – закон. ( Конституция – основной закон государства)
Стилевые черты:
- точность, не допускающая иного толкования;
- долженствующе-предписывающий характер ( использование инфинитива “не должно нарушать”;
- “обезличенность”, неличный характер ( не употребляются глаголы 1, 2 лица, личные местоимения 1, 2 лица; а употребляются глаголы в форме 3 лица, чаще несовершенного вида “признаются, гарантируются”;
- стереотипность построения текста, стандартизированность;
- отсутствие эмоциональности, нет изобразительных языковых средств.
Языковые средства:
- использование официально – деловой лексики (право, свободы, гарантируются),
- человек, гражданин (сравним: друг, товарищ), каждый (относительное местоимение),
- использование производных предлогов ( согласно принципам, в соответствии с Конституцией),
- предложения с однородными членами предложения.
Тип речи: отсутствие описания и повествования ( в некоторых жанрах возможна повествовательная манера изложения, например: протокол, отчет, договор).
Все ли слова понятны?
Гарантируются – защищаются, обеспечиваются.
Неотчуждаемы (отчуждать – отбирать)
Право – 2 охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что – нибудь делать, осуществлять (право на образование)
Свобода – 1 возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества (свобода слова)
2 независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно – политическую жизнь и деятельность всего общества или его членов.
Что самое главное в этом тексте?
10. Анализ текста публицистического стиля.(слайд №11)
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”.
Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека – быть интеллигентным. ( Д.С. Лихачев)
Стиль – публицистический.
Цели:
- воздействие на читателя,
- внушение определенной идеи,
- побуждение к осмыслению важной морально-этической проблемы, к определенным поступкам.
Перед нами отрывок из статьи Д.С.Лихачева “Письма о главном”
Стилевые черты:
- логичность (тип речи – рассуждение);
- образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность;
- общедоступность (рассчитана на понимание на широкой аудитории читателей);
- полемический характер ( полемика – спор при обсуждении литературных, научных, культурных вопросов);
- экспрессивность (экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность).
Языковые средства:
- использование лексики, обозначающей понятия морали, нравственности;
Интеллигентность.
Интеллигентный – образованный, культурный.
Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.
Такое ли понимание интеллигентности предлагает Д.С. Лихачев?
Почему интеллигентность человека – залог его долголетия?
Почему быть интеллигентным – долг человека перед самим собой?
Почему быть интеллигентным – долг человека перед обществом?
Долг – обязанность.
Социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.
Нравственное здоровье.
Нравственный –2 соблюдающий правила нравственности; 3. относящийся к внутренней духовной жизни человека.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения:
- фразеологический оборот “белая ворона”;
- цитата;
- лексические повторы;
- восклицательные, вопросительные предложения;
- глаголы в повелительном наклонении (должен быть интеллигентен, надо развивать, тренировать);
- составные именные и глагольные сказуемые.
11. Предъявление для проверки слайда №12 (псевдотекст с выполненным заданием).
12. Итог урока.
Обращение к целям урока.
Достигли ли цели?
Чему научились на уроке?