Русский язык
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Антонимы" 2007
На уроке русского языка в 5-м классе, используя игровые моменты, работу с иллюстрацией, прослушивание грамзаписей, раскрывается понятие терминов "антонимы" и "синонимы" и вырабатывается умение правильно употреблять антонимы в речи.
-
Новые подходы к изучению словосочетания как синтаксической единицы на уроках русского языка 2007
Приступая к изучению словосочетаний в 5-м классе, я начинаю разговор о словосочетании как о единице, входящей в систему словосочетание–предложение–текст. Пытаюсь убедить учащихся, что словосочетание – это не простое сочетание слов, а целая синтаксическая единица, которая состоит из главных и зависимых частей (компонентов), выраженных словами. Учащиеся должны усвоить, что слово и словосочетание выполняют в языке номинативную функцию, но выполняют ее по-разному (слово выполняет функцию названия, а словосочетание – называния), в речевом же общении осуществляется единый процесс названия, называния и коммуникации, которую выполняет предложение. Поэтому важно обратить внимание учащихся как на связь слов в словосочетании, так и на то, какая часть какой определяется и какой компонент к какому относится.
-
Интегрированный урок по химии и русскому языку на тему: "Кислород. Оксиды. Горение. Правописание безударных в корне. Полные и неполные, двусоставные и односоставные предложения" 2007
Прививать учащимся культуру речи нужно усилиями всех учителей. Добиться большей эффективности при достижении главной цели – развития речи учащихся можно, привлекая учителя русского языка к проведению совместных уроков.
-
Открытый урок в 10-м классе по теме: "Основные принципы русской орфографии" 2007
В ходе урока решается целый ряд образовательных и воспитательных задач: целенаправленная работа по развитию культуры речи учащихся; словарная работа имеет военную направленность; есть выход на практическую работу по анализу текста и выполнению типовых тестовых заданий в формате ЕГЭ.
-
Обособленные члены предложения 2007
Урок повторения и обобщения знаний по УМК В.Бабайцевой с использованием мультимедийной презентации имеет практическую направленность, построен на едином языковом материале. Используемый дидактический материал составлен не только по изучаемой теме, но и включает слова для повторения наиболее сложных орфограмм. В ходе урока учащиеся развивают умение употреблять данные синтаксические единицы в собственной речи, проверяют уровень сформированности пунктуационных навыков.
-
Проведение лабораторных работ на уроках русского языка в 11-м классе 2007
При обучении русскому языку в старших классах целесообразным является применение лабораторных работ, которые направлены на формирование не только предметных, но и общеучебных умений и навыков. В статье даны особенности проведения лабораторных работ на уроках русского языка в 11-м классе, их примерная тематика и конспект лабораторной работы "Синтаксис и пунктуация сложного предложения".
-
Пишите вместе с детьми 2007
При написании сочинения наиболее трудными являются первые шаги ребенка, когда еще довольно беден его словарный запас, когда силен страх перед новым видом работы. Пошаговое совместное написание сочинения учителем и учеником - новый способ в методике написания сочинения. Суть способа в пошаговом (по одному предложению) написании сочинения. Первое предложение - учителя, второе - ученика. Данный прием создает атмосферу совместного творчества с учителем, внутренне раскрепощает, учит ученика связывать предложения в единый текст.
-
Опыт лингвопоэтического анализа стихотворения Н.М. Рубцова "Ласточка" в 8-м классе 2007
Отказываясь от традиционных уроков при изучении русского языка, я ввела в восьмом классе лингвопоэтический анализ стихотворения Н.М. Рубцова "Ласточка". Поскольку класс многонациональный, слова, требующие толкования, давались на родном языке каждого ученика (русский, башкирский, татарский, армянский). Это, конечно, вызвало интерес. Выполнение домашнего задания подтвердило правильность моего выбора метода лингвистического анализа текста: стихотворение "Воробей" проанализировали великолепно.
-
Конспект урока в 6-м классе по программе М.М. Разумовской на тему: "Употребление прилагательного в речи" 2007
Предлагается семинар-практикум "Употребление прилагательных в речи" в 6-м классе по программе М.М. Разумовской. Содержание урока позволяет работать над формированием у учащихся ключевых компетенций: информационной, предметной, коммуникативной, рефлексивной.
-
Конспект урока русского языка в 9-м классе по теме: "Придаточные предложения сравнения" 2007
Данный урок русского языка в 9-м классе является очередным занятием по изучению видов придаточных в сложноподчиненных предложениях (СПП). Учащиеся рассматривают СПП со значением сравнения, при этом делают самостоятельные выводы о сходстве и различии СПП сравнения и СПП образа действия. На уроке систематизируются знания о способах выражения сравнения как художественном изобразительном средстве, приводятся примеры из текстов. В ходе занятия ребята должны научиться отличать сравнительные придаточные, правильно ставить знаки препинания внутри СПП (в том числе при союзе как в ином значении).
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Правописание приставок -пре- и -при-" 2007
Предлагаемый урок является первым в изучении данной темы. В работе используются разнообразные методы и приемы. Создается положительная мотивация на изучение темы. Особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся, а также развитию орфографической зоркости учащихся. Учащимся предлагаются упражнения на развитие внимания, на запоминание орфографического правила, на первичное закрепление, дается дифференцированное домашнее задание для различных групп учащихся.
-
Сочинение-описание "Моя любимая игрушка" в 5-м классе 2007
Цели урока: подготовить учащихся к самостоятельному описанию игрушки (учить подчинять материал основной идее сочинения); отработать элементы композиции сочинения; составить словари опорных слов; познакомить с историей русской игрушки; вызвать у учащихся интерес к нашей истории, к нашим национальным истокам.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: "Я деловой человек" 2007
Данная игра по русскому языку «Я деловой человек» способствует закреплению и обобщению знаний об официально-деловом стиле речи, а также повторению необходимых для грамотного и делового общения сведений по лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и орфоэпии.
-
Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах по системе Р.Н. Бунеева 2007
Программой начальных классов определён минимум слов, написание которых учащиеся должны усвоить. Такие слова необходимо изучать группами, связанными по значению слов, или по темам, или по графическому сходству, контрасту, или по грамматическим темам. Изучение одной группы « словарных слов» проводится в течение 4–5 уроков подряд и включает в себя такие этапы работы: знакомство с группой слов, упражнения на запоминание, контроль усвоения.
-
Тема урока: "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" 2007
Урок проходит в виде путешествия. Учащиеся учатся определять местоимения среди других частей речи, усвоить значения личных местоимений, их признаки и синтаксическую роль; стараются овладеть нормами употребления местоимений в речи.
-
Урок по русскому языку в 11-м классе по теме: "Стили речи" 2007
Приёмы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами занятия и его содержанием. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких как самостоятельный анализ текстов, рецензирование. Усиливаются внутрипредметные связи. Задания для учащихся носят комплексный характер, то есть наряду с освоением материала по теме “Стили речи” они учатся анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нём изобразительно-выразительные средства, стилистическую роль данного текста. Тесная взаимосвязь русского языка и литературы предполагает полноценное восприятие учащимися художественно-языковой и поэтической формы произведения.
-
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка 2007
В развитии творческих способностей учащихся важную роль играют речевые умения. Научные исследования показывают, что бедный словарный запас, неумение выразить свою мысль, негибкость в использовании синонимов и антонимов и т.д. могут существенно затормозить процесс творчества школьника. Данная статья содержит ряд упражнений, направленных на развитие речевых способностей детей 8–11 лет.
-
Урок русского языка по теме: "Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот" 2007
Урок русского языка в 6-м классе - урок развития речи - подготовка к описанию иконы Владимирской Богоматери, на котором учащиеся знакомятся с описательным оборотом, с иконой для развития навыков пользования выразительными средствами, развития творческих и познавательных способностей; формирования умения видеть прекрасное и понимать произведение искусства, мысли и чувства автора.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Междометия" 2007
Данный урок направлен на освоение учениками 7-го класса теоретического материала по теме "Междометие", закрепление навыков проектной деятельности.
-
Конспект урока развития речи в 5-м классе по теме: «Изложение с языковым анализом по тексту К.Г. Паустовского "Первый снег"» 2007
Главная задача уроков русского языка состоит в том, чтобы научить школьников правильному, умелому и сознательному использованию речевых средств. Изложения с языковым разбором текста позволяют совершенствовать речь учащихся, углублять их познания в области грамматики, лексики и стилистики, укреплять орфографические и пунктуационные навыки.
-
Тема урока: "Правописание гласных в приставках при- и пре-" 2007
Цели урока: систематизировать сведения о правописании гласных и конечных согласных в приставках; повторить звонкие и глухие согласные; повторить правописание приставок на з; показать правописание гласных в приставках пре- и при-; повторить орфограммы: проверяемые согласные в корне слова, е и и в корнях с чередованием, е и и в окончаниях глаголов I и II спряжений; повторить пунктограммы: знаки препинания в конце предложения, запятая при однородных членах.
-
Урок русского языка по теме: "Виды сложноподчиненных предложений" 2007
Наряду с совершенствованием знаний учащихся о типах сложноподчиненных предложений, выработкой умений определять виды придаточных предложений и строить синтаксические схемы СПП на уроке развиваются умения оценивать языковые факты с точки зрения их нормативности: соблюдения лексических и грамматических норм литературного языка и норм синтаксической стилистики. В плане подготовки к ЕГЭ проведен анализ смысловой и композиционной целостности текста. Предложено творческое задание по созданию сочинения-размышления (миниатюры) по основной проблеме текста.
-
Уроки русского языка в 6-м классе по теме: "Имя существительное". Мотивация 2007
Вашему вниманию я представляю серию конспектов уроков русского языка в 6-м классе по теме "Имя существительное". В основе учебник по русскому языку за 6-й класс под редакцией М.Т. Баранова, методическое пособие "Уроки русского языка в 6-м классе" Г.А. Богдановой. В предложенных конспектах я старалась подсказать коллегам возможные варианты создания мотивационной ситуации на уроке, которые способствуют дальнейшему развитию познавательной мотивации и интереса к предмету у подростков.
-
Сценарий устного журнала "Любитель русского слова" (к 205-летию со дня рождения В.И.Даля) 2007
Владимиру Ивановичу Далю, прожившему 70 лет, удалось столько успеть! Он был врачом и морским офицером, чиновником по особым поручениям и писателем, географом и этнографом, отцом пятерых детей, а главное - собирателем "Толкового словаря живого великорусского языка". "Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык", - говорил В.И. Даль. Познакомьтесь с удивительной жизнью этого человека – и вы ему поверите. А поможет вам наш устный журнал.
-
Урок развития речи в 5-м классе с применением программы Power Point 2007
Данный урок предполагает знакомство учеников с новым для них понятием - синквейн. Учащиеся в процессе урока имеют возможность не только изучить строение данного пятистишия, но и проявить свои творческие способности, сочиняя синквейн. Весь урок построен таким образом, что рабочий материал (презентация, эпиграф, текст, сама творческая работа) подчинен единой теме - теме материнства. Данный урок можно использовать как в преддверии Дня матери, так и в канун 8 Марта.
-
Урок развития речи по теме: "Этикетные формулы и правила обращения к собеседнику в устной и письменной речи" 2007
Урок по речевому этикету формирует понятие о правилах речевого этикета, учит использовать этикетные формулы и правила обращения в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией, воспитывает культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка.
-
Интегрированный урок: алгебра и начала анализа + русский язык по теме: "Степенные функции, их свойства и графики". 11-й класс 2007
Важный момент в преподавании любого предмета – это непосредственная связь с другими учебными дисциплинами и их взаимообогащение. Практическое применение функциональных стилей речи русского языка на уроке алгебры и начал анализа позволило учащимся 11-го класса использовать имеющийся багаж знаний в конкретной ситуации.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: «Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"» 2007
Урок русского языка готовит учащихся к написанию сочинения на тему "Моя любимая игрушка".
-
Методическая разработка урока русского языка с использованием элементов интерактива: "Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему" 2007
Урок подготовки к изложению с элементами сочинения на морально-нравственную тему публицистического стиля типа речи рассуждение. Помимо подготовки к изложению, учитель ставит цель помочь учащимся в размышлении над тем, что же делает человека счастливым. Это достигается через использование элементов интерактива: мотивационного вступления, групповой работы на уроке, рефлексии, а также привлечения интересного дидактического материала и выполнения необычных заданий, что способствует высокой мыслительной активности и творческой самостоятельности учащихся.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Алфавит" 2007
Урок проводится в конце изучения темы «Фонетика». Цель его – не только обобщить и повторить учебный материал, но и стимулировать познавательный интерес учащихся. Знакомство с азбукой наших предков, с необычными названиями и начертаниями букв, работа с орфографическим словарем - все это побуждает учащихся развивать свои мыслительные и познавательные способности, а значит, поддерживает интерес к процессу обучения.