Русский язык
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Роль имени существительного в речи" 2006
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Роль имени существительного в речи". Цель – повторение и обобщение знаний, полученных в 5-м классе, осуществление межпредметной связи; проводятся следующие виды работы: устное рисование картин, выполнение творческой работы с целью раскрытия творческого начала личности ребёнка, самопроверка по образцу, словарная работа в виде кроссворда.
-
Коммуникативные ситуации на уроках развития речи по теме: "…и оживают картины природы". 6-й класс 2006
Предлагаемый урок развития речи помогает учащимся всмотреться, вслушаться в прелесть русской природы и передать ее языковыми средствами и в форме мини-сочинения.
-
Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Упражнения в склонении имен существительных, распознавание падежей" 2006
Предложенный урок способствует развитию умения склонять имена существительные с ударными в единственном числе, с приемами распознавания падежей, развитию орфографической зоркости, речи, умения мыслить, делать выводы; способствует развитию эстетических навыков через каллиграфическое письмо и художественное слово, любви к природе и интереса к урокам русского языка.
-
Педагогические инновации. Модульная технология на уроках русского языка 2006
Использовать модульную технологию можно при изучении новых тем, закреплении, обобщении и систематизации изученного материала. Учитель на этих уроках выполняет роль консультанта, корректирует и направляет работу ученика. Возьмем, например, урок русского языка в 8-м классе по теме "Обособление определений и приложений". Материал урока не является сложным для самостоятельного изучения, так как у учащихся к этому времени уже имеется багаж знаний по данной теме.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Значение суффиксов" 2006
Конспект урока представляет собой пример использования групповой формы организации обучения с применением проблемно-диалогического метода. На первом этапе урока происходит определение темы урока при столкновении различных мнений. Поиск решения организован через наблюдение, выдвижение и проверку гипотез. Групповая форма работы позволяет включить в учебную деятельность всех учащихся: выявление значений суффиксов и правил их написания, проверка их на примерах из учебника и собственных, предложенных по аналогии. На втором этапе каждая группа составляет задания для класса исходя из собственных представлений и понимания. Учитель корректировал задания в ходе подготовки групп. Внимание класса удерживается на протяжении всего урока благодаря частой смене видов деятельности и выполняемых в тетрадях заданий. Третий этап посвящён подведению итогов урока с точки зрения полезности, нового, оценки групповой работы и вклада каждого (заполнение групповых ведомостей). Ребята формулируют проблему и кратко обмениваются мыслями о преодолении трудностей. Домашнее задание связано с работой на уроке: краткая запись в конспектах – способ обобщения знаний, их переосмысления, интерпретации.
-
Урок-игра "Путешествие в Словоград" 2006
Урок представляет собой путешествие в Словоград, встречу с королевой Лексикой. Учащиеся в увлекательной игровой форме повторяют основные понятия лексики, развивают устную и письменную речь, проявляют свои творческие способности.
-
Открытый урок по русскому языку в 3-м классе по системе "Гармония" на тему: "Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" 2006
<p>Целями предлагаемого урока являются: закрепление знаний, умений, навыков учащихся по подбору проверочных слов; расширение словарного запаса; cовершенствование умения проверки орфограмм корня.
-
Урок русского языка в 6-м классе якутской школы по теме: "Словообразующие аффиксы" 2006
Предлагаю вашему вниманию конспект урока русского языка в 6-м классе якутской школы на тему "Словообразующие аффиксы". "Словообразование" – тема, к которой обращаются при изучении любого раздела курса русского языка. Она даёт широкие возможности учащимся для обогащения словарного запаса, развивает орфографическую зоркость, создаёт условия для поисковой работы.
-
Тема урока: "-Н- – -НН- в суффиксах прилагательных". 6-й класс 2006
На уроке русского языка учитель должен стремиться привить детям любовь к родному языку, помочь им почувствовать его красоту. На помощь приходит красивый текст или несколько текстов, которые могут быть связаны тематически. На предлагаемом уроке все тексты подобраны на зимнюю тему, учащимся предлагаются зарифмованные правила, которые помогают ребятам без скуки изучить трудный материал. Урок русского языка – это и проявление творчества детей, поэтому на уроке создаются условия для написания синквейнов, кеннингов, стихотворений по метафоре, акростихов.
-
Урок русского языка в 7-м классе. Обобщающий урок по теме "Наречие" (по программе УМК под ред. М. Разумовской) 2006
Урок русского языка в 7-м классе обобщает знания учащихся по теме "Наречие".
-
Обобщающий урок по разделу "Повторение изученного в начальных классах". 5-й класс 2006
Уроки, проводимые в игровой форме, вызывают у учащихся особый интерес. Данный урок-путешествие проводится в 5-м классе после изучения раздела "Повторение изученного в начальных классах" с целью повторения теоретических знаний из разделов языка и закрепления практических навыков по орфографии и пунктуации, полученных учащимися в начальных классах.
-
Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс 2006
Данный урок проводится в 7-м классе во II четверти по окончании изучения темы "Причастие". Урок построен на сочетании традиционных форм и компьютерных технологий, что позволяет активизировать познавательную активность учащихся и добиться прочного и осознанного усвоения учебного материала. В уроке используется и краеведческий материал, заранее подготовленный творческой группой учащихся. Введение в ход урока исторической справки о родном крае, на мой взгляд, повышает интерес и к краеведению, и к изучению родного языка.
-
Тема урока: "Интонация" 2006
Цели представленного урока: дать учащимся первоначальное понятие об интонации; учить ставить знаки в конце предложений в зависимости от интонации; развивать речь, мышление, воображение учащихся; воспитывать любовь к природе, активность на уроке.
-
Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме: "Определение" 2006
Урок изучения нового материала с элементами ролевой игры. Ученикам предлагается попробовать себя в необычной роли – снять фильм о родном крае. В процессе урока ребята смогут побыть сценаристами, операторами, редакторами, выполняя при этом разнообразные задания. Материал урока направлен на воспитание любви к родному краю и чувства прекрасного.
-
Педагогическая мастерская по развитию речи "Урок письма" или "Почта России помогает жить" 2006
Данная мастерская способствует формированию умения строить и анализировать свои чувства и выражать их с помощью слов, внимательно относиться к мнению товарищей. Письма и тексты, предложенные во время работы, помогают в укреплении нравственной позиции, активизации работы воображения. Этому способствуют и выступления самих ребят с информационным материалом, который они готовили самостоятельно, а также использование новых информационных технологий. Этот урок можно проводить в разных возрастных группах, адаптируя тексты на тот возраст, в котором проводится данная мастерская.
-
Эффективные приемы и методы работы, способствующие повышению грамотности учащихся (из опыта работы) 2006
Первое правило успешной работы по повышению грамотности – это отработанный алгоритм объяснения и закрепления темы. Второе правило – диагностика успешности обучения. Я провожу опросы при помощи системы карточек. Группа карточек охватывает вопросы по целой теме и включает задания, тесты. Ученик должен подготовить ответы на уровне, выбранном им. Работа с карточками требует системности. Для наглядности я представляю урок русского языка в 7-м классе.
-
Урок по теме: "Лексика кубанского жилища". Русский язык. Региональный компонент (кубанские говоры). 5-й класс 2006
Знакомство с этнографической лексикой имеет для детей не только лингвистическое, но и культурологическое значение. Понимание смысла таких слов помогает школьникам в изучении истории, литературы, расширяет их жизненный кругозор. На уроке использованы различные дидактические игры, способствующие быстрому усвоению материала.
-
Тема урока: "КВН по русскому языку". 4-й класс 2006
На КВН по русскому языку учащиеся решают кроссворды, дополняют пословицы и поговорки, подбирают имена существительные к именам прилагательным, отгадывают ребусы, придумывают рассказы.
-
Повторение и обобщение по теме: "Словообразование". Использование словообразовательных средств в изобразительных целях. 5-й класс 2006
Урок проводится в 5-м классе. Целью урока являются не только повторение и обобщение по теме "Словообразование", но и знакомство детей с такими изобразительно-выразительными средствами языка, как морфемный повтор, использование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
-
Урок развития речи в 5-м классе по картине А.А. Пластова "Летом" 2006
Большое значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, которые сегодня утрачивают свои позиции, имеют уроки по развитию устной и письменной речи учащихся – ведь умения и навыки формируются всей системой обучения русскому языку, а их уровень проверяется при работе с сочинениями. В представленной статье показаны только некоторые направления той сложной творческой работы, которую проводит каждый учитель-словесник при подготовке учащихся к написанию сочинения.
-
Открытый урок по русскому языку в 5-м классе на тему "Как образуются формы слова с помощью окончания" с использованием компьютерной презентации 2006
Целью уроков по данной теме являются систематизация изученного о морфемике в начальных классах и введение на их базе новых знаний по указанному разделу русского языка с помощью разнообразных форм и методов работы и использования компьютерной презентации. Представленный материал рассчитан на 2 академических часа (в зависимости от тематического планирования он может быть сокращен учителем-предметником до 1).
-
Урок русского языка по теме: "Повторение. Лексика" 2006
Как часто, к сожалению, урок русского языка превращается в бесконечное механическое переписывание упражнений из учебника, а красота, мощь "великого, могучего" остается за бортом урока! Я сама была жертвой такого изучения родного языка. Став учителем, отказалась от такого урока, решив противопоставить ему урок, напитанный красотой русского слова. Предлагаю вашему вниманию урок по теме "Повторение. Лексика" в 7-м классе, цель которого показать очарование, музыкальность слова в описании осеннего пейзажа русскими писателями и поэтами. Урок рассчитан на 2 часа. Рекомендую урок сдвоить, чтобы сохранить целостность восприятия темы.
-
Интегрированный урок русского языка, литературы, истории в 5-м классе по теме: "Развитие речи. Письмо" 2006
Цель урока – познакомиться с эпистолярным жанром, а помогут нам в этом экскурсия в историю, литературные персонажи и герои известного мультфильма.
-
Дидактический материал для игрового урока-повторения на тему: "Безударные гласные в корне" 2006
Материал представляет собой набор обучающих игр, которые могут быть использованы как в контексте урока-соревнования (например, между рядами), так и в качестве игровых включений в любые другие уроки, где необходимо повторить правописание безударных гласных в корне слова. Материал выстроен по принципу возрастающей сложности и может представлять интерес для учащихся разного возраста.
-
Программа факультативного курса "Тайны текста" (начальный курс) 2006
В работе представлена программа факультативного курса по русскому языку "Тайны текста" (начальный курс) для учащихся 3-х и 4-х классов общеобразовательной школы. Данный курс рассчитан на два года обучения (один час в неделю).
-
Дидактические материалы: "Азбука здоровья" на уроках русского языка в 5–7-х классах 2006
Как можно использовать на уроках русского языка здоровьесберегающие технологии? Хочу предложить вашему вниманию отдельные задания из авторского проекта "Азбука здоровья" на уроках русского языка в 5–7-х классах. В "Азбуке" несколько страниц – медицинская, психологическая, рационального питания, спортивно-оздоровительная. Каждый раздел начинается с "Ларчика мудрых мыслей", откуда ребята берут темы для творческих работ. Цель уроков здоровья – обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своём здоровье, предупредить вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни.
-
Профессиональная ориентация учащихся на уроках русского языка 2006
Основную часть своей жизни человек связан с определенной профессией, поэтому нет ничего важнее проблемы выбора жизненного пути. Определение своей будущей профессии, нахождение неслучайного места в жизни является одним из самых значительных решений, которые приходится принимать человеку.
-
Особенности изучения перехода полнозначных слов в предлоги в школе 2006
В статье предложен материал по проведению уроков по теме "Переход полнозначных слов в предлоги". На уроках по этой теме учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: определять по совокупности признаков производные предлоги и отличать их от самостоятельных частей речи; правильно употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова словосочетания; правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки; употреблять предлоги в предложениях с однообразными членами; пользоваться в деловом и разговорном стилях речи предлогами-синонимами; различать омонимичные предлоги, наречия, деепричастия, существительные.
-
Нетрадиционные формы проведения обобщающих уроков по русскому языку: "Глагол". 5-й класс 2006
Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия. Этому могут помочь творческие способности личности, осуществляемые лишь при творческой деятельности в процессе обучения. Использование нетрадиционных форм проведения уроков по русскому языку позволит облегчить труд учителя по обобщению материала.
-
Компьютер как инструмент для работы с информацией и контроля знаний и умений учащихся на уроках русского языка в классах компенсирующего обучения в условиях вечерней школы 2006
В статье приводится методическая разработка интегрированного урока русского языка и информатики в 8-м классе компенсирующего обучения вечерней школы. Проведение интегрированных уроков способствует формированию информационных и коммуникативных компетенций учащихся, оценочной самостоятельности, культуры учебного труда. ПК рассматривается не как объект изучения, а как инструмент в жизни и деятельности человека. Учащиеся получают на этих уроках комплексную оценку: по русскому языку и по информатике.