Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Внеклассная работа по русскому языку в 5-м классе на тему: "Аз да буки — целая наука" (самые интересные буквы русского алфавита) 2006

    Автор: Елисеева Валентина Николаевна

    Занятие призвано формировать интерес школьников к изучению родного языка в целом, дать дополнительные знания к разделу "Фонетика и графика" и подготовить учеников к изучению раздела "Лексика". Формулировка темы занятия призвана пробудить интерес пятиклассников к предстоящему занятию. Содержание материала этот интерес поддерживает: работа с текстом-загадкой; стихотворения по теме; работа-поиск по словарю заимствованных слов; наблюдения над знакомыми художественными произведениями, которые открываются с новой стороны; знакомство с текстами, содержащими "Ъ" (1905 г.) и т. д. Занятие может быть очень ярко и красочно оформлено, что способствует формированию интереса к изучаемому материалу.

  • Обобщение изученного в разделе "Словообразование". 6-й класс 2006

    Автор: Елисеева Валентина Николаевна

    Основная цель урока – обобщить изученное в разделе "Словообразование", останавливаясь на темах, которые вызвали затруднения у шестиклассников: чередование гласных в корне слова, И–Ы после приставки в корне слова, приставки при-, пре-. При этом подобраны такие формы работы, которые делают трудный материал интересным; с учетом разных возможностей учащихся: интеллектуальных, аналитических, творческих (распределительный самодиктант, работа с сигнальными карточками, осложненное списывание, сочинение стихотворения-правила, словарно-лексическая работа).

  • Повторительно-обобщающий урок по русскому языку в 7-м классе по теме: "Причастие" 2006

    Автор: Бычкова Валентина Владимировна

    Повторительно-обобщающий урок предусмотрен общеобразовательной программой по русскому языку в 7-м классе. С целью повторения, проверки, закрепления знаний и умений учащихся проводятся следующие виды работы: индивидуальная работа по карточкам, письмо по памяти, решение тестов и разноуровневых заданий с целью повторения правописания причастий, конструирование и синтаксический разбор предложений с причастным оборотом, самопроверка и взаимопроверка по образцу, объяснение орфограмм и пунктограмм, выполнение творческой работы по картине с целью развития творческих способностей учащихся.

  • Практическая работа по теме: "Стили речи" 2006

    Автор: Абрамова Ольга Анатольевна

    Одной из основных целей преподавания русского языка в школе является формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Коммуникативные умения проявляются прежде всего в умении работать с текстом: определять стиль и тип речи, правильно формулировать тему и идею, видеть языковые особенности текста, а как результат – создание собственных текстов определенного стиля.

  • Открытый урок по русскому языку на тему: "Пословицы и поговорки". 10-й класс 2006

    Автор: Мушнина Елена Сигизмундовна

    Если принять во внимание уровень интеллекта учащихся, неприязнь к урокам русского языка, неразвитую речь, незнание богатейшего словесного наследия, засоренность речи словами-паразитами, - становится ясна необходимость игровых уроков по русскому языку, в частности, по развитию речи.

  • Тема урока: "Повторение изученного в 5–9-х классах. Правописание безударных гласных в корне слова" 2006

    Автор: Щербакова Светлана Владимировна

    Данный урок входит в систему уроков по повторению изученного в 5–9-х классах и имеет целью подготовить учащихся 9-х классов к итоговой аттестации в форме тестирования, а также преследует следующие учебные задачи: закрепить умение дифференцировать безударные гласные в корне слова, повторить их правописание путем подбора проверочных слов, применения правил и др.; закрепить умение анализировать текст с точки зрения стиля и типа речи, строения текста, речевых и синтаксических особенностей. Урок расширяет представление о языке и его роли, служит развитию речи учащихся.

  • Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Фонетика". "Интеллект-банк" 2006

    Автор: Ромашева Лариса Викторовна

    Урок-игра позволяет проверить знания, умения и навыки учащихся по теме, также формирует способность общения друг с другом, помогает учащимся получить представление о деятельности взрослого человека в современной действительности. Игра вызывает интерес у учащихся, развивает самостоятельность, умение оценивать себя и своего одноклассника. С помощью такой игры можно в классе организовать работу с консультантами.


  • Урок-закрепление по русскому языку для обучающихся в 8-х классах на тему: "Односоставные предложения" 2006

    Автор: Дуплякова Елена Николаевна

    Урок способствует формированию интеллектуального потенциала, развивает коммуникативные способности обучающихся, активизирует их познавательную деятельность. На уроке обучающиеся закрепляют знания и умения о всех типах односоставных предложений.

  • Тема урока: "Наклонение глагола" 2006

    Автор: Кисельникова Лариса Александровна

    Урок русского языка в 6-м классе по теме "Наклонение глагола" в технологии междисциплинарного обучения предполагает успешное формирование у учащихся исследовательских умений и навыков при выполнении дидактических условий: структура урока соответствует структуре продуктивного мыслительного акта и состоит из следующих этапов (мотивация, исследование, обмен информацией, связывание информации, применение), а в содержании урока доминируют задания творческого и исследовательского характера.

  • Деловые бумаги 2006

    Автор: Аистова Людмила Федоровна

    В последнее время, в связи с социальными преобразованиями в нашей стране, особый интерес в обществе вызывает деловая речь. Проблемы обучения жанрам деловой речи актуальны для современной средней школы, где все больше появляется специализированных классов. Профиль моего курса по выбору - "Деловые бумаги". Моя задача познакомить с некоторыми из них, так как деловой стиль обслуживает правовую сферу.

  • Урок русского языка на тему: "Отличие причастий от деепричастий". 7-й класс 2006

    Автор: Ширяева Ирина Григорьевна

    Предлагаемый урок русского языка в 7-м классе проводится как обобщающий после изучения тем "Причастие" и "Деепричастие". Обобщение материала проводится посредством составления таблицы отличительных признаков двух частей речи. Cоставление обобщающей таблицы и сопоставительная работа над этими частями речи на протяжении всего урока поможет детям закрепить практическое умение различать названные части.

  • Развитие психических процессов при работе со словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка 2006

    Автор: Нивина Ирина Павловна

    Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с непроверяемым написанием. Такие слова обычно называются словарными. Работа над такими словами является одним из важных этапов уроков русского языка. Традиционно в ней выделяются следующие составные части: представление нового слова из "Словарика", освоение его орфографии, введение нового слова в активный словарь учащихся.

  • Интегрированный урок по теме: "Знакомство с буквой "Т". Передвижение точки в соответствии с заданным алгоритмом. Числа от 11 до 20" 2006

    Автор: Якушева Елена Павловна

    Интегрированный урок в первом коррекционном классе IV вида по теме "Знакомство с буквой "Т". Передвижение точки в соответствии с заданным алгоритмом. Числа от 11 до 20". Программа "Школа XXI века". Интегрированный курс "Грамота".

  • Урок русского языка по теме: "Комплексное повторение "Синтаксис предложения" в 8-м классе 2006

    Автор: Гольцева Альмира Анасовна

    Представлен конспект урока комплексного повторения по теме: синтаксис предложения.


  • Лингвистическая игра по теме: "Словообразование" 2006

    Автор: Парилова Олеся Анатольевна

    Данная игра может быть использована на уроках русского языка в качестве материала для закрепления знаний по теме "Словообразование" или как тематическое внеклассное мероприятие. Игра содержит занимательный материал по вышеуказанной теме.

  • Научно-исследовательская деятельность учащихся старших классов по русскому языку и литературе в МОУ СОШ № 21 г. Озерска Челябинской обл. 2006

    Автор: Аверина Марина Анатольевна

    В докладе представлена модель деятельности учителя русского языка и литературы по формированию научно-исследовательской компетенции учащихся старших классов средней общеобразовательной школы на основе личностно-ориентированного подхода. Технология учебного исследования вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Научно-исследовательская работа формирует социальный опыт учащихся в труде и общении. Научное исследование способствует профессиональному росту учителя, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.

    проект, этап работы, научно-исследовательская деятельность

  • Урок-импровизация по русскому языку как способ творческой самореализации учителя 2006

    Автор: Шогам Елена Львовна

    В Ангарском педагогическом колледже в рамках занятий, педпрактики, конкурса "Студент года" получила распространение практика проведения студентами уроков-импровизаций. Технологию их организации отражает статья и представленные конспекты уроков на темы: "Вводные слова" (5 кл.), "Летописание" (8 кл.); "Словообразование" (6 кл.); "Житие Александра Невского" (8 кл.). В приложении компьютерные презентации к урокам "Вводные слова", "Житие Александра Невского".

  • Роль сложносочиненных предложений в речи 2006

    Автор: Ларикова Ирина Евгеньевна

    Цель урока: выявить роль ССП в речи; продолжить знакомство со способами выражения в тексте антитезы; познакомиться со стилистической фигурой многосоюзия; продолжить работу над формированием навыка анализа текста.

  • Урок — деловая игра "Юный корректор" по русскому языку в 5-м классе 2006

    Автор: Гаврилова Полина Михайловна

    Предлагаемый план урока русского языка «Урок – деловая игра» поможет детям в выработке твердых навыков грамотного письма. В нетрадиционной форме представлены задания для повторения и обобщения по орфографии и синтаксису. Материал урока вызовет у учащихся интерес к углубленному изучению русского языка. Поможет развить их творческие навыки.

  • Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова" 2006

    Автор: Порошин Олег Леонидович

    В своей педагогической работе на уроках русского языка, начиная с 5-го класса, я использую исследовательский метод. Он заставляет учащихся самостоятельно постигать законы языка, развивает творческую, речевую и мыслительную активность, способствует осознанному применению орфографических правил на письме. В ходе работы дети учатся прислушиваться к мнению других, наблюдать, искать, научно спорить, обобщать полученный результат, делать «научные открытия» и чувствуют себя «исследователями».

  • Исследовательская работа "О некоторых подходах к образованию и развитию особенных детей" 2006

    Автор: Мишина Нина Дмитриевна

    Детское сообщество, в котором при его формировании учитывались проблемы различного рода, обусловленные недостаточной подготовленностью учащихся к обучению, культурному общению, следствием чего была высокая степень агрессии, неадекватное поведение.


  • Интегративный урок алгебры и русского языка в 11-м классе (подгруппа математика и информатика) 2006

    Автор: Дегтярева Татьяна Владимировна

    Основная цель урока – проверить целесообразность проведения интегративных занятий по предметам различных циклов, в частности, гуманитарного и физико-математического. Данная цель позволяет рассмотреть на примерах технику дифференцирования; закрепить навык нахождения производной, решая задачи в смежных дисциплинах (математика); практическое использование научного стиля речи на уроках математики, формирование коммуникативных навыков: понимание прослушанного и увиденного учебного материала; умение скомпоновать свои суждения по поводу прослушанного и прочитанного; умение предъявить их в устном и письменном виде – задачи по русскому языку, решаемые в процессе проведения данного урока.

  • Тема урока: "Глагол как часть речи". 6-й класс. Лингвистическая лаборатория 2006

    Автор: Чекусова Альфия Самиевна

    Это урок обобщения знаний о глаголе в 6-м классе с углубленным изучением русского языка. Урок восхождения к вершинам языка, урок сотрудничества, урок исследования языка.

  • Формирование исследовательских умений учащихся на уроках русского языка (при изучении темы "Деепричастие", 6-й класс) 2006

    Автор: Прокутина Наталия Витальевна

    В статье представлен опыт по формированию исследовательских учебных умений шестиклассников на первом уроке по изучению темы "Деепричастие". Автор предлагает обратить внимание и на групповую форму организации познавательной деятельности детей при построении подобных уроков как очень эффективную с точки зрения временных и интеллектуальных затрат. Также прилагается дидактический материал для исследования с учетом разноуровневой подготовки учащихся и вариант результатов исследования. Обращаем особое внимание на то, что хотя представленный опыт и конкретен, но является по своей сути общей моделью.

  • От смыслопонимания к смыслотворчеству 2006

    Автор: Левкина Валентина Владимировна

    Задача словесника – научить владеть русской речью, видеть безграничные возможности слова в выражении оттенков смысла. Познав тайны творчества, дети начинают ценить шедевры литературы, узнавать приемы создания произведения, видеть совершенство, где "все есть и ничего лишнего", создавая собственные.

  • Формирование у учащихся навыков лингвистического анализа художественного произведения на уроках словесности 2006

    Автор: Табатчикова Кристина Дмитриевна

    Тяга к воссозданию особого мира чрезвычайно велика у подростков. Однако тенденциозная заданность школьных сочинений иссушает и желание выразить свое состояние словами и вкус к сочинительству, которое активно проявляется в создании устных небывальщин про себя, про любимого героя. Испытание в серьезном жанре помогает и вернуть это состояние, и обрести вдохновение. Cвободу творчества могут дать интегрированные уроки литературы и русского языка, в которых формируются навыки лингвистического анализа текста.

  • Изучение регионального компонента на уроках русского языка 2006

    Автор: Зорина Татьяна Алексеевна

    В данной работе выделены лишь некоторые виды лингвокраеведческой работы: лингвистический анализ художественных произведений местных поэтов и писателей, воспитание произносительной культуры речи в условиях местных говоров, изучение топонимов Новокузнецка и Кемеровской области.

  • Урок развития речи по теме: "Реклама" 2006

    Автор: Трошина Надежда Яковлевна

    Уроки развития речи решают задачи развития образного мышления, самостоятельного видения окружающего мира, вопросы этики, эстетики, формальной логики, что вызвано требованиями современной жизни. Современную жизнь невозможно представить себе без рекламы, поэтому урок развития речи по обучению составлению рекламы может представлять интерес для учителя-практика. Целью данного урока является: ознакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к рекламе, научить составлять рекламу, развить коммуникативные и творческие способности учащихся. Данный урок предлагается для использования на уроках развития речи в 8-м классе.


  • Разработка урока русского языка в 5-м классе по теме: "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа" 2006

    Автор: Макарова Татьяна Борисовна

    Представленная тема рассчитана на 2 часа. Игровая технология урока основана на местном краеведческом материале с опорой на практический опыт детей (проведение экскурсий, колядование). Индивидуальные задания помогают расширить кругозор учащихся, пополнять их словарный запас, учат находить информацию из разных источников и систематизировать ее. Карточки с заданиями могут использоваться на разных этапах урока.

  • Предупреждение речевых недочетов 2006

    Автор: Маслова Лилия Александровна

    Работа по предупреждению речевых недочетов должна проводиться в соответствии с возрастом и знаниями учащихся: в 5–6-х классах даются менее сложные задания по предупреждению ошибок, учитываются более простые случаи нарушения литературной нормы в области лексики и грамматики, в 7–8-х и в последующих классах усложняются словарно-грамматические упражнения.