Русский язык
-
Разработка урока по теме: "Падеж имен существительных". 5-й класс 2006
Урок русского языка в пятом классе разработан в соответствии с требованиями школьной программы, по учебнику "Русский язык" 5-й класс, авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановой. При разработке урока ход и этапы ориентированны на достижение конкретного результата, на усвоение умений и навыков. "Орфографическая разминка" включена с учётом повторения тех знаний, умений и навыков, которые уже отработаны учащимися на предыдущих уроках. Работа над "Синтаксической пятиминуткой" решает задачу формирования главных, опорных синтаксических умений.
-
Индивидуализация и дифференциация как личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе 2006
Дифференциация обучения - это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения.
-
Интегрированный урок по русскому языку в 9-м классе на тему: "Придаточные определительные в сложноподчиненном предложении" 2006
Данный урок предлагается проводить в декабре перед днем Конституции, которому также предшествует день рождения русского поэта Н.А. Некрасова. Таким образом, в интегрировании задействованы три дисциплины, а именно: русский язык, литература и граждановедение. Данный урок был опробирован 09.12.2005 г. в школе № 18 г. Черногорска, республики Хакасия.
-
Тема урока: "Будущее простое и сложное время глагола" (по системе Л.В. Занкова) 2006
Цели урока: сравнить понятия будущее простое и будущее сложное время глагола; развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы; развивать умение формулировать правила на основе подводящих к этому выводу упражнений.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Устаревшие слова" 2006
Урок развивает общеучебные умения и навыки, а также умения и навыки, формируемые непосредственно на уроках русского языка.
-
Урок постановки учебной задачи по теме: "Правописание не с причастиями" 2006
Дидактическая цель урока - создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Особенностью данного урока является то, что учитель ставит перед учениками определенную учебную задачу, создает условия для способов ее решения. В традиционной системе этот урок соответствует уроку изучения нового материала.
-
Урок развития речи в 7-м классе. Мастерская творческого письма "Первый снег" (2 часа) 2006
Урок-мастерская творческого письма (2 часа для учащихся 7-х классов). Через задания, логическое построение урока учитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью ребят. Используется парная, индивидуальная, групповая работа. В результате урока ученики готовы "высказать сердце" в виде дневниковой записи, а помогут им в этом наблюдения за первым снегом, которые заставят задуматься о многом. Провожу урок после изучения смысловых групп наречий.
-
Урок с применением компьютеров по теме: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" 2006
Урок «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» построен с учетом межпредметных связей. Современное общество, новые коммуникационные технологии требуют от школьника свободного владения компьютерной техникой. Соединение преподавания русского языка и закрепления основ компьютерной грамотности на одном уроке позволило создать у школьников дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности, индивидуализировать учебные задачи, использовать компьютер в системе тренингов, дало возможность ученикам в индивидуальном темпе больше поработать самостоятельно.
-
Урок русского языка в 11-м классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы" 2006
Урок построен по технологии модульного обучения. Цель урока совершенствование навыков анализа текста, умения различать тропы и фигуры. Урок предлагает анализ прозаического текста с последующей характеристикой изобразительно-выразительных средств языка.
-
Сценарий праздника-игры "Путешествие по Лингвинии" 2006
Праздник-игра "Путешествие по Лингвинии" сочетает в себе интеллектуальную игру и выступления детской самодеятельности. Чередование командных и зрительских конкурсов с творческими выступлениями позволяет удержать внимание зрителей на высоком уровне, сделать зал непосредственным активным участником праздника, вызвать у аудитории познавательный интерес к русскому языку, служит развитию речи и расширению кругозора учащихся, не переутомляя их. Соблюдаются принципы доступности, перспективности и наглядности.
-
Краеведение на уроках русского языка 2006
Вопрос о месте краеведения в современной школе, перспективах его вхождения в базисный учебный план, о значимости краеведческих знаний в обучении и воспитании школьников актуален и сегодня. Работа об использовании краеведческого материала в процессе изучения русского языка включает как теоретический, так и практический материал.
-
Урок филологического прочтения лирического стихотворения в 10-м классе по теме: "Красота, с красотою, о красоте…" 2006
Стихотворение А.А.Фета "Осенняя роза", являясь высоконравственным и высокохудожественным произведением, на уроке русского языка помимо задач этического и эстетического воспитания решило ряд методических вопросов. Оно обогатило учащихся красотой поэтического чувства, заворожило задушевной мелодией стиха, запомнилось своей выразительностью и мудростью.
-
Использование ЭВМ в преподавании русского языка как один из элементов дифференцированного подхода в обучении 2006
Использование ЭВМ на уроках русского языка (уроках-зачетах, уроках-практикумах). Организация групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся на уроке (тесты, индивидуальные карточки, работа в творческой лаборатории). Предоставление учащимся возможности выбора задания (основного уровня или повышенной сложности) позволяет каждому ребенку продвигаться вперед индивидуально, в своем собственном темпе.
-
Публицистический стиль речи. Урок в 11-м классе по теме: "Языковые особенности построения рекламных текстов" 2006
Урок изучения основных принципов построения рекламы как жанра публицистического стиля речи. С помощью групповой работы на уроке происходит системаизация знаний учащихся о средствах художественной изобразительности, создаются условия для рассмотрения закономерностей построения рекламных текстов (слоганов), особенностей языковых приемов и методов воздействия на потребителя.
-
Уроки речеведения при изучении темы: "Настоящее время глагола" 2006
В статье представлены речевые фрагменты уроков - анализ текста в аспекте стилистики языковых единиц. Рассмотрение глагольных форм в тексте "крупным планом" отражает содержание лингвистического анализа, ориентированного на определение позиции автора и "опознавательные знаки" его присутствия в тексте. Считаем актуальной разработку методики вхождения ученика в идейно-образное содержание текста через языковую форму, что обеспечивает сознательность отбора языковых средств при создании текста.
-
Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме: "Официально-деловой стиль. Заявление" 2006
Тема "Стили речи" является сквозной в курсе русского языка для 5–11-х классов средней школы. Обучение составлению деловых бумаг ставит цель развить устную и письменную речь, практически усвоить стилевые особенности деловой речи, уметь составлять документы, соответствующие нормам и особенностям официально-делового стиля.
-
Интегрированный урок: математика + русский язык по теме: "Единицы измерения на Руси". 5-й класс 2006
Интеграция в учебном процессе как эффективный подход в активизации мыслительной деятельности учащихся наглядно представлена на уроке. Интегрируются предметы "математика" и "русский язык". Тема "Единицы измерения на Руси" во многом становится интересной и занимательной благодаря тому, что знания из филологии и арифметике из учебника Магницкого Л.Ф. органично переплетаются и дополняют друг друга. Мысль Менделеева Д.И. "Наука начинается с тех пор, как начинают измерять, точная наука не мыслима без меры" как нельзя лучше убеждает учеников в необходимости овладевать знаниями.
-
Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс 2006
В последние годы перед учителями средней школы все чаще встает проблема падения интереса учащихся к изучаемым предметам. В силу различных обстоятельств и причин учащиеся в старших классах не очень охотно занимаются на уроках и дома. Поэтому учителя постоянно ведут поиски новых форм и методов работы. Одним из таких методов являются нестандартные уроки. В течение последних пяти лет я работаю над методической темой "Нестандартные уроки в обучении русскому языку и литературе". Хочу предложить вниманию коллег урок-исследование по русскому языку.
-
Программа курса по теме: "Основы журналистики" 2006
Программа курса создана для студентов колледжа. Собрать материал, провести его обработку, представить, учитывая особенности любой аудитории, - умения, которые актуальны для специалистов любого профиля. Умение организовать работу редакции, оформить газетное издание является одной из составляющих профессионального багажа. Программа может быть также рекомендована в качестве элективного курса.
-
Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка 2006
В статье рассматриваются проблемы развития логического мышления младших школьников. Приводятся оригинальные мыслительные задания по русскому языку, которые позволяют формировать у ребенка интеллектуальные умения и мотивацию достижения успеха, необходимые в учебе и в жизни.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме: "Вводные слова и конструкции" (обобщение знаний) 2006
Разработка урока, на котором в ходе повторения теоретических сведений о вводных словах и конструкциях и знаках препинания при них, происходит развитие языкового чутья и языковой культуры, развитие правильности и выразительности речи.
-
Дидактический материал по теме: "Обращение. Вводные слова". 8-й класс 2006
Материал представлен в виде карточек различного уровня сложности, включает в себя как теоретические, так и практические вопросы и может быть использован не только на заключительных уроках по теме, но и для текущего контроля и выявления проблем в усвоении темы. Кроме того, параллельно учащиеся решают орфографические и пунктуационные задачи, демонстрируют знание разделов "Лексика" и "Культура речи".
-
Изложение-киносценарий к художественному тексту. 7-й класс 2006
Урок развития речи по программе В.В. Бабайцевой построен на основе групповой работы учащихся, что позволяет установить обратную связь непосредственно на уроке, продемонстрировать умения и способности детей. Групповая работа предполагает сотрудничество, когда сильные ученики помогают овладеть материалом слабым. Навыки данной работы пригодятся при изучении драматических произведений на уроках литературы.
-
Интегрированный урок: информатика + литература по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в форме деловой игры "Суд над Раскольниковым" 2006
Данный урок-суд даёт возможность обобщить знания учащихся, полученные при изучении романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" и темы "Power Point" – создание презентаций, графического редактора "Paint", Microsoft Office Publisher; научить самостоятельно оценивать явления, действия и деятелей, размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства собственной позиции, работать в группах. Учащиеся на уроке получили оценку за предоставленный теоретический материал, за блиц-опрос и творческую работу.
-
Интегрированный урок развития речи. 6-й класс 2006
Данный урок дополнит систему уроков развития речи для учащихся 6-го класса, поможет "почувствовать" смешанный текст (повествование с элементами описания), предоставляя возможность учащимся для творчества. Осуществляя межпредметную связь "русский язык - биология - экология", учитель на уроке решает воспитательные задачи: прививает любовь учащимся к природе родного края, учит быть хозяином в своем лесу.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Путешествие с причастием" (обобщение и повторение по теме "Причастие") 2006
Предложенный урок нацелен на систематизацию и обобщение знаний о причастии; проверку прочности усвоения темы. Учащиеся расширят свои знания по теме, отработают умения устного и письменного общения. Повышению мотивации в изучении русского языка способствуют новые информационные технологии (презентация). В процессе деятельности внимание, интерес семиклассников к изученному материалу акцентируется в ходе путешествия, где ожившее причастие "говорит".
-
Урок развития речи в 6-м классе по теме: "Описание снежинок" 2006
В статье показаны поиски учителя, как сделать урок интересным, необычным, а изучаемый материал значимым. Как подготовить учащихся к домашнему сочинению по личным наблюдениям, научить передавать впечатления в высказываниях, использовать эпитеты и сравнения в речи, познакомить учащихся с особенностями описания природы.
-
Адаптивная технология на уроках русского языка 2006
Автор предлагаемой разработки, обучая русскому языку, в течение нескольких лет использует технологию АСО (адаптивную), разработанную А.С. Границкой. Урок, построенный согласно этой технологии, имеет особую структуру, учебная деятельность на нем организована несколько иначе, чем на обычном уроке, особенно на этапе закрепления, отработки знания. Это осуществляется через задания трех уровней с адаптацией в режиме самостоятельной работы, контроль за результатами отработки осуществляется самими учащимися по "ключам". На таких уроках работают все. Технология Границкой воспитывает в учениках высокую работоспособность, способность действовать в самостоятельном режиме.
-
Уроки развития речи как предлог к разговору о важнейших событиях и явлениях отечественной истории 2006
Современная школа призвана формировать мыслящую личность, гражданина и патриота своей страны, осмысливающего ход истории, умеющего сопоставлять события прошлого с сегодняшним днем. Все эти воспитательные и образовательные задачи решаются на уроках развития речи при анализе картин гениальных русских художников, связанных с историческими коллизиями Российской державы. Самостоятельность учащихся в подборе материалов, необходимость делать исторические и искусствоведческие выводы – отличительная черта такого типа уроков.
-
Карта знаний как одна из форм контроля и самоконтроля учащихся на уроках русского языка в 6-м классе. (Описание педагогического опыта) 2006
Карта знаний помогает осуществлять постоянный контроль за уровнем освоения учащимися учебного материала и выработать у учащихся навыки постоянного самоконтроля за собственными знаниями, а также воспитывать стремление к улучшению учебных результатов и более глубокому освоению изучаемой темы.