Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся.
Цели урока:
1. Выделить основные принципы русской орфографии и проследить их функционирование в русском языке.
2. Провести словарную и орфографическую работы, направленные на повышение грамотности учащихся.
3. Выполнить задания орфоэпии, повышающие речевую культуру кадетов.
4. Закрепить навык работы с тестовыми заданиями к ЕГЭ.
5. Работать над воспитанием патриотизма, уважения к родному языку, к культуре и истории своей страны.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (уплотненный опрос)
1. Пять учащихся работают с карточками (повторение предыдущих орфографических тем: корни с чередованием, безударные гласные в корне, гласные после шипящих. Приложение 1.
2. Упражнение 17. Задание: спишите, обозначьте ударный слог в словах.
Усугyбить, ржaветь, анaпест, квартaл, изобретeние, реформи'рование, хозя'ева, ходaтайствовать, каталoг, мизeрный, кyхонный.
Дополнительные задания:
а) Какими пособиями можно воспользоваться, чтобы проверить правильность постановки ударения в слове? (Ответ: специализированным пособием является орфоэпический словарь, в котором указано не только ударение, но и все особенности произношения данного слова. Однако правильность ударения можно проверить по любому словарю (орфографическому, толковому и др.).
б) Раздели слова “хозяева”, “квартал” на слоги и охарактеризуй их. (Ответ: хо-зя-е-ва – 4 слога, все открытые, квар-тал – 2 слога, оба закрытые.)
в) Дать определение орфоэпии. (Ответ: орфоэпия (от греческого orthos-правильный и epos-речь) – совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам).
3. Вопрос на странице 13. В чем особенности словесного ударения в русском языке? (Ответ: русское ударение свободное, т.е. может переходить в одном и том же слове с одного слова на другой сторонa – сторонкa – стoроны). В чем особенности ударения в том иностранном языке, который вы изучаете? (Ответ: в английском языке ударение свободное, во французском - закрепленное на последнем слоге).
Дополнительное задание.
1. Дать определение орфографии. (Ответ: орфография (от греческого orthos – правильный, grapho – пишу) – система правил о написании слов и их значимых частей; о слитных и раздельных написаниях слов; об употреблении строчных и прописных букв, о переносе слов).
2. Выпиши из текста упражнения 17 одно слово, в котором звуков больше, чем букв; одно слово, в котором звуков меньше, чем букв.
III. Словарная работа.
1. Проверка усвоения предыдущего материала: конкурс “Кто грамотнее?” (у доски работают два ученика)
дисциплина |
артиллерия |
гуманизм |
интеллигент |
водоизмещение |
катастрофа |
доблесть |
мужество |
патриотизм |
неприемлемый |
радиотехника |
гидроакустика |
меридиан |
радиолокация |
Дополнительное задание
Лексическое значение слова |
Лексическое значение слова |
“водоизмещение” |
“катастрофа” |
2. Новые словарные слова.
атомоход, баллистическая ракета, блокада.
Анализ лексического и грамматического значения слов.
Запись предложения.
Задание: объяснить орфограммы и пунктограммы, охарактеризовать сказуемые.
IV. Основные принципы русской орфографии.
1. Морфологический принцип (сообщение ученика).
Сущность морфологического принципа в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются.
Морфологический принцип применяется при написании корней (ход - ходок – ходовой), суффиксов (дубовый, липовый), окончаний (на реке - на речке).
Морфологическим также является принцип графически единообразного написания слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям (инфинитив, существительное 3-го склонения, глаголы в повелительном наклонении).
Практическая работа. Задание: объяснить орфограммы.
мыш… |
(мышь – сущ., 3 скл.) |
на дорог… |
(на дороге – сущ., 1 скл., П.п.) |
отмер… |
(отмерь – гл., повелительное наклонение) |
о площад… |
(о площади сущ., 3 скл., П.п.) |
береч… |
(беречь – инфинитив) |
об экскурсии… |
(об экскурсии – 1 скл., сущ.,на –ия) |
пол…скать ребенка |
(поласкать – лaска) |
про…ба |
(просьба – просить) |
2. Фонетический принцип (доклад ученика).
Помимо морфологического принципа, который является основным, применяются также фонетические написания, т.е. написания, соответствующие произношению. Наиболее ярким примером таких написаний служит написание приставок на –з, -с., раз-, рас-, вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный.
Практическая часть. Задание: объяснить орфограммы.
ра…колоть |
(расколоть) |
бе…душный |
(бездушный) |
без…дейный |
(безыдейный: идея) |
р…спись |
( рoспись) |
р…збить |
(разбить) |
от…скать |
(отыскать: ищет) |
чре…мерный |
(чрезмерный) |
3. Традиционный и дифференцирующий принципы (сообщение ученика).
К дифференцирующим относятся написания, служащие для различения на письме омофонов (поджог – сущ., поджёг – гл., бал – балл, компания – кампания, Орел – орел). Существуют еще традиционные написания , например написание жи – ши (в древне – русском языке [ж], [ш] были мягкими, написание и после них было закономерным.
V. Работа с тестовым заданием ЕГЭ.
Приложение 2.VI. Работа с отрывком статьи Добролюбова о Гончарове.
Приложение 3.Дополнительные вопросы:
К вопросу № 2.
1. Перечислите стили речи. (Художественный, научный, официально-деловой, разговорный, публицистический.)
2. Укажите признаки публицистического стиля в приведенном тексте.
(Ответ: эмоциональность, образность, четкая авторская позиция, использование художественных средств выразительности речи, метафора, эпитет).
К вопросу № 3. Перечислите известные вам типы речи.
(Ответ: повествование, описание, рассуждение являются основными типами речи, но есть тексты, сочетающие в себе типы двух типов, например, описание с элементами рассуждения).
VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание.
1. Теоретический материал урока выучить.
2. Словарные слова: лексическое значение слов “блокада”, “баллистическая ракета”.
3. Повторить правописание “не” с различными частями речи.
4. Упражнение №27 (письменно), выполнить задания после текста.