Цели урока:
- Подготовить учащихся к самостоятельному описанию игрушки (учить подчинять материал основной идее сочинения).
- Отработать элементы композиции сочинения.
- Составить словари опорных слов.
- Познакомить с историей русской игрушки; вызвать у учащихся интерес к нашей истории, к нашим национальным истокам.
Форма урока: театрализованное представление
Оборудование:
- Запись на доске вспомогательных материалов к уроку;
- Грамзапись;
- Русские народные игрушки.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Слово учителя.
- – Откройте тетради, запишите тему урока.
- Игрушка… Конечно, у каждого из вас есть игрушки, были и у нас взрослых. Ведь игрушка от слова играть – забавляться, развлекаться, резвиться, проводить время в каком-либо занятии, служащем для отдыха.
- Кто тот человек, кто создал первую игрушку, теперь, конечно, не выяснить. Но игрушка сопутствует человеку с древних времён. И у каждого народа – свои любимые игрушки, забавы.
- Но в одном мы можем быть уверены, что этот человек был добр, весел, жизнелюбив и талантлив. Ведь создать хорошую игрушку может только добрый человек.
- – А не можете ли вы мне сказать, а в какие же игрушки играли наши предки?
- Хорошо, знаете, в какие игрушки играли раньше на Руси. А ведь интересно узнать, а как их создали, какова их история?
3. Грамзапись.
“Ой, кто-то скачет к нам на лошади”
Входят девочки с подносами, на которых русские игрушки. Они рассказывают об этих игрушках.
4.
Учитель:
Заходите, гости дорогие. С чем вы к нам пожаловали? Ах, с игрушками!
Положите и расскажите нам о них, а мы послушаем да поудивляемся.
5. Рассказ учащихся про игрушки
:Матрёшку, свистульки, Ваньку-встаньку.
6.
Учитель:
- Интересно вам было слушать? А что это вы ещё привезли? Что это за расписные кони? Красивые? А выполнены они в стиле хохломской росписи. Что это за хохломское искусство вы познакомитесь на уроках рисования.
- Спасибо гости дорогие. Игрушки ваши нам понравились. Можете ли вы их нам оставить? Спасибо. До свидания.
- А теперь давайте посмотрим, в какие игрушки играют современные дети. Достаньте игрушки, расскажите мне о ваших любимцах.
7. Рассказы детей об игрушках
.- (Откуда взялась игрушка, как она выглядит, почему вы её любите, как играете с ней).
- Вот эти то игрушки нам предстоит с вами описать и оформить в альбом.
8.
Учитель:
- – Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете? (разговорный, художественный, научный)
- – В каком стиле мы будем описывать наши игрушки? (в художественном)
- – А какие типы речи вы знаете? (рассуждение, описание, повествование).
- – Что значит описание? (этот текст отвечает на вопрос какой? Потребуется одна фотография)
- – Какова композиция описания?
- – общее впечатление
- – описание деталей
- – оценка
9.
Учитель:
- Название нашего сочинения “Моя любимая игрушка”. Не просто игрушка, а любимая. Скажите, заложена ли в формулировке темы сочинения его идея, основная мысль. Да – любимая. ( т.е. за описанием игрушки должен чувствоваться автор, его интерес, ведь выбор игрушки не случаен).
- – А в каком стиле должно быть выдержано описание? (в художественном)
- Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.
- Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина – 25 см., высота – 20см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, с механическим заводом.
- Соответствует ли данный текст нашей теме? (нет, здесь идёт речь об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация, но не выражено авторское отношение).
- А если про эту же зверушку написать так: (текст на доске и на партах; см. приложение).
- – В каком стиле дано описание? (художественном).
- – Докажите, что данный текст описание? (в этом тексте есть “данное” – назван предмет, есть новое – признаки предмета, отвечает на вопрос какой? , потребовалась бы одна фотография).
- Найдите композиционные части. ( общее впечатление, описание деталей, оценка) – на доске.
- В каких словах выражается авторское отношение к игрушке, как можно понять, что это любимая игрушка?
- А можно ли повествование совместить с описанием? Какова будет композиция такого сочинения?
- Завязка – развитие действия – кульминация – спад действия – развязка.(на доске).
- В чём может состоять завязка, развитие действия? (как появилась игрушка).
- А можно сочинение начать сразу с кульминации? (т.е. с описания).
- Да, можно. Эта игрушка меня сразу очаровала, как только я её увидела. (на доске).
- А как вы понимаете: очаровала, очаровательный? (обаятельный, пленительный).
- Каков корень слова, как его нужно написать?
10. Словарный диктант
:- Пластмассовая, металлическое, прекрасное, чудесное, занимательное, удивительное, механическое, увлекательное, забавное, симпатичное, интересное, автоматическое, заводное.
- Выделите слова нейтральный и те, которые несут оценку.
- Каждому слову, ребята, в тексте нужно будет найти своё место, иначе потеряется его значение и красота.
11. Предупредим речевые ошибки
.Текст. Прочитайте текст №1. Какие ошибки совершил автор текста №1, №2.
12. Итог.
Сейчас на черновиках вы напишите сочинение, помните, что за описанием должен стоять автор, помните о композиции сочинения, избегайте тех речевых ошибок, которые встретили в текстах.