Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Междометия"

Разделы: Русский язык


Подготовительный этап

Классу заранее объявляется тема и форма урока (игра), а также правила игры, и ребята ведут подготовку в следующих направлениях:

  • Класс делится на команды, каждой из которых предстоит стать промышленным предприятием.
  • Команды готовят свое представление: визитка, атрибутика, оформление “офиса”. В визитке сообщатся название команды, краткие сведения о команде, цели ее работы (на занятии), предполагаемый продукт.
  • Каждая команда предоставляет по 1 человеку для работы в информационно-аналитической службе.
  • Подготовка выступления информационно-аналитической службы ведется по заданным вопросам.
  • Парты в кабинете расставляют так, чтобы группам было удобно работать.

Ход урока

I. Учитель объявляет тему урока, сообщает правила игры.

Русский язык богат тайнами и загадками. Сегодня мы поговорим о самой, пожалуй, необычной части речи в русском языке – о междометии. Тема вам была объявлена заранее, и вы, каждый по-своему, к занятию подготовились. Урок будет проходить в форме деловой игры, и вы сейчас не просто ученики, а сотрудники промышленных предприятий. Общая задача каждого предприятия - успешно трудиться, зарабатывая капитал для своего предприятия. За выполнение каждого задания на счет предприятия будет начислено определенное количество смайликов (виртуальная валюта) по пятибалльной системе. За неспортивное поведение смайлики будут сниматься. Итак, пора познакомиться с командами. В визитке сообщатся название команды, краткие сведения о команде, цели ее работы (на занятии), предполагаемый продукт.

II. Представление команд.

    После представления жюри выставляет оценки, тем самым начисляет первые поступления на счет каждой команды.

III. Разминка (актуализация знаний).

1. Я предлагаю вам познакомиться высказыванием. На доске – стихотворение Николая Брауна.

Читает:

Мне русская речь – как музыка…
Чу! слово звучит, поет…
В нем дышит душою русскою
Создатель его – народ.
И я в эту речь ныряю,
Как в речку,
И там, со дна,
Сокровища добываю,
В которых поет весна.

За 5 минут каждой команде предстоит ответить на 1 вопрос (или выполнить задание), которые вы выберете сами. Из 8 билетов, составляющих 3 цветовые группы, вы должны выбрать 1 любого цвета. Красный – развитие речи, синий – теория языка, зеленый – орфография и пунктуация. Время подготовки – 1 минута. Неотвеченные вопросы и невыполненные задания переходят на дом.

Вопросы и задания:

  1. Определите основную мысль текста.
  2. Какой прием используется в строке: “В нем слово звучит, поет…”?
  3. Слова каких служебных частей речи используются в тексте?
  4. Слова каких самостоятельных частей речи используются в тексте?
  5. В первом четверостишии отыщите слово, которое имеет омонимичную форму в русском языке.
  6. Определите спряжение глагола “звучит”. По каким признакам вы определили спряжение?
  7. Объясните постановку запятой в конце предпоследней строки.
  8. Объясните правописание окончания глагола “дышит”.

Ответы:

  1. Русская речь богата “сокровищами”
  2. Метафора
  3. Предлоги – в, со; частицы – и; союзы – как, и.
  4. Существительные, прилагательные, местоимения, глаголы
  5. Ее. В тексте – притяжательное местоимение, может быть личным местоимением род. или вин. падежа.
  6. 2 спряжение. Ударное личное окончание, характерное для 2 спряжения.
  7. Запятая разделяет 2 простых предложения в составе сложноподчиненного предложения.
  8. Это глагол-исключение, относится ко 2 спряжению.

После каждого ответа жюри объявляет результат: верно– 5 смайликов, неверно -0.

Подводятся общие итоги.

IV. Подготовка к восприятию нового материала.

Отвечая на вопросы по тексту, ребята называли слова самостоятельных и служебных частей речи, употребленные автором. Одно слово не было отнесено ни к одной группе. Какое это слово? Почему оно не принадлежит к самостоятельным и служебным частям речи? Известна ли вам его “частеречная” принадлежность?

V. Выступление информационно-аналитической службы (объяснение нового материала, лекция).

Учитель: Итак, междометие – это то, с чем вам сегодня предстоит работать, можно сказать – сырье для вашего будущего продукта. Как любому уважающему себя предприятию, вам необходимо ознакомиться с характеристиками объекта исследования, т.е. междометия. Информацию о междометии для вас собрали ваши коллеги, которых каждое предприятие рекомендовало для работы в информационно-аналитической службе. Листы с планом выступления есть на каждом столе. Задача каждого на данном этапе – внимательно слушать выступление, следить за слайдами на экране, вести записи (конспект). Для ваших вопросов будет отведено время.

План выступления

  1. Этимология термина. Определение междометия.
  2. Классификация междометий
  3. выделение междометий на письме
  4. употребление междометий в разных стилях речи.

Ученики:

Термин “междометие” – исконно русский, обозначает “брошенный между”, т.е. (в данном случае) “не относящийся”. Вошел в употребление в 18 веке. Ранее слова-междометия названия не имели.

В современном русском языке междометие – это особая часть речи, обозначающая чувства, эмоции, но не называющая их.

Классификацию междометий можно провести по 3 параметрам:

1) по составу

Выделяют междометия производные и непроизводные. К непроизводным относятся междометия, не имеющие в современном языке связей ни с одной самостоятельной частью речи, такие как а, ага, ого, ай, ау, ах, ба, брр, брысь, гей, ей-ей, о, ого, ой, ох, тпру, тьфу, увы и др.

Производные междометия представляют собой группу слов, соотносимых со словами или формами той или иной знаменательной части речи.

  • С существительными связаны: батюшки, матушки, господи, блин, черт и др.
  • С глаголами связаны: брось, будет, вишь (видишь), здравствуй(те), извини(те), пожалуйста, помилуйте, скажите, и др.
  • С местоименными словами, союзами, частицами связаны: вона, то-то, эва, эк, вон, долой, полно, прочь, однако, да уж, на тебе, ну уж, ну да, ну и ну и др.

Заметное место среди производных занимают устойчивые словосочетания и фразеологизмы: батюшки-светы, боже мой, господи праведный, боже правый, прости господи, поди ж ты, скажите на милость, вот тебе на, вот тебе раз, то-то и оно, вот это да, как бы не так.

2) по происхождению

междометия делятся на 3 группы – вненациональные, исконно русские, заимствованные. Большинство междометий современного русского языка вненациональны по своему значению и звучанию. Это непроизводные, эмоциональные междометия, такие как ах, а, о, ох, фу, ха, эх, эй и др.

Русские по происхождению междометия: тпру, увы, извините, спасибо, брысь, господи, батюшки-светы, все глагольные междометия типа брысь, хлоп, прыг.

Заимствованными называют междометия, пришедшие из других языков, например: браво, баста (итал.); адью, бис (франц.).

3) по значению

Междометия используются для выражения чувств и эмоций (ах, бог с тобой боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, слава богу, о, ой, ай, ага, фу);

команды, приказа (на, фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, стоп, алло, чу, айда, кыш, марш, цыц, айда, шабаш);

речевого этикета (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово).

VI. Конкурсные задания (первичное закрепление).

1. Найти в тексте междометия, выписать их, дать характеристику в соответствии с классификацией по составу и по значению. На доске – табица междометий. Упражнение 390.

Эй! – непроизводное, эмоцион.;
Ау! – непроизв., эмоц.,
Чу – непроизв., приказ
Ну – непроизв., команда, приказ,
Алло – непроизв., команда,
А – непроизв., эмоц.,
Вира – произв., приказ,
Стоп – произв., приказ.

2. а) 1 представитель каждой команды приглашается для выполнения индивидуального задания: дополнить данные предложения междометиями, обращая внимание на постановку знаков препинания, охарактеризовать междометия. Предложения можно перестраивать, сохраняя при этом смысл. Задание выполняется, когда класс пишет диктант.

Проверка: составленные предложения записываются на доске, характеристика междометий дается устно.

Предложения:

  • На улице тепло и солнечно.
  • Сегодня я себя неважно чувствую.
  • Есть здесь кто-нибудь?
  • Вот это песня!
  • Что за погода сегодня!
  • Мне досталось сложное задание.
  • Скоро наступит лето.
  • Тебе очень идет этот наряд.

б) Класс под диктовку записывает предложения с междометиями, обращая внимание на постановку знаков препинания, письменно характеризуя междометия.

Проверка: взаимопроверка. Команды обмениваются тетрадями, на экране – правильный вариант. Проверка идет, пока на доске записывают составленные предложения.

  • Эй, садись ко мне дружок! (непроизв., эмоц.).
  • Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая (непроизв., эмоц.).
  • О, я совершенно спокоен! (непроизв., эмоц.).
  • “Ах!” - воскликнула Соня испугано (непроизв., эмоц.).
  • Эта песенка, увы, не прозвучит (непроизв., эмоц.).

VII. Подготовка к восприятию нового материала.

(Вопрос к тем, кто составлял предложения) Какие смысловые оттенки приобрели высказывания?

(классу) Что вы можете сказать о роли междометий в речи?

VIII. Выступление информационно-аналитической службы (объяснение нового материала).

Междометия широко используются в разговорной и художественной речи, представляя разнообразные чувства человека и особенности живой речи, богатой эмоциями.

Предложения с междометиями произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой и жестами, усиливающими то значение, которое передается междометием.

В некоторых художественных произведениях для создания торжественности используется стилистически высокое междометие О. Интонация предложений с этим междометием обычно отличается особым напряжением и торжественностью.

Междометие О, стоящее перед обращением, не отделяется от него знаком препинания.

На сегодняшний день в разговорной речи наиболее часто встречаются заимствования из английского языка – междометия типа упс (рус. Ой-ух-эх), кул (здорово-класс-круто), о-оу (здрасьте-приехали-ну, вот), бла-бла-бла (ну-ну-ну), вау (шик-блеск-красота-ого) и др. русские варианты более точны, и выбор их гораздо больший, поэтому частое использование иноязычных междометий в повседневной речи нельзя считать оправданным.

IX. Конкурсные задания.

Задание для групп. Представители групп вытаскивают билет с названием русской народной сказки. Любой фрагмент сказки нужно трансформировать, наполнив его междометиями. (5-6 предложений)

проверка: Выразительное чтение получившихся текстов.

X. Подведение итогов. Награждение победителей.

XI. Рефлексия.

Достигнуты ли цели? Изменился ли взгляд на будущий продукт?

Продолжите фразу: “Сегодня я …”

Подготовительный этап

Классу заранее сообщена тема урока, ребятами выполнены следующие задания:

  • Созданы речевые характеристики героев рассказа А.П. Чехова “Злоумышленник”.
  • Прочитана повесть М. Горького “Детство”.
  • Изучены основные биографические сведения писателя.
  • По вариантам выполнено творческое задание – нарисованы рисунки “Мое детство” и “Детство Алеши Пешкова”.

Ход урока

I. Подготовка к восприятию нового материала

Сегодня мы приступаем к изучению повести М. Горького “Детство”. Писатель - это не просто профессия. Быть писателем – значит уметь выражать свой внутренний мир, знать жизнь, понимать людей, ценить их. И много е здесь зависит от качеств личности писателя, от свойств его души. А зеркало души человека – это его лицо, внешность. На доске портреты М. Горького. Посмотрите на них внимательно. Как вам кажется, какими душевными качествами, чертами характера обладал этот человек? Мотивируйте свой ответ.

II. Объяснение нового материала. Определение уровня читательского восприятия.

Вы правы. С портретов на нас смотрит лицо человека, повидавшего жизнь, претерпевшего многие трудности и невзгоды, несомненно умудренного опытом, открытого и искреннего. Эти и многие другие личностные воплотились в его повести.

Какое впечатление у вас оставила прочитанная повесть?

Не случайно дома вы рисовали рисунки, изображающие ваше детство и детство главного героя повести – Алеши Пешкова. Поговорим о них. Чем объясняется выбор цветовой гаммы? (цвет передает чувства, эмоции, впечатления)

Итак, рисунки, изображающие детство Алеши, выполнены в более мрачных тонах. Да и сама повесть оставляет, как вы заметили, несколько мрачное впечатление.

  • А ведь “Детство” - автобиографическое произведение Горького. Как вы понимаете лексическое значение термина “автобиография”? ( это значит, что в произведении читатель столкнется с подлинными, реальными событиями. Главная особенность – достоверность и точность. Автобиографическая повесть в узком смысле- рассказ о судьбе писателя, в широком – о современниках, исторических событиях, свидетелем которых он был.)
  • Какие факты из жизни писателя вошли в повесть? (работа в парах, запись в тетрадях и на доске) (сохранены подлинные фамилии, имена, отчества, реальные места жительства, смерть отца, переезд в дом деда и т.д.)

III. Восприятие, осознание, осмысление

  • Перечислите героев повести.
  • Кто из героев вам запомнился больше? Почему?
  • Как известно, характеризовать героя можно по разным параметрам. На прошлом уроке мы занимались речевой характеристикой. (проверка домашнего задания. Чтение 1-2 работ, обсуждение)
  • Сегодня мы поговорим о портретной характеристике. Вспомните, с чего мы начали урок. На что вы обращали внимания, характеризуя М. Горького? Какие изобразительно-выразительные средства целесообразны при портретной характеристике? (сравнения, метафоры, эпитеты)
  • В повести автор дает очень много портретов. Все наблюдения мы будем заносить в таблицу.

Герой

Портретные черты

Отношение автора

     

Портретная характеристика бабушки дается совместно, портретная характеристика деда самостоятельно (возможна работа в группах). При характеристике можно обращаться к репродукциям на доске, к рисункам учеников.

  • “Минутка открытий”. Какое открытие вы сделали для себя?

IV. Подведение итогов. Запись домашнего задания

Домашнее задание – портретная характеристика любого героя повести (Цыганок, Хорошее дело, Григорий и т. д.)

V. Рефлексия

Продолжить фразу “Сегодня я…”