Тема урока: "Местоимение как часть речи. Личные местоимения"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Научить учащихся определять местоимение среди других частей речи;
  2. Усвоить значение личных местоимений, признаки и синтаксическую роль;
  3. Уметь определять роль местоимений в тексте.

Развивающая цель: Овладение нормами употребления местоимений в речи, обогащение словарного запаса.

Воспитательная цель: Показать красоту и богатство русского языка на примере художественной литературы.

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, все мы читаем книги о необыкновенных, загадочных приключениях, смотрим передачи о путешествиях и мечтаем побывать на каком-нибудь загадочном острове, разгадать все его тайны. Вот сегодня я предлагаю осуществить свою мечту и отправиться в путешествие по Морю знаний, полному тайн, загадок, которые мы будем разгадывать. На нашем пути встретится 9 островов, а путешествие продлится не один день. А чтобы не заблудиться, определим курс к первому острову. Откроем бортовые журналы и запишем свои координаты (число, классная работа).

2. Фронтальный опрос.

Итак, сегодня первый день путешествия. Нас несет страшное течение, одно из самых мощных в русском языке… Как же называется раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи? Какие части речи мы знаем с вами хорошо? На какие группы делятся все части речи? Очень хорошо, что мы с вами не заблудились. Как и все путешественники, мы должны пользоваться не только картой, но и компасом. А наш компас необычный, он – загадка.

Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение мне надо указать.

Ребята, что же это за часть речи? (Если часть речи определена сразу, то можно попросить найти в компасе все местоимения)

3. Оглашение целей урока и запись темы.

4. Исследовательская работа в группах (работа с текстом).

…Опечалился чему? -
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
“Грусть-тоска меня съедает:
Чудо дивное завесть
Мне б хотелось…
Корабельщики в ответ:
Мы объехали весь свет
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,
И теперь нам вышел срок;
А лежит наш путь далек.
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
И сидит в нем царь Гвидон;
Он прислал тебе поклон.

Задания:

1. Из какого произведения взяты эти отрывки и кто их автор?

2. Найдите местоимения и укажите их синтаксическую роль. Используя компас урока, определите роль местоимений в тексте.

Обобщение. Ребята , как же вы узнали местоимения среди других частей речи? И вот мы приближаемся к первому острову, нас приветствуют его жители. Они нам кричат:

Я, ты, он, она – вместе целая страна,
Вместе дружная семья.
В слове мы – сто тысяч Я.

Что это за местоимения и почему они так называются? (Воспользуйтесь компасом урока).

Продолжаем работу с текстом.

Задания:

3. Выпишите только личные местоимения и укажите их морфологические признаки (лицо, падеж, число, род (если есть)).

4. Определите сходство и различие в признаках местоимений.

5. Заполнение обобщающей таблицы.

Разряд местоимения

Морфологические признаки

Синтаксическая роль

Примеры

6. Дифференцированная работа в группах.

Мы так много узнали о личных местоимениях, не пора ли нам продолжить свое путешествие? Нам бы этого очень хотелось, но жители острова желают нас проверить: все ли сведения о них мы узнали и запомнили. Придется разгадать еще кое-какие трудности, а для этого нужно выбрать задания определенного уровня сложности.

1 уровень.

Задание. Определите падеж местоимений. Выполните задание по образцу.

Я (кто?) – И.п.

Мне………., мной………., обо мне………., мы………., нами………., нас………., нам………., о тебе………., ты………., тобой………., тебе……….

2 уровень.

Задание. Определите синтаксическую роль и падеж местоимений.

1) Я уселся на камень и стал наблюдать.

2) Передо мной простиралось море.

3) Высоко надо мной шумели крыльями птицы.

4) Мне захотелось остаться одному.

5) Над тобой голубым ковром раскинулось бескрайнее небо.

6) Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня.

3 уровень.

Задание. Исправьте речевые недочеты. Составьте небольшой текст, используя исправленные предложения.

Сколько сейчас время?

На его никто не обращал внимания.

Здесь я чувствую как дома.

Мой товарищ, он учился плохо.

Рано утром он пошел в ихнюю школу, где были ихние и наши друзья.

Обобщение. Ребята, какие трудности вы испытывали при выполнении заданий? Как вы рассуждали, когда выбирали ответ?

7. Тестовая работа (составляется учителем соответственно уровню знаний и умений класса)

8. Итог.

Наш первый день приключений подошел к концу. Мы научились пользоваться компасом во время путешествия, определять свои координаты в море знаний, познакомились с жителями первого острова. Вы просто молодцы! Домашнее задание – заполнить таблицу примерами.