Цель урока:
усвоение нового лексического понятия - антонимы.
Формирование умений:
- пользоваться словарем антонимов;
- определять антонимы на основе их лексических значений;
- употреблять антонимы для характеристики контрастных явлений.
Ход урока
- Организационный момент.
- Запись числа, классная работа: Цель!
- Лексико-орфографическая 5-минутка.
1. Индивидуальная работа:
1) Синтаксический разбор предложений у доски.
- Он разыскивал на рынк. величайшие б..тинки.
- Он разыскивал штаны небывалой ш..рины.
2) Словарная работа.
Ст..дион, ч..мпион, тр..нер, р..зультат, п..рад.
3) Фронтальный опрос
- Что изучает лексика?
- Что такое лексикон?
- Как называется словарь, в котором можно узнать лексическое значение слов?
- Какие слова называются многозначными?
- Какие слова называются однозначными?
- Какие слова называятся омонимы?
4) Проверка заданий у доски с элементами беседы.
- Синтаксический разбор предложений.
- Кто герой этих предложений?
- Дядя Степа - Кто автор произведений о дяде Степе?
- С. Михалков - Какие еще произведения вы читали?
Демонстрируется портрет писателя.
2. Работа с классом.
1) Ребята, давайте попробуем подобрать синонимы
к предложениям.
Запись в тетради:
Величайшие – огромные, большие.
Небывалой – необыкновенной, “чудесной”,
изумительной.
2) Какой темой объединены словарные слова?
Я знаю – вы любите спорт, а дядя Степа был
спортсмен?
Кто помнит строки (запись с самопроверкой):
Но зато на стадион
Проходил бесплатно он:
Пропускали дядю Степу –
Думали, что чемпион.
VI. Объяснение нового материала.
(на партах у детей рисунки из книги С. Михалкова)
- А вот какими словами мы опишем дядю Степу?
Высокий, огромный, большой, гигантский… - Посмотрите свои рисунки на партах?
- А какими кажутся люди, которые находятся
рядом с дядей Степой?
( маленькие, крошечные, невысокие, небольшие,
низкие)
- А какое значение у слов:
- высокий – и (маленький) низкий
- огромный и крошечный
- большой – маленький
(противоположное).
3. Сообщение темы урока и цели урока.
Антонимы
Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.
Антонимы (анти – “против”, оним – “имя” (греч.)) – слова, противоположные по лексическому значению.
Наша с вами задача научиться правильно употреблять антонимы в речи, выяснить их роль.
Давайте поиграем вначале в игру “наоборот”. Слушайте внимательно. Выпишите антонимы, выделите орфограммы: в корне, определите части речи.
Образец:
И нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
“Наоборот”.
Скажу я слово
высоко,
А ты ответишь
низко | высоко – низко |
Скажу я слово
далеко,
А ты ответишь
близко | далеко – близко |
Скажу я слово
потерял,
И скажешь ты
нашел | потерял – нашел |
Скажу тебе я слово
трус,
Ответишь ты:
храбрец | трус – храбрец |
Теперь
начало
Я скажу, –
Ну отвечай:
конец | начало – конец |
Дети делают вывод:
– Антонимы принадлежат к одной части речи.
4. Фрагмент мультфильма “Три поросенка”, где звучит песня “Нам не страшен серый волк”. Задание детям: подобрать антонимы к слову “старый”
5. Работа с таблицей.
Многозначное слово |
Антонимы |
Старый (волк) Старая (газета) Старые (идеи) |
молодой свежая новые |
Вывод?
– Многозначные слова могут иметь разные антонимы
V. Закрепление нового материала.
1. Работа с учебником.
упр. 674 по вариантам – проверка по цепочке
Свежий хлеб – черствый
журнал – старый
ветер – теплый
Легкий труд – тяжелый
путь – трудный
ветер – прохладный
2. Ребята, правильно ли употреблены антонимы:
Вера, 3 года.
Просит маму попрыгать с нею вместе, мама отказывается:
– Я уже старенькая, прыгать не могу!
Внимательно оглядела маму:
– Нет, мамочка, ты новенькая.
Антоша, 4 года.
– Мама, а что это такое?
– Проигрыватель.
– А почему проигрыватель?
– Потому что пластинки проигрывает.
– А кто выигрывает?
3. Творческая работа.
Вы научились использовать антонимы. Давайте поиграем в игру “Феи и колдуньи”. У вас на партах один и тот же отрывок из сказки С. Михалкова “Праздник непослушания”. Стр. 60. 1 вариант – добрые феи. 2 вариант – злые колдуньи. Подберите к выделенным словам такие антонимы, какие бы употребили ваши герои.
По два человека зачитывают полученные тексты.
VI. Итог урока:
Что называется антонимами? Их роль.
К каким частям речи принадлежат они?
Многозначные слова имеют одни и те же антонимы?
Все ли слова имеют антонимы?
VII. Тестирование
Найти неверно составленную пару антонимов:
1 вариант
- трудолюбивый – ленивый
- молодость – старость
- справа – слева
- низкий – высоко
2 вариант
- веселый – грустно
- вперед – назад
- светлый – темный
- худой – толстый
Найти однокоренные антонимы:
1 вариант
- правда – ложь
- друг – враг
- счастье – несчастье
- верх – низ
2 вариант
- война – мир
- правда – неправда
- дело – безделье
- молодость – старость
Найти глаголы – антонимы, образованные при помощи приставок:
1 вариант
- налить – разлить
- открыть – закрыть
- сойтись – разойтись
- завязать – привязать
2 вариант
- появляться – исчезать
- расцветать – отцветать
- расшириться – сузиться
- улыбаться – хмуриться
Найди слово, которое не имеет антонима:
1 вариант
- вход
- рука
- неприятель
- толстый
2 вариант
- молчать
- друг
- худой
- глиняный
Вставь подходящий по смыслу антоним:
1 вариант
- Не было бы счастья, да………помогло.
- Хороша веревка длинная, а речь……….
2 вариант
- Подальше положишь,………возьмешь.
- Нерадуйся чужой беде,………на гряде.
VIII. Домашнее задание (на выбор учащихся).
- Исправить ошибки в упражнении №678.
- Подобрать 3-4 пословицы на тему учебы с антонимами.
- Подобрать пословицу с антонимами и составить по ней небольшой рассказ.