Методическая разработка урока русского языка с использованием элементов интерактива: "Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему"

Разделы: Русский язык


Цели:

1. Подготовить к написанию изложения с элементами сочинения на тему «Что такое счастье?» публицистического стиля типа речи рассуждение.
2. Заставить задуматься над проблемой счастья человека, помочь прийти к пониманию того, что счастливыми людей     делают общение, сочувствие, помощь другим людям.

Задачи урока:

1. Развить умение анализировать текст: определять тему, основную мысль, тип речи, стиль и строение текста.
2. Развить умение строить свое высказывание на данную тему, данного стиля и типа речи.
3. Развить умение применять изученные правила при орфографическом и пунктуационном анализе текста.

Задачи общего развития учащихся:

1. Развить умение работать в группе, навыки общения в группе.
2. Развить навыки мыслительной активности.
3. Развить навыки, направленные на выработку правильного понимания и решения ситуации выбора.
4. Развить навыки овладения способами познавательной и практической деятельности.
5. Развить умение объективно оценивать свою деятельность и деятельность группы, класса по реализации задач урока.

Урок № 1. Мотивационное вступление.

1. Звучит музыка.

Учитель. Вы слушаете вальс цветов из балетной сюиты «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Это яркая, искрящаяся добротой и нежностью музыка.

-- Какие чувства вы испытываете, слушая эту музыку?

-- Как бы вы определили тему этой музыки, о чем она?

2. Объявление учителем темы и целей урока.

Сегодня разговор мы с вами будем вести о счастье. Эмблемой нашего урока я сделала вот эту улыбающуюся рожицу - солнышко. Помните, говорят: «Светится от счастья, как солнышко». Эпиграф нашего урока: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Это знакомые вам слова из рассказа «Парадокс» В. Г. Короленко. Я думаю, вы все согласны с тем, что каждый человек стремится к счастью и каждый достоин счастья.

-- А вот что такое счастье? Когда человек чувствует себя счастливым? Это те вопросы, над которыми я хочу, чтобы вы задумались сегодня.

А итогом ваших размышлений должно стать изложение с элементами сочинения.

Первая учебная ситуация.

Работа в группах по осмыслению своего понимания счастья.

Учитель. Словарь под редакцией Евгеньевой гласит, что «счастье – это состояние души, когда человек испытывает чувства удовольствия, удовлетворенности жизнью, радость».

А когда человек испытывает эти чувства?

Вот карточки, на них 10 существительных. Выберете и запишите на лучах солнышка те слова, которые, по вашему мнению, объясняют то, когда человек может быть счастливым.

Слова на карточке. Любовь, дружба, семья, труд, учеба, увлечение, богатство, слава, подвиг.

(См. приложение 1).

Отвечающий (один из группы):

-- Мы считаем, что человек может быть счастливым в… (записывает слова на лучах или ставит плюс, если эти слова уже записаны другой группой).

Учитель. А почему вы не выбрали слова «богатство», «слава», «подвиг»?

Затрудняетесь, может ответите в конце урока?

Вторая учебная ситуация.

Работа с текстом изложения.

Чтение учителем текста изложения. (См. приложение 1).

Работа в группах по осмыслению теста Л. Кассиля, определению темы, основной мысли, стиля, типа речи и строения текста изложения. (См. приложение 1).

Выступления представителей групп. Результаты вывешиваются на доску.

Учитель. Итак, позиция автора нам ясна. Её можно выразить формулой:

Счастье = отдавать + помогать + делиться радостью. (Л. Кассиль).

Но вы должны будете выразить свою позицию и прокомментировать её. Так как жизненный опыт ваш еще небольшой, я предлагаю вам поработать и с другими текстами.

Релаксация. Чтобы помочь себе переключиться, встряхнуться, поменяйте положение тела, поменяйтесь местами, пересядьте.

Третья учебная ситуация.

Работа в группах с другими текстами, отражающими проблему счастья, с целью знакомства с позициями других авторов.

Учитель. Вам нужно прочитать тексты, осмыслить их, обсудить в группах и вывести формулу счастья, которая отражена в данном отрывке.

Первая группа. В. Брюсов. «Работа».

Л. Толстой (цитата).

Вторая группа. Н. Коноплева «Человеку нужен человек».

М. Раджабов «Нет на земле несчастнее такого…»

Третья группа. Ф. Тютчев. «Нам не дано предугадать…»

Ф. Дзержинский (цитата).

Четвертая группа. Н. Асеев «Что такое счастье?».

(См. приложение 2).

Выступления представителей групп.

Один читает выразительно тексты, другой – записывает формулу на доске.

Результаты работы групп:

Первая. Счастье = труд, работа.

Вторая. Счастье = богатство общения.

Третья. Счастье = благодать сочувствия.

Четвертая. Счастье = соучастье (любовь, труд).

Обобщающая беседа.

Учитель. Выведем общую формулу.

Счастье = соучастье + сочувствие + благодать общения.

-- Совпадает ли эта формула с формулой Л. Кассиля?

Конечно, ведь трудиться – это отдавать другим, помогать. Любить – это тоже сочувствовать, жалеть, отдавать себя, помогать в беде, доставлять радость другому, испытывать благодать общения. Вспомните себя, ведь по-настоящему счастливым, когда душа крылата и готова к полету, как птица, и наполнена радостью, чувствуешь себя тогда, когда делаешь хорошее другому человеку, когда видишь сияние его счастливых, благодарных глаз. Согласны? Приведите примеры из своей жизни.

-- А теперь найдите в нашей формуле однокоренные слова и выделите корень. Какой?

Часть.

Вот статья из этимологического словаря.

Счастье. Происхождение: общеслав., пятый век до нашей эры.

Хорошая доля, хорошая часть (участь).

-- Значит, человек может быть счастлив только тогда, когда ощущает себя частью какого-то сообщества людей, когда может делиться своим трудом и своим богатством души с другими.

Рефлексия.

-- Поднимите руки те, кого сегодня наша работа заставила серьезно задуматься над проблемой счастья, определить свою позицию, выразите её.

-- Может быть, кто-нибудь захочет что-то изменить в нашем солнышке или дописать?

Если богатство, то… общения.

Если слава, то… помощника людей.

Если подвиг, то… во имя людей.

-- Я очень рада, что вы достигли нашей цели – поразмышляли над таким сложным вопросом, определили свою позицию.

Теперь вернемся к тексту Л. Кассиля.

Четвертая учебная ситуация.

Работа в группах с орфографией и пунктуацией текста.

Работа на карточках. (См. приложение 3). После выполнения карточки вывешиваются на доску. Спорные случаи обсуждаются.

Рефлексия.

Учитель. Кто удовлетворен своей работой на уроке? Работой в группе?

(Возможно использование сигнальных карточек).

Урок № 2. Пятая учебная ситуация.

Самостоятельная работа над изложением с элементами сочинения.

Оформление записей в тетрадях.

Учитель предлагает план, комментирует его.

Вступление и заключение – это элементы сочинения в работе. Центральная часть – изложение.

План.

1. Счастье как состояние души человека.
2. Лев Кассиль рассуждает о счастье.
а) Счастье – это богатство?
б) Счастье – отдавать, а не брать.
3. Мое мнение о том, в чем счастье человека.

Повторное чтение текста изложения учителем.

Слабым учащимся предлагаются карточки- подсказки. (См. приложение 3).

Предполагается написание на уроке частей 1 и 2.

Домашнее задание.

Работа на черновиках с частью 3.

Урок № 3 предполагает анализ черновых работ учащихся.