Интегрированный урок по химии и русскому языку на тему: "Кислород. Оксиды. Горение. Правописание безударных в корне. Полные и неполные, двусоставные и односоставные предложения"

Разделы: Химия, Русский язык


Тема урока: Кислород. Оксиды. Горение. Правописание безударных гласных в корне.

Полные и неполные, двусоставные и односоставные предложения.

Цели урока:

  • Закрепить опорные знания о кислороде и оксидах.
  • Создать условия для развития у учащихся умений составлять уравнения реакций и решать расчётные задачи.
  • Использовать, развивать, обогащать субъективный опыт учащихся в формировании умения самостоятельно различать вилы предложений по характеру основы и по условиям контекста и речевой ситуации; применять алгоритм работы над орфограммой “безударная гласная в корне”.
  • Обеспечить усвоение понятия о функции полных и неполных, двусоставных и односоставных предложений в устной и письменной речи.
  • Способствовать личностному росту каждого учащегося, самоутверждению и самовыражению в общении, потребности в творчестве и творческом труде.

Тип урока: Закрепление, развитие и обогащение опорных знаний.

Методы обучения: Монологический, диалогический, поисково- познавательная деятельность.

Формы организации учебной деятельности: Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Средства обучения: Художественное слово, дидактические карточки, познавательные карточки, школьная доска, выразительное чтение.

Этапы урока:

Виды деятельности Деятельность преподавания Деятельность учения Результат
1. Мотивация

Запись на доске:

Прочесть стихотворение про себя. Вставить пропущённые буквы, объяснить причины их выбора.

Выразительно прочесть стихотворение.

Определить, о каком газе идёт речь.

Достоин тот газ уд..вления -

Его прим..няют сейчас

Для резки металлов,

в сталев..ренье

И в доменных мощных п..чах.

Берёт его лётчик в высотные дали,

Подводник с собою берёт.

Вы, верно, уже дог..дались,

Что этот газ -..(кислород)

2. Целеполагание.

Запись на обратной стороне доски:

Дать характеристику кислорода по положению в периодической системе. Перечислить физические свойства кислорода. Рассказать, как получают кислород в промышленности и в лаборатории.

Сформулировать тему урока, цели последующей собственной деятельности.

Организация деятельности.

Выполнить индивидуальные задания карточек.

Обобщить теоретические сведения.

Закрепить полученные знания.

Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение №1)

Релаксация.

Фронтальный опрос. (Приложение №2)

Решение задач.

(Приложение №3)

Рефлексия.

Завершить логически предыдущие действия по присвоению и закреплению изученного.

Работа с карточками познавательного характера.

(Приложение №4)

Ответы на вопросы.

(Приложение №5)

Оценка деятельности.

Домашнее задание.

Создать ситуацию успеха для самовыражения, самооценки, самоконтроля.

Анализ собственных и ответов одноклассников, подведение итогов.

(Приложение №6)

Домашнее задание:

прочесть 4.3-4.9, ответить на вопросы к нему (обязательное); написать миниатюру о химическом явлении ( возможны стихи, рисунки), используя двусоставные предложения (по желанию учащихся)

Учитель формирует задание, сообщает время, отведённое для его выполнения.

Слушает ответы учащихся, корректирует их в случае необходимости.

5 мин.

Учитель организует деятельность учащихся, предлагая темы и вопросы для ответов таким образом, чтобы каждый учащийся “высветил” для себя, что конкретно он не помнит, в чём сомневается. В обсуждении в парах участвует как слушатель. Направляет поток информации к определению целей.

7 мин.

Учитель направляет восприятие информации учащимися:

Дифференцируя деятельность каждого индивидуальными заданиями карточек;

проводя фронтальный опрос с учётом разноуровневых ЗУНов учащихся;

создавая условия для ситуации успеха в решении задачи.

5 мин.

2 мин.

8 мн.

5 мин

Учитель даёт возможность учащимся вторично вернуться к информации, ещё раз сопоставить новое с тем, что знал до этого, выстроить материал по степени важности.

Учитель создаёт условия для благоприятного анализа собственной и партнёрской деятельности учащихся на уроке, для подведения итогов. Комментирует домашнее задание.

5 мин.

3 мин.

Учащиеся, читая про себя, первоначально знакомятся с текстом, концентрируют внимание на пропусках букв.

Определяя и называя морфему слова, в которой пропущена буква, часть речи, учащиеся объясняют причину выбора букв на место пропуска.

Готовят выразительное чтение, проговаривая вслух. Один читает, остальные слушают. Озвучивают последнее слово, определив, о каком газе идёт речь.

Учащиеся работают в парах, обсуждая моменты, вызывающие затруднения, сомнения, выделяют спорную информацию.

Готовят и озвучивают рассказ о кислороде.

Формулируют цели урока, планируют собственную последующую деятельность.

Учащиеся работают индивидуально над заданиями “ своего” уровня по карточкам.

Участвуют во фронтальном опросе, имея возможность выбора вопроса для собственного ответа и возможность прослушать и

“ прирастить” к собственной информацию других учащихся.

Решают задачу в условиях групповой деятельности, когда ситуация успеха зависит от всех и каждого.

Учащиеся работают с карточками, представляющими химические явления, связанные с газами, горением.

Находят слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, виды предложений по характеру основы и по условиям контекста и речевой ситуации.

Отвечают на вопросы о собственной речевой деятельности.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, оценивают работу одноклассников и собственнодеятельность.

Слушают и записывают домашнее задание.

Подают дневники.

Учащиеся определяют уровень собственных знаний правописания безударных гласных в корне, проверяемой ударением; уровень навыка выразительного чтения; умение завершить предложенное задание.

В процессе деятельности каждый учащийся определяет свои знания и “ незнания”, проявляет интерес к узнаванию нового.

Формирует тему урока.

Происходит “приращение” и “сортировка” знаний учащихся за счёт припоминания материала при работе в парах.

Учащиеся структурируют материал по аспектам, предложенным учителем.

В процессе парной работы развивается толерантность в отношениях, умение прислушиваться к мнению партнёра.

Общение на языке предмета формирует лингвистическую грамотность, развивает коммуникативную функцию поведения.

Происходит активное восприятие информации.

Познавательная деятельность каждого учащегося не только активна, но и “вдумчива”, потому что он отбирает, осмысливает и отлеживает собственное понимание.

Лингвистические задания карточек, формулирование ответов на вопросы способствуют закреплению написания словарных слов, употребления односоставных и двусоставных предложений, развитию речи.

Учащиеся переосмысливают предыдущие знания, проверяют их на правильность, избавляются от ложных представлений.

Каждый запоминает ту информацию, которая для него оказалась актуальной и пригодится в дальнейшем.

Учащиеся приобретают навык самоанализа деятельности.

Настраивают себя на выполнение творческого задания.

Литература:

  1. Л.С. Гузей и др. Химия 8 класс.-М.: “ Дрофа” 2002.
  2. Книга для чтения по неорганической химии. Часть1. М.: “ Просвещение” 1993.
  3. Уроки русского языка в 8классе. Поурочные планы. ( По программе М.М. Разумовской) Составитель О.А. Финтисова. Волгоград. Издательство “ Учитель” 2003
  4. И.С. Якиманская Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения. Директор школы №3 1998