Тема урока: Кислород. Оксиды. Горение. Правописание безударных гласных в корне.
Полные и неполные, двусоставные и односоставные предложения.
Цели урока:
- Закрепить опорные знания о кислороде и оксидах.
- Создать условия для развития у учащихся умений составлять уравнения реакций и решать расчётные задачи.
- Использовать, развивать, обогащать субъективный опыт учащихся в формировании умения самостоятельно различать вилы предложений по характеру основы и по условиям контекста и речевой ситуации; применять алгоритм работы над орфограммой “безударная гласная в корне”.
- Обеспечить усвоение понятия о функции полных и неполных, двусоставных и односоставных предложений в устной и письменной речи.
- Способствовать личностному росту каждого учащегося, самоутверждению и самовыражению в общении, потребности в творчестве и творческом труде.
Тип урока: Закрепление, развитие и обогащение опорных знаний.
Методы обучения: Монологический, диалогический, поисково- познавательная деятельность.
Формы организации учебной деятельности: Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Средства обучения: Художественное слово, дидактические карточки, познавательные карточки, школьная доска, выразительное чтение.
Этапы урока:
Виды деятельности | Деятельность преподавания | Деятельность учения | Результат |
1. Мотивация Запись на доске: Прочесть стихотворение про себя. Вставить пропущённые буквы, объяснить причины их выбора. Выразительно прочесть стихотворение. Определить, о каком газе идёт речь. Достоин тот газ уд..вления - Его прим..няют сейчас Для резки металлов, в сталев..ренье И в доменных мощных п..чах. Берёт его лётчик в высотные дали, Подводник с собою берёт. Вы, верно, уже дог..дались, Что этот газ -..(кислород) 2. Целеполагание. Запись на обратной стороне доски: Дать характеристику кислорода по положению в периодической системе. Перечислить физические свойства кислорода. Рассказать, как получают кислород в промышленности и в лаборатории. Сформулировать тему урока, цели последующей собственной деятельности. Организация деятельности. Выполнить индивидуальные задания карточек. Обобщить теоретические сведения. Закрепить полученные знания. Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение №1) Релаксация. Фронтальный опрос. (Приложение №2) Решение задач. Рефлексия. Завершить логически предыдущие действия по присвоению и закреплению изученного. Работа с карточками познавательного характера. Ответы на вопросы. Оценка деятельности. Домашнее задание. Создать ситуацию успеха для самовыражения, самооценки, самоконтроля. Анализ собственных и ответов одноклассников, подведение итогов. Домашнее задание: прочесть 4.3-4.9, ответить на вопросы к нему (обязательное); написать миниатюру о химическом явлении ( возможны стихи, рисунки), используя двусоставные предложения (по желанию учащихся) |
Учитель формирует задание, сообщает
время, отведённое для его выполнения. Слушает ответы учащихся, корректирует их в случае необходимости. 5 мин. Учитель организует деятельность учащихся, предлагая темы и вопросы для ответов таким образом, чтобы каждый учащийся “высветил” для себя, что конкретно он не помнит, в чём сомневается. В обсуждении в парах участвует как слушатель. Направляет поток информации к определению целей. 7 мин. Учитель направляет восприятие информации учащимися: Дифференцируя деятельность каждого индивидуальными заданиями карточек; проводя фронтальный опрос с учётом разноуровневых ЗУНов учащихся; создавая условия для ситуации успеха в решении задачи. 5 мин. 2 мин. 8 мн. 5 мин Учитель даёт возможность учащимся вторично вернуться к информации, ещё раз сопоставить новое с тем, что знал до этого, выстроить материал по степени важности. Учитель создаёт условия для благоприятного анализа собственной и партнёрской деятельности учащихся на уроке, для подведения итогов. Комментирует домашнее задание. 5 мин. 3 мин. |
Учащиеся, читая про себя, первоначально
знакомятся с текстом, концентрируют внимание на
пропусках букв. Определяя и называя морфему слова, в которой пропущена буква, часть речи, учащиеся объясняют причину выбора букв на место пропуска. Готовят выразительное чтение, проговаривая вслух. Один читает, остальные слушают. Озвучивают последнее слово, определив, о каком газе идёт речь. Учащиеся работают в парах, обсуждая моменты, вызывающие затруднения, сомнения, выделяют спорную информацию. Готовят и озвучивают рассказ о кислороде. Формулируют цели урока, планируют собственную последующую деятельность. Учащиеся работают индивидуально над заданиями “ своего” уровня по карточкам. Участвуют во фронтальном опросе, имея возможность выбора вопроса для собственного ответа и возможность прослушать и “ прирастить” к собственной информацию других учащихся. Решают задачу в условиях групповой деятельности, когда ситуация успеха зависит от всех и каждого. Учащиеся работают с карточками, представляющими химические явления, связанные с газами, горением. Находят слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, виды предложений по характеру основы и по условиям контекста и речевой ситуации. Отвечают на вопросы о собственной речевой деятельности. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, оценивают работу одноклассников и собственнодеятельность. Слушают и записывают домашнее задание. Подают дневники. |
Учащиеся определяют уровень
собственных знаний правописания безударных
гласных в корне, проверяемой ударением; уровень
навыка выразительного чтения; умение завершить
предложенное задание. В процессе деятельности каждый учащийся определяет свои знания и “ незнания”, проявляет интерес к узнаванию нового. Формирует тему урока. Происходит “приращение” и “сортировка” знаний учащихся за счёт припоминания материала при работе в парах. Учащиеся структурируют материал по аспектам, предложенным учителем. В процессе парной работы развивается толерантность в отношениях, умение прислушиваться к мнению партнёра. Общение на языке предмета формирует лингвистическую грамотность, развивает коммуникативную функцию поведения. Происходит активное восприятие информации. Познавательная деятельность каждого учащегося не только активна, но и “вдумчива”, потому что он отбирает, осмысливает и отлеживает собственное понимание. Лингвистические задания карточек, формулирование ответов на вопросы способствуют закреплению написания словарных слов, употребления односоставных и двусоставных предложений, развитию речи. Учащиеся переосмысливают предыдущие знания, проверяют их на правильность, избавляются от ложных представлений. Каждый запоминает ту информацию, которая для него оказалась актуальной и пригодится в дальнейшем. Учащиеся приобретают навык самоанализа деятельности. Настраивают себя на выполнение творческого задания. |
Литература:
- Л.С. Гузей и др. Химия 8 класс.-М.: “ Дрофа” 2002.
- Книга для чтения по неорганической химии. Часть1. М.: “ Просвещение” 1993.
- Уроки русского языка в 8классе. Поурочные планы. ( По программе М.М. Разумовской) Составитель О.А. Финтисова. Волгоград. Издательство “ Учитель” 2003
- И.С. Якиманская Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения. Директор школы №3 1998