Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Алфавит"

Разделы: Русский язык


Цели:

1. Повторить, обобщить, углубить сведения о звуках и буквах русского языка, их роли;
2. Уметь правильно называть буквы алфавита, пользоваться словарем;
3. Стимулировать познавательный интерес учащихся.

Использованные материалы:

1. Учебник под ред. Н.М.Шанского, автор Т.А.Ладыженская и др.
2. Тексты: А.Линдгрен, С.Я.Маршака, Ю.Линдена.
3. Словари: толковый русского языка, орфографический, энциклопедический словарь для детей.
4. Секреты орфографии Г.Граник, С.Бондаренко, Л.Концевая
5. Занимательная орфография М.Панов

Ход урока:

I. Введение в тему. ( мотивационный этап)

1. Кроссворд на повторение лингвистических терминов

II. Изучение нового материала:

1. Творческая работа с текстом А.Линдгрен
2. Работа с учебником

III. Закрепление изученного:

1.Работа с текстом учебника (с.113 п.57)
2. Индивидуальная работа с карточками
3. Выполнение тренировочных упражнений (упражнение 291)
4. Работа с орфографическим словарем
5. Творческое задание (объяснить смысл пословиц)

IV. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Цель нашего урока: повторить, обобщить, углубить сведения о звуках и буквах русского языка, об их роли.

Вы также узнаете о неизвестных вам сторонах русского языка, «будете учиться слушать и слышать волшебные звуки нашей речи, учиться чувствовать и понимать мысли, передаваемые ими…» (Л.В.Щерба)

А чтобы узнать, как наш урок называется, какова его тема, разгадаем кроссворд.

1. Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов?
2. Наука о языке, языкознание.
3. Раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах.
4. Сильная позиция для гласного звука.
5. Единица языка.
6. Наука, изучающая начертания букв, их виды.
7. Раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

ОРФОГРАФИЯ
                ЛИНГВИСТИКА
           ОРФОЭПИЯ
           УДАРЕНИЕ
        СЛОВО
      ГРАФИКА
     ФОНЕТИКА

Итак, алфавит.

Запишем число, классная работа, название темы урока.

Вот что написала известная шведская писательница Астрид Линдгрен:

«Ну, разве не удивительны все эти буквы и слова? Подумать только, что можно взять великое множество всех этих С и К, и Б и прочих, как они там еще называются, букв и сложить их вместе так, чтобы они превратились в слова, слова, которые кое-что да значат. А потом можно взять эти слова, сложить их в предложения, одеть их в переплет и бац, вот тебе и книжка готова! Книжка, которая, быть может, начинается вот такими словами: «Однажды темной осенней ночью какой-то человек вышел крадучись через маленькие воротца в стене, окружавшей замок. Он пугливо оглянулся: быть может, они, его враги, лежат в засаде, быть может, они подстерегают его там, среди деревьев парка? Под черным развевающимся плащом человек нес сверток, тесно прижимая его к себе. Нет, никогда не отнять им у него это сокровище, прежде он отдаст за него свою жизнь. Быстрый прыжок, и вот он уже сидит верхом на лошади». Что это такое? Да, собственно говоря, не что иное, как множество букв. Но когда ты читаешь, ты об этом не думаешь. Ты видишь человека в развевающемся черном плаще, видишь, как он боится, как живо вскакивает в седло… Но разве не удивительно, что несколько маленьких букв могут так тебя околдовать? А ты знаешь, что они рождают в тебе? Они воспламеняют волю, пробуждают твою фантазию…»

О каких чудесах рассказывает А.Линдгрен?

Но чтобы превращать буквы в слова, а слова в образы, нужно уметь с ними обращаться.

Буквы – это инструменты, а вы со временем станете умелыми мастерами.

Алфавит – ваш старый знакомый. Впервые вы встретились с ним в начальной школе. Многие из вас, наверное, могут назвать его своим другом.

А что означает это слово - алфавит? Из какого языка оно пришло?

Чтобы ответить на эти вопросы обратимся к учебнику и прочитаем текст (упражнение 292 с.115).

У каждого из вас на парте карточка. (Приложения № 1)

В нижней части вы видите, как выглядели буквы алфавита, которые учили ваши прабабушки и прадедушки. И названия, которые указаны рядом с буквами (внизу), совсем не похожи на те, которыми мы пользуемся сейчас.

Вы уже, наверное, обратили внимание, что буквы алфавита располагаются в строгом порядке. На обороте ваших карточек (Приложение №2) записаны строки шуточного стихотворения С.Я.Маршака. Проверим, насколько хорошо вы помните очередность букв. Обратите внимание, не все буквы вам встретятся в стихотворении. Вам будет нужно назвать пропущенные буквы.

А. Автобус номер 26.
Б. Баран успел в автобус влезть.
В. Верблюд вошел, и вышел вон.
Г. Гиппопотам, пыхтя, вошел.
Д. Дельфин не мог вползти в вагон.
Е. Енот не может выйти вон.
Ж. Жираф как дернет за звонок.
З. Змею он принял за шнурок.
И. Индюк спросил: - Который час?
К. Козел сказал: - Не слышу вас.
Л. Лиса сказала: - Скоро семь!
М. Медведь сказал: - Я всех вас съем!
Н. Навозный жук жужжит: - Боюсь!
О. Орел сказал: - А ты не трусь!
П. Петух пропел: - Какой герой!
Р. Рысь проворчала: - Рот закрой!
С. Сова заспорила с ежом.
Т. Тюлень поссорился с моржом.
У. Удав кольцом сдавил свинью.
Ф. Фазан забился под скамью.
Х. Хорек за хвост цыпленка – хвать!
Ц. Цыпленок бросился бежать!
Ч. Червяк подумал, что за ним.
Ш. Шмель прожужжал ему: - Спешим!
Щ. Щенок уселся на окно.
Ы. Выпь говорит, что ей темно.
Э. Эму сказал: - Закрыл он свет!
Ю. Юрок и дрозд сказали: - Нет!
Я. Як промычал, пройдя вперед:
- Автобус дальше не пойдет.

Какие же буквы пропущены? (Ё, Й, Ъ, Ь)

Попробуйте назвать слова, которые начинались бы с этих букв.

Можно ли назвать слова, которые начинались бы с Ъ и Ь? Почему?

Молодцы!

А теперь обратите внимание на верхнюю часть вашей карточки. Здесь записана современная русская азбука, т.е. алфавит. Но рядом с буквами не указаны их названия.

Попробуйте вспомнить и записать карандашом названия букв рядом с их изображением.

Прочитайте, что у вас получилось.

Ну, а теперь сравним с материалом учебника (с.113, п.57)

А сейчас вам предстоит выполнить последнее задание на карточке, оно расположено в центре.

Внимательно прочитайте его и постарайтесь не ошибиться. (Выполнение – проверка).

Умение располагать буквы по алфавиту (т.е. по порядку) очень важное. И в первую очередь оно требуется, когда мы работаем со словарем.

У вас на партах орфографические словарики. Вот они нам сейчас и потребуются.

Обратимся к упражнению 291 (с.115)

  1. Читаем задание.
  2. Читаем слова.
  3. На какие буквы мы будем искать слова в словаре? (В, Д, К)

Выполняем упражнение, подчеркиваем орфограммы (на В - одно слово)

А теперь выпишите слова на ту букву, с которой начиналась ваша строчка шуточного стихотворения.

Проверим, поставим себе оценку.

Письменность вошла в жизнь человеческого общества не сразу. Когда-то народы не имели письменности. Я думаю, вы согласитесь со мной, что очень важно уметь записать мысли словами. Почему, как вы думаете?

Человечество прошло огромный путь от языка сигналов, жестов, рисуночного письма к письму буквенному. (На доске изображение рисуночного письма – пиктографии).

Посмотрите, как выглядят фразы, написанные на арабском языке, на девангари (Индия), вот японской иероглиф, вот грузинские буквы.(Приложение №3) А вот знакомые и родные нам буквы русского языка.

Давайте прочитаем пословицы:

  1. Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
  2. Азбука – к мудрости ступенька.

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Запишем их в тетрадь.

Оцениваю работу учащихся на уроке.

Домашнее задание: на выбор упражнение 289 или 290 п.57.