Форма работы: групповая.
Предварительная работа: деление класса на группы, подготовка заданий для каждой группы с учётом уровней обучающихся.
Цели и задачи смотра знаний:
- Обучающие:
- проверить знания учащихся по теме “Стили речи. Художественный стиль речи”;
- продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме;
- закрепить умения написания связных текстов в различных стилях и жанрах.
- Развивающие: развивать внимание, говорение, письмо, слушание.
- Воспитательные: продолжать учить учащихся коллективным формам работы.
Учащиеся должны знать:
- что такое стиль речи;
- чем отличается художественный стиль речи от других стилей;
- стилевые черты и способы их выражения;
- изобразительно-выразительные средства художественного стиля.
Учащиеся должны уметь:
- строить аналитический рассказ (устный и письменный) об идейно-художественном содержании произведения и его фрагментов на основе самостоятельной работы с текстом;
- выявлять подтекст;
- производить речеведческий и стилистический анализ текста художественного произведения;
- выявлять и осмысливать изобразительно-выразительные средства языка в их единстве с нравственно-психологической и социальной характеристикой персонажей, композиционной структурой произведения, идейным замыслом, позицией автора;
- строить устное и письменное высказывание, предполагающее самостоятельный анализ литературных произведений;
- передавать в устной и письменной форме своё, индивидуальное восприятие художественного произведения.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Знакомство с условиями работы, критерием оценки. Заполнение зачётных листов. Представление экспертов.
II. Постановка задачи занятия. Распределение заданий
III. Работа в группах
1 этап. Устный опрос
- Что обозначает слово “стиль”?
- Как вы понимаете понятие “стилистика художественной литературы”?
- Назовите основные признаки художественного стиля речи.
- Какой функции подчиняются все средства в художественном стиле?
- Какие средства художественной выразительности вы знаете?
- Что такое тропы?
- Какие стилистические фигуры относятся к выразительным средствам языка?
2 этап. Практическая работа
Уровень А
1 группа
Задание: Найдите в стихотворениях русских поэтов тропы и стилистические фигуры. Понаблюдайте над именами существительными, именами прилагательными и глаголами в предложенном стихотворении. Как меняется обычное значение в тексте данного стихотворения? Какие характерные для поэзии сочетания слов вы в них находите? Сделайте выводы.
В ДОРОГЕ
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи, тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странною,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая ропот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
(И. Тургенев)
Уровень В
Задание: Проанализируйте данное произведение по плану.
В помощь учащимся:
Порядок литературоведческого анализа лирического текста (стихотворения, лирического отступления в поэме или эпическом произведении крупной формы, лирической миниатюры в прозе, стихотворения в прозе):
1. Передать чувства и мысли лирического героя,
отношение к жизни, людям.
2. Охарактеризовать художественно-языковое
своеобразие (использование эпитетов, сравнений,
метафор, стилистических фигур и т. д.).
3. Прокомментировать особенности построения
текста, его композиции в связи с его
идейно-образным содержанием.
4. Определить ритмическую организацию и звуковое
оформление текста.
5. Указать особенности рифм, ритма, размера.
6. Выявить единство, взаимодействие разных
компонентов текста.
Выразительно прочитать текст с последующей характеристикой его эмоционально-эстетического содержания, передаваемого интонацией, с обоснованием логических и эмоциональных пауз и ударений, повышений и понижений голоса, предпочтительно тембра голоса.
При анализе лирического отступления в поэме или эпическом произведении крупной формы кроме выполнения указанных выше требований, выявляется роль и место анализируемого отрывка в композиции произведения, в выражении идейного замысла, авторской позиции, в характеристике образа автора.
2 группа
ГЛАЗА
Привычные к степям – глаза,
Привычные к слезам – глаза,
Зелёные – солёные –
Крестьянские глаза!
Была бы бабою простой –
Всегда б платили за постой –
Всё эти же – весёлые –
Зелёные глаза.
Шёл мимо паренёк с лотком…
Спят под монашеским платком
Смиренные – степенные –
Крестьянские глаза.
Привычные к степям – глаза,
Привычные к слезам – глаза…
Что видели – не выдадут
Крестьянские глаза!
(М. Цветаева.)
Анализируя текст, стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.
Уровень С
3 группа
Задание: Прочитайте стихотворение Анны Ахматовой, написанное в Петербурге в июле 1922 года. Что вы можете сказать о характере лирического героя этого произведения? Понаблюдайте за употреблением в тексте слов стилистически окрашенных, а также местоимений я-мы.
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной,
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.
1. Как вы думаете, почему начав стихотворение с употребления местоимения “Я”, автор в третьем четверостишии переходит от Я к Мы? Что достигается благодаря такому использованию местоимений Я-Мы в этом поэтическом тексте? Понаблюдайте дома за употреблением данных местоимений в других стихотворения Анны Ахматовой?
2. Подумайте, в каком значении употребляется в
этом тексте заимствованное из старославянского
языка слово надменный.
НАДМЕННЫЙ, высокомерный, кичливый. Н.
тон. надменно (нареч.) вести себя.
(Из Словаря русского языка С. И. Ожегова.)
В данном контексте слово надменный заключает в
себе несколько значений, в том числе “гордый”,
исполненный чувства собственного достоинства,
т.е. те значения, которые не отражены в словарях,
они появляются только в условиях данного
контекста.
3. Запишите ряд синонимов к слову всегда,
объясняя орфограммы.
ВСЕГДА, постоянно, вечно, неизменно…
(Из словаря синонимов русского языка
З.Е.Александровой.)
4. Можем ли мы, принимая во внимание те значения, которые приобретают слова надменнее и проще в данном тексте, назвать эти слова контекстуальными антонимами?
5. Какое слово, употреблённое в последнем четверостишии, является авторским неологизмом?
6. В каком значении употребляются в тексте многозначные слова земля, грубый, тёмный, глухой? Докажите (для этого можете обратиться к словарям), что эти слова являются многозначными.
7. Найдите ещё в тексте примеры многозначных слов, примеры употребления слов в переносном значении. Какова роль слов, употребляемых в переносном значении?
8. Выпишите предложения с обращениями, подчеркните грамматические основы. Какой синоним (контекстуальный) к слову “странник” употребляется во втором четверостишии? Каково значение слова странник в данном контексте?
4 группа
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.
Достать пролётку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колёс
Перенестись туда, где ливень
Ещё шумней чернил и слёз.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют.
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
1. Какова тема, основная мысль этого поэтического текста?
2. Приведите примеры художественных средств выразительности, используемых в тексте. Докажите, что они отличаются необыкновенной точностью, оригинальностью, неожиданностью, что придаёт особую выразительность поэтическому тексту, который привлекает нас удивительной искренностью, проникновенностью.
3. Каковы фонетические особенности текста?
4. Есть ли в тексте стилистические приёмы? Какова их роль в тексте?
5. Как достигается лёгкость, выразительность, импрессионистичность стихотворения? (Во-первых, выразительность, лёгкость, ощущение мгновенности создаётся особым синтаксисом: безличными и назывными предложениями, восклицательной интонацией начала стихотворения, и этот тон проносится через всё произведение. Во-вторых, глаголами-инфинитивами, быстрая смена которых создаёт ощущение движения, действия. В-третьих, неожиданными эпитетами: “чёрная весна”, “сухая грусть”, “грохочущая слякоть”; метафорами: “дно очей”, “ветер криками изрыт”, сравнениями: грачи, “как обугленные груши”. Композиция стихотворения скрепляется повторами: “навзрыд”, “плакать”. Большое значение в этом играет цветовое решение, через всё стихотворение проходит чёрный цвет: “чернила”, “чёрная весна”, “проталины чернеют”. Несмотря на чёрный колорит, создаётся впечатление яркости, блеска, бликов. Этому способствует и аллитерация громких, раскатистых “р” и подчёркивающих чёрный цвет “ч”, “ш”, “ж”, “с”, “з”.)
6. Проанализируйте орфографию и пунктуацию. Составьте схемы предложений последней строфы.
7. Какие особенности стиля художественной литературы мы можем проиллюстрировать на примере этого стихотворения.
8. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
5 группа
ОЖИДАНИЕ
Дни текут молчаливо,
Непонятные дни.
Жду речного разлива,
Притаившись в тени.
В отдалённые страны,
В сероватую высь,
Все былые обманы
Без следа унеслись.
Но на утро чудесней
Вновь предстанут они:
Вслед таинственной песне
Светозарные дни.
Александр Блок
1. Какое настроение передаёт поэт в этом таинственном, загадочном стихотворении? Попробуйте объяснить смысл названия: чего ожидает лирический герой – только ли речного разлива? Какую роль в создании атмосферы загадочности играют слова и словосочетания непонятные дни, притаившись в тени, отдалённые страны, сероватая высь, чудесней, таинственная песня, светозарные дни? Можно ли их назвать ключевыми?
2. Попробуйте объяснить значение слова
светозарный, не обращаясь к словарям. Что нам
помогает это сделать? Как вы думаете, какова
стилистическая окраска этого слова? Проверьте,
помогло ли нам чувство языка ответить на эти
вопросы.
СВЕТОЗАРНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна (высок.). Сияющий,
яркий. Светозарное солнце. (Словарь
русского языка С.И.Ожегова.)
3. Образуйте наречия от слов, которые являются синонимами к прилагательному светозарный. Произведите морфемный разбор наречий, придумайте с ними предложения.
4. Запишите ряд синонимов к наречию молчаливо.
Объясните орфограммы.
МОЛЧА, безмолвно, молчаливо, без слов,
в (полном) молчании, без (единого)
слова, не проронив ни слова, не издав ни
звука; молчком (разг.). (Словарь
синонимов русского языка З.Е.Александровой.)
5. Образуйте наречия от прилагательных непонятный, таинственный. Придумайте предложения с этими наречиями.
6. Прочитайте наречия-синонимы вслед, следом, вдогонку (разг.), вослед (уст.). Какие синонимы имеют стилистическую окраску?
7. Чем различаются наречия-синонимы наутро, утром, под утро, утречком, поутру (разг.)?
8. Подберите синонимы к словам вновь, былой.
БЫЛОЙ, -ая, -ое (высок.). Минувший, прошлый.
Былое время. Вспомнить былое (сущ.). (Словарь
русского языка С.И.Ожегова.)
9. Сравните: Дни текут… Дни идут… Дни летят… Как влияет выбор глагола-сказуемого на смысл предложения? Запишите 1-2 предложения, включив в них наречия.
10. Обратите внимание на то, как “перекликаются” начало и конец стихотворения: Дни текут молчаливо, непонятные дни…- светозарные дни. Что помогает превращению непонятных дней в дни светозарные?
11. Подчеркните наречия как члены предложения.
12. Подготовьтесь к выразительному чтению поэтического текста.
3 этап. Работа экспертов с каждой группой отдельно.
Проверка выполненного задания. Заполнение зачётных листов.
4 этап. Презентация своей работы каждой группой.
5 этап. Подведение итогов работы каждой группы. Выставление оценок.