Урок по русскому языку в 11-м классе по теме: "Стили речи"

Разделы: Русский язык


Форма работы: групповая.

Предварительная работа: деление класса на группы, подготовка заданий для каждой группы с учётом уровней обучающихся.

Цели и задачи смотра знаний:

  • Обучающие:
    • проверить знания учащихся по теме “Стили речи. Художественный стиль речи”;
    • продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме;
    • закрепить умения написания связных текстов в различных стилях и жанрах.
  • Развивающие: развивать внимание, говорение, письмо, слушание.
  • Воспитательные: продолжать учить учащихся коллективным формам работы.

Учащиеся должны знать:

  • что такое стиль речи;
  • чем отличается художественный стиль речи от других стилей;
  • стилевые черты и способы их выражения;
  • изобразительно-выразительные средства художественного стиля.

Учащиеся должны уметь:

  • строить аналитический рассказ (устный и письменный) об идейно-художественном содержании произведения и его фрагментов на основе самостоятельной работы с текстом;
  • выявлять подтекст;
  • производить речеведческий и стилистический анализ текста художественного произведения;
  • выявлять и осмысливать изобразительно-выразительные средства языка в их  единстве с нравственно-психологической и социальной характеристикой персонажей, композиционной структурой произведения, идейным замыслом, позицией автора;
  • строить устное и письменное высказывание, предполагающее самостоятельный анализ литературных произведений;
  • передавать в устной и письменной форме своё, индивидуальное восприятие художественного произведения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Знакомство с условиями работы, критерием оценки. Заполнение зачётных листов. Представление экспертов.

II. Постановка задачи занятия. Распределение заданий

III. Работа в группах

1 этап. Устный опрос

  • Что обозначает слово “стиль”?
  • Как вы понимаете понятие “стилистика художественной литературы”?
  • Назовите основные признаки художественного стиля речи.
  • Какой функции подчиняются все средства в художественном стиле?
  • Какие средства художественной выразительности вы знаете?
  • Что такое тропы?
  • Какие стилистические фигуры относятся к выразительным средствам языка?

2 этап. Практическая работа

Уровень А

1 группа

Задание: Найдите в стихотворениях русских поэтов тропы и стилистические фигуры. Понаблюдайте над именами существительными, именами прилагательными и глаголами в предложенном стихотворении. Как меняется обычное значение в тексте данного стихотворения? Какие характерные для поэзии сочетания слов вы в них находите? Сделайте выводы.

В ДОРОГЕ

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи, тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странною,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая ропот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

(И. Тургенев)

Уровень В

Задание: Проанализируйте данное произведение по плану.

В помощь учащимся:

Порядок литературоведческого анализа лирического текста (стихотворения, лирического отступления в поэме или эпическом произведении крупной формы, лирической миниатюры в прозе, стихотворения в прозе):

1. Передать чувства и мысли лирического героя, отношение к жизни, людям.
2. Охарактеризовать художественно-языковое своеобразие (использование эпитетов, сравнений, метафор, стилистических фигур и т. д.).
3. Прокомментировать особенности построения текста, его композиции в связи с его идейно-образным содержанием.
4. Определить ритмическую организацию и звуковое оформление текста.
5. Указать особенности рифм, ритма, размера.
6. Выявить единство, взаимодействие разных компонентов текста.

Выразительно прочитать текст с последующей характеристикой его эмоционально-эстетического содержания, передаваемого интонацией, с обоснованием логических и эмоциональных пауз и ударений, повышений и понижений голоса, предпочтительно тембра голоса.

При анализе лирического отступления в поэме или эпическом произведении крупной формы кроме выполнения указанных выше требований, выявляется роль и место анализируемого отрывка в композиции произведения, в выражении идейного замысла, авторской позиции, в характеристике образа автора.

2 группа

ГЛАЗА

Привычные к степям – глаза,
Привычные к слезам – глаза,
Зелёные – солёные –
Крестьянские глаза!
Была бы бабою простой –
Всегда б платили за постой –
Всё эти же – весёлые –
Зелёные глаза.
Шёл мимо паренёк с лотком…
Спят под монашеским платком
Смиренные – степенные –
Крестьянские глаза.
Привычные к степям – глаза,
Привычные к слезам – глаза…
Что видели – не выдадут
Крестьянские глаза!

(М. Цветаева.)

Анализируя текст, стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.

Уровень С

3 группа

Задание: Прочитайте стихотворение Анны Ахматовой, написанное в Петербурге в июле 1922 года. Что вы можете сказать о характере лирического героя этого произведения? Понаблюдайте за употреблением в тексте слов стилистически окрашенных, а также местоимений я-мы.

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной,
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.

1. Как вы думаете, почему начав стихотворение с употребления местоимения “Я”, автор в третьем четверостишии переходит от Я к Мы? Что достигается благодаря такому использованию местоимений Я-Мы в этом поэтическом тексте? Понаблюдайте дома за употреблением данных местоимений в других стихотворения Анны Ахматовой?

2. Подумайте, в каком значении употребляется в этом тексте заимствованное из старославянского языка слово надменный.
НАДМЕННЫЙ, высокомерный, кичливый. Н. тон. надменно (нареч.) вести себя. (Из Словаря русского языка С. И. Ожегова.)
В данном контексте слово надменный заключает в себе несколько значений, в том числе “гордый”, исполненный чувства собственного достоинства, т.е. те значения, которые не отражены в словарях, они появляются только в условиях данного контекста.

3. Запишите ряд синонимов к слову всегда, объясняя орфограммы.
ВСЕГДА, постоянно, вечно, неизменно(Из словаря синонимов русского языка З.Е.Александровой.)

4. Можем ли мы, принимая во внимание те значения, которые приобретают слова надменнее и проще в данном тексте, назвать эти слова контекстуальными антонимами?

5. Какое слово, употреблённое в последнем четверостишии, является авторским неологизмом?

6. В каком значении употребляются в тексте многозначные слова земля, грубый, тёмный, глухой? Докажите (для этого можете обратиться к словарям), что эти слова являются многозначными.

7. Найдите ещё в тексте примеры многозначных слов, примеры употребления слов в переносном значении. Какова роль слов, употребляемых в переносном значении?

8. Выпишите предложения с обращениями, подчеркните грамматические основы. Какой синоним (контекстуальный) к слову “странник” употребляется во втором четверостишии? Каково значение слова странник в данном контексте?

4 группа

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.
Достать пролётку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колёс
Перенестись туда, где ливень
Ещё шумней чернил и слёз.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют.
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

1. Какова тема, основная мысль этого поэтического текста?

2. Приведите примеры художественных средств выразительности, используемых в тексте. Докажите, что они отличаются необыкновенной точностью, оригинальностью, неожиданностью, что придаёт особую выразительность поэтическому тексту, который привлекает нас удивительной искренностью, проникновенностью.

3. Каковы фонетические особенности текста?

4. Есть ли в тексте стилистические приёмы? Какова их роль в тексте?

5. Как достигается лёгкость, выразительность, импрессионистичность стихотворения? (Во-первых, выразительность, лёгкость, ощущение мгновенности создаётся особым синтаксисом: безличными и назывными предложениями, восклицательной интонацией начала стихотворения, и этот тон проносится через всё произведение. Во-вторых, глаголами-инфинитивами, быстрая смена которых создаёт ощущение движения, действия. В-третьих, неожиданными эпитетами: “чёрная весна”, “сухая грусть”, “грохочущая слякоть”; метафорами: “дно очей”, “ветер криками изрыт”, сравнениями: грачи, “как обугленные груши”. Композиция стихотворения скрепляется повторами: “навзрыд”, “плакать”. Большое значение в этом играет цветовое решение, через всё стихотворение проходит чёрный цвет: “чернила”, “чёрная весна”, “проталины чернеют”. Несмотря на чёрный колорит, создаётся впечатление яркости, блеска, бликов. Этому способствует и аллитерация громких, раскатистых “р” и подчёркивающих чёрный цвет “ч”, “ш”, “ж”, “с”, “з”.)

6. Проанализируйте орфографию и пунктуацию. Составьте схемы предложений последней строфы.

7. Какие особенности стиля художественной литературы мы можем проиллюстрировать на примере этого стихотворения.

8. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

5 группа

ОЖИДАНИЕ

Дни текут молчаливо,
Непонятные дни.
Жду речного разлива,
Притаившись в тени.
В отдалённые страны,
В сероватую высь,
Все былые обманы
Без следа унеслись.
Но на утро чудесней
Вновь предстанут они:
Вслед таинственной песне
Светозарные дни.

Александр Блок

1. Какое настроение передаёт поэт в этом таинственном, загадочном стихотворении? Попробуйте объяснить смысл названия: чего ожидает лирический герой – только ли речного разлива? Какую роль в создании атмосферы загадочности играют слова и словосочетания непонятные дни, притаившись в тени, отдалённые страны, сероватая высь, чудесней, таинственная песня, светозарные дни? Можно ли их назвать ключевыми?

2. Попробуйте объяснить значение слова светозарный, не обращаясь к словарям. Что нам помогает это сделать? Как вы думаете, какова стилистическая окраска этого слова? Проверьте, помогло ли нам чувство языка ответить на эти вопросы.
СВЕТОЗАРНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна (высок.). Сияющий, яркий. Светозарное солнце. (Словарь русского языка С.И.Ожегова.)

3. Образуйте наречия от слов, которые являются синонимами к прилагательному светозарный. Произведите морфемный разбор наречий, придумайте с ними предложения.

4. Запишите ряд синонимов к наречию молчаливо. Объясните орфограммы.
МОЛЧА, безмолвно, молчаливо, без слов, в (полном) молчании, без (единого) слова, не проронив ни слова, не издав ни звука; молчком (разг.). (Словарь синонимов русского языка З.Е.Александровой.)

5. Образуйте наречия от прилагательных непонятный, таинственный. Придумайте предложения с этими наречиями.

6. Прочитайте наречия-синонимы вслед, следом, вдогонку (разг.), вослед (уст.). Какие синонимы имеют стилистическую окраску?

7. Чем различаются наречия-синонимы наутро, утром, под утро, утречком, поутру (разг.)?

8. Подберите синонимы к словам вновь, былой.
БЫЛОЙ, -ая, -ое (высок.). Минувший, прошлый. Былое время. Вспомнить былое (сущ.). (Словарь русского языка С.И.Ожегова.)

9. Сравните: Дни текут… Дни идут… Дни летят… Как влияет выбор глагола-сказуемого на смысл предложения? Запишите 1-2 предложения, включив в них наречия.

10. Обратите внимание на то, как “перекликаются” начало и конец стихотворения: Дни текут молчаливо, непонятные дни…- светозарные дни. Что помогает превращению непонятных дней в дни светозарные?

11. Подчеркните наречия как члены предложения.

12. Подготовьтесь к выразительному чтению поэтического текста.

3 этап. Работа экспертов с каждой группой отдельно.

Проверка выполненного задания. Заполнение зачётных листов.

4 этап. Презентация своей работы каждой группой.

5 этап. Подведение итогов работы каждой группы. Выставление оценок.