Урок развития речи по теме: "Этикетные формулы и правила обращения к собеседнику в устной и письменной речи"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи:

1) формировать понятие о правилах речевого этикета;
2)научить использовать этикетные формулы и правила обращения в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией;
3) Воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

  1. словари русского языка,
  2. раздаточный материал,
  3. мультимедийная установка.

Формы работы: групповая, коллективная.

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель приветствует класс:

- Привет, малявки!

2. Работа над темой урока.

1) Слово учителя с элементами беседы.

- Почему вы так удивлены?
- Я неправильно обратилась к вам?
- А как же я должна была вас поприветствовать? Почему?
- Итак, как вы считаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Что мы с вами должны узнать? Чему научиться?

 Вы, наверное, заметили, как по-разному каждого из нас называют люди? Мы в течение дня можем быть и Надей, и Надькой, и Надеждой, и Надюшей. Некоторые обращения звучат ласково, другие – официально, третьи – обидно.

Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими спутниками выступают волшебные слова – слова речевого этикета.

Слайд №1 (Тема урока)

2) Словарная работа.

Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. (Ожегов).

Речевой Этикет – система устойчивых формул обращения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке. (Лингвистический энциклопедический словарь).

Обращение – 1. Призыв, речь или просьба, обращение к кому-либо…4. В грамматике: слово или группа слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью. (Ожегов).

Слайды №2, 3, 4 (Термины)

- Какие же этикетные формы обращения употребляются в жизни?

3) Творческая работа (5-7 минут) (Результаты наблюдения над использованием форм обращений в окружающей жизни).

Группа №1. Исследование обращений в нашей школе: в столовой, в коридорах во время перемен, на уроках…

Слайд №5

Группа №2.

Исследование обращений на улицах села.

Слайд №6.

Группа №3. Исследование обращений в официальной обстановке (собрания, конференции…)

Слайд №7.

Результаты творческой работы.

Слайд №8.

- От чего зависит выбор формы обращения?

4) Анализ ситуаций общения. (Работа в группах. 5-7 минут. Каждая группа получает карточку с текстом; задание и справочные материалы проецируются на доску).

Слайд №9

Задание. Вы находитесь в аэропорту Тридевятого царства. Здесь собрались сказочные герои, чтобы лететь в Тридесятое государство. Вдруг они слышат, как диспетчер объявляет об отмене рейса. Если бы вы были диспетчерами, какой вариант объявления и почему вы бы выбрали? Выберите возможный вариант.

Тексты объявлений (Печатный вариант).

А) Уважаемые пассажиры!

Вылет рейса №13 временно задерживается. Только что получено сообщение, что Иван-царевич уже вылетел на скоростном ковре-самолете и через час будет здесь. Ждите наших объявлений!

Слайд №10.

Б) Дорогие пассажирчики!

По техническим причинам рейс №13 задерживается. Авиакомпания Тридевятого царства приносит вам свои извинения. У нас работают сказкотека, видеоизбушка на курьих ножках и ресторан «Скатерть-самобранка». Ждите дополнительных сообщений через час.

Слайд №11.

В) Эй, вы! Рейс №13 отменяется. Когда полетите, не знаем.

Слайд №12.

5) Инсценирование ситуаций общения по группам.

Группа №1. В большом магазине потерялся ребенок. Об этом надо объявить по радио. Составьте полный текст объявления по плану:

  1. К кому обращаемся?
  2. О чем сообщаем?
  3. О чем просим?

Слайд №13.

Группа №2. Красная Шапочка приготовила подарок и идет к бабушке на День рождения. По дороге обдумывает, как будет поздравлять бабушку. Помогите девочке:

- Как вы начнете поздравление?
- Как обратитесь к бабушке?

Слайд №14.

Группа №3. Озвучивание телефонного разговора. Ситуации:

а) к телефону подошла твоя подруга (друг);
б) к телефону подошла мама подруги (друга);
в) к телефону подошёл брат подруги (друга);
г) вы ошиблись номером.

Слайд №15.

Слайд №16 (Ответы)

6) Этикетные формулы и правила обращения в письменной речи.

Анализ ситуации.

- Я получила письмо от одного знакомого ученика. (Письмо проецируется на экран).

- Как вы думаете, какое впечатление произвело на меня это письмо?

Слайд (№17)

Образец письма. (Печатный вариант)

Лити с приветам,

Вернис сатветам!!!

Миленькая Оличка Никалавна!!!

Драсьти! Жыву я классно, чё и вам жи лаю. Как там наши?

Ну, пака, жду атвета как соловей лета!!!

Пешыти!

Ваш любимый Коля.

- Попробуйте исправить все ошибки в этой работе. (5-7 минут).

Слайд №18. (Исправленный текст)

7) Практическая работа в группах «Поздравь с праздником!»

Слайд с текстом (№19)

Задание. Папа Карло решил написать поздравительные письма к женскому празднику черепахе Тортилле, лисе Алисе и Мальвине. По своей рассеянности папа Карло забыл написать имя адресата. Помогите папе Карло: вставьте в текст недостающие обращения. Текст поздравлений запишите, выделите обращения.

Тексты поздравлений. (Печатный вариант раздается по группам).

Достопочтенная______________________________________!

Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам быть по-прежнему такой же доброй, мудрой и щедрой. Как и 300 лет назад, Вы самая обаятельная. Так держать!

Ваш преданный друг, папа Карло.

Изобретательная _____________________________________!

Поздравляю Вас с женским днем! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам повезет с честным и преданным другом, и Вы сможете заработать миллион.

Поклонник Ваших талантов Карло.

Милая _____________________________________________!

Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, желаю стать звездой театра и кино, а ещё сохранить дружбу со старыми друзьями – Буратино и Пьеро.

Целую тебя. Папа Карло.

- Объясните свой выбор форм обращения. Расскажите о постановке знаков препинания в предложении с обращениями.

Слайды №20, 21, 22

3. Итог урока.

Что нового мы сегодня с вами узнали?

Чему научились?

Герои каких литературных произведений нам помогали?

Какие условия необходимо соблюдать при выборе форм обращения к собеседнику?

Слово учителя.

Мы не замечаем речевых правил, так как они привычны. Заметным становится их нарушение: продавец покупателю сказал «ты»; близкий знакомый обратился слишком официально…Такое неисполнение норм речевого этикета заканчивается обидами, ссорами. Чтобы избежать подобных недоразумений необходимо каждое обращение выбирать с учётом речевой ситуации, то есть того, кто – кому – где – когда – почему – зачем говорит.

Слайд №23 (Домашнее задание)

4. Домашнее задание.

Написать письмо на тему «Самый замечательный день летних каникул».

1 группа – классному руководителю;
2 группа – бабушке;
3 группа – другу (подруге)