Цели и задачи:
1) формировать понятие о правилах речевого этикета;
2)научить использовать этикетные формулы и правила обращения в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией;
3) Воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
- словари русского языка,
- раздаточный материал,
- мультимедийная установка.
Формы работы: групповая, коллективная.
Ход урока
1. Оргмомент.
Учитель приветствует класс:
- Привет, малявки!
2. Работа над темой урока.
1) Слово учителя с элементами беседы.
- Почему вы так удивлены?
- Я неправильно обратилась к вам?
- А как же я должна была вас поприветствовать?
Почему?
- Итак, как вы считаете, о чем пойдет речь на
сегодняшнем уроке?
- Что мы с вами должны узнать? Чему научиться?
Вы, наверное, заметили, как по-разному каждого из нас называют люди? Мы в течение дня можем быть и Надей, и Надькой, и Надеждой, и Надюшей. Некоторые обращения звучат ласково, другие – официально, третьи – обидно.
Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими спутниками выступают волшебные слова – слова речевого этикета.
Слайд №1 (Тема урока)
2) Словарная работа.
Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. (Ожегов).
Речевой Этикет – система устойчивых формул обращения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке. (Лингвистический энциклопедический словарь).
Обращение – 1. Призыв, речь или просьба, обращение к кому-либо…4. В грамматике: слово или группа слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью. (Ожегов).
Слайды №2, 3, 4 (Термины)
- Какие же этикетные формы обращения употребляются в жизни?
3) Творческая работа (5-7 минут) (Результаты наблюдения над использованием форм обращений в окружающей жизни).
Группа №1. Исследование обращений в нашей школе: в столовой, в коридорах во время перемен, на уроках…
Группа №2.
Исследование обращений на улицах села.
Группа №3. Исследование обращений в официальной обстановке (собрания, конференции…)
Результаты творческой работы.
- От чего зависит выбор формы обращения?
4) Анализ ситуаций общения. (Работа в группах. 5-7 минут. Каждая группа получает карточку с текстом; задание и справочные материалы проецируются на доску).
Задание. Вы находитесь в аэропорту Тридевятого царства. Здесь собрались сказочные герои, чтобы лететь в Тридесятое государство. Вдруг они слышат, как диспетчер объявляет об отмене рейса. Если бы вы были диспетчерами, какой вариант объявления и почему вы бы выбрали? Выберите возможный вариант.
Тексты объявлений (Печатный вариант).
А) Уважаемые пассажиры!
Вылет рейса №13 временно задерживается. Только что получено сообщение, что Иван-царевич уже вылетел на скоростном ковре-самолете и через час будет здесь. Ждите наших объявлений!
Б) Дорогие пассажирчики!
По техническим причинам рейс №13 задерживается. Авиакомпания Тридевятого царства приносит вам свои извинения. У нас работают сказкотека, видеоизбушка на курьих ножках и ресторан «Скатерть-самобранка». Ждите дополнительных сообщений через час.
В) Эй, вы! Рейс №13 отменяется. Когда полетите, не знаем.
5) Инсценирование ситуаций общения по группам.
Группа №1. В большом магазине потерялся ребенок. Об этом надо объявить по радио. Составьте полный текст объявления по плану:
- К кому обращаемся?
- О чем сообщаем?
- О чем просим?
Группа №2. Красная Шапочка приготовила подарок и идет к бабушке на День рождения. По дороге обдумывает, как будет поздравлять бабушку. Помогите девочке:
- Как вы начнете поздравление?
- Как обратитесь к бабушке?
Группа №3. Озвучивание телефонного разговора. Ситуации:
а) к телефону подошла твоя подруга (друг);
б) к телефону подошла мама подруги (друга);
в) к телефону подошёл брат подруги (друга);
г) вы ошиблись номером.
Слайд №16 (Ответы)
6) Этикетные формулы и правила обращения в письменной речи.
Анализ ситуации.
- Я получила письмо от одного знакомого ученика. (Письмо проецируется на экран).
- Как вы думаете, какое впечатление произвело на меня это письмо?
Образец письма. (Печатный вариант)
Лити с приветам,
Вернис сатветам!!!
Миленькая Оличка Никалавна!!!
Драсьти! Жыву я классно, чё и вам жи лаю. Как там наши?
Ну, пака, жду атвета как соловей лета!!!
Пешыти!
Ваш любимый Коля.
- Попробуйте исправить все ошибки в этой работе. (5-7 минут).
Слайд №18. (Исправленный текст)
7) Практическая работа в группах «Поздравь с праздником!»
Задание. Папа Карло решил написать поздравительные письма к женскому празднику черепахе Тортилле, лисе Алисе и Мальвине. По своей рассеянности папа Карло забыл написать имя адресата. Помогите папе Карло: вставьте в текст недостающие обращения. Текст поздравлений запишите, выделите обращения.
Тексты поздравлений. (Печатный вариант раздается по группам).
Достопочтенная______________________________________!
Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам быть по-прежнему такой же доброй, мудрой и щедрой. Как и 300 лет назад, Вы самая обаятельная. Так держать!
Ваш преданный друг, папа Карло.
Изобретательная _____________________________________!
Поздравляю Вас с женским днем! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам повезет с честным и преданным другом, и Вы сможете заработать миллион.
Поклонник Ваших талантов Карло.
Милая _____________________________________________!
Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, желаю стать звездой театра и кино, а ещё сохранить дружбу со старыми друзьями – Буратино и Пьеро.
Целую тебя. Папа Карло.
- Объясните свой выбор форм обращения. Расскажите о постановке знаков препинания в предложении с обращениями.
3. Итог урока.
Что нового мы сегодня с вами узнали?
Чему научились?
Герои каких литературных произведений нам помогали?
Какие условия необходимо соблюдать при выборе форм обращения к собеседнику?
Слово учителя.
Мы не замечаем речевых правил, так как они привычны. Заметным становится их нарушение: продавец покупателю сказал «ты»; близкий знакомый обратился слишком официально…Такое неисполнение норм речевого этикета заканчивается обидами, ссорами. Чтобы избежать подобных недоразумений необходимо каждое обращение выбирать с учётом речевой ситуации, то есть того, кто – кому – где – когда – почему – зачем говорит.
Слайд №23 (Домашнее задание)
4. Домашнее задание.
Написать письмо на тему «Самый замечательный день летних каникул».
1 группа – классному руководителю;
2 группа – бабушке;
3 группа – другу (подруге)