Цели:
- Подготовить учащихся к написанию сочинения,
- Повторить понятия «идея», «композиция».
- Расширить кругозор учащихся.
- Пополнить словарный запас учащихся.
- Эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование:
Рисунки детей,
Вступление.
- Сегодня у нас урок по развитию речи, и на нем мы поговорим об игрушке. Чтобы сесть, нужно приобрести «входной билет» - им служит правильный ответ.
Вопросы:
Какие стили речи вы знаете?
(Разговорный, художественный, научный.)
Какие типы речи вы знаете?
(Рассуждение, описание, повествование.)
Какова композиция описания?
(Общее впечатление, описание деталей, оценка.)
- Итак, входной билет получен, садитесь.
- Объявление темы, задач.
1) Чтобы хорошо подготовиться к домашнему сочинению об игрушке, мы должны:
- Определить идею сочинению и научиться четко подчинять ей материал.
- Еще раз отработать элементы композиции.
- Расширить словарный запас
- Заглянуть в прошлое игрушки.
2). Беседа.
А как вы понимаете слово любимая?
(За описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы. Любимый – пользующийся наибольшей любовью.) В каком стиле должно быть выдержано описание?
(В художественном)
3). Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины.
Вот одно из них:
Щенок – мягкая игрушка из
искусственного меха.
Предназначена для детей 5 – 12 лет. Длина – 25 см ,
высота 20см
Цвет коричневый с белым. Неозвученная, с
механическим заводом.
Вопрос: Соответствует ли этот текст нашей теме?
(Нет, здесь речь идет об игрушке вообще, а не о любимой игрушке, дана информация, но не выражено авторское отношение. Это научный стиль.)
4). Описание игрушечного щенка.
Не хочется про такую милую зверюшку говорить казенными словами.
Правда?
Перед нами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами – лопушками, задорно торчащий хвост, толстые лапы. Шерстка густая, розово- зеленого цвета, грудка белая. Из-под шапки выглядывают черные бусинки глаз и высовывается
Любопытный нос. Щенок просто как живой. Очень симпатичная игрушка!
Задание:
1). Докажите, что это художественное описание.
(Здесь описывается щенок игрушечный)
2). Найдите его композиционные части
3). А с чего можно еще начать сочинение?
4). Можно ли начать с описания?
(Да. «Эта игрушка сразу меня очаровала, как только я ее увидела».)
5. Словарная работа.
- А как вы понимаете слова?
Очаровать, очаровательный?
- Толкование слова. ( Очаровательный – способный очаровывать, прекрасный, восхитительный)
- Словарный диктант «Кто грамотнее?»
Задание: Подчеркнуть слова, содержащие оценку, подчеркните их.
Пластмассовая, металлическая, прекрасная,
чудесная,
Занимательная, удивительная, механическая,
забавная,
Симпатичная, интересная, автоматическая,
заводная.
(С помощью этих слов вы можете дать оценку
предмету, игрушке. Каждому слову необходимо
найти в тексте место, иначе может потеряться и
значение, и красота.)
6). Работа с тексом. Устранение недочетов.
«У меня есть кукла. Ее мне купили три года назад. У нее голубые глаза, маленький рот, длинные волосы. Кукленка ростом маленькая. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки, сделана она из пластмассы. Эта кукла красивая, с ней интересно играть. Ее мне купили зимой, и, когда был Новый год, я наряжала ее Снегурочкой. Я ее очень люблю и часто играю с ней. У игрушки длинные волосы, и я каждый день улаживаю ее спать».
Исправленный текст.
«У меня есть кукла. Ее мне купили года три назад, перед Новым годом. У куклы голубые глаза, маленький рот, длинные волосы. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки. Сделана из пластмассы. Эта кукла красивая, с ней интересно играть.
- Мы уже поняли в какой последовательности писать сочинение.
А сейчас самый долгожданный момент – каждый достанет свою
любимую игрушку.
Задание: Опишите устно свою игрушку.
Вопрос: Может ли игрушка рассказать о хозяине?
- В народе считалось: если небрежно дети обращаются с игрушками – быть беде.
- А может ли игрушка рассказать о целом народе? (Выставка игрушек из дерева, мягкие игрушки).
- Игрушка появилась очень давно. У каждого народа свои любимые забавы, свои традиции. В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, мягкий юмор. Она дарит радость.
- А теперь отправимся за глиняными игрушками в Тульскую область, в деревню Филимоново. (Зачитать из журнала « Русский язык»).
- А сейчас мы побываем в Дымковской слободе. Посмотрим на эти игрушки
Они сделаны как бы из отдельных шариков. Шарики раскатывали в блин, свертывали в нужную форму, сушили, обжигали, отбеливали мелом.
Здесь десять цветов. Рисунок – клетка, полоска, кружочки, точки.
(Показ слайдов 1, 5,16)
7). Итог урока.
Домашнее задание: написать сочинение на тему « Моя любимая игрушка»