Цели:
- знакомство с лексическими средствами связи предложений в тексте, в частности – с текстовыми синонимами и их разновидностью – описательным оборотом;
- знакомство с одним из памятников культуры Древней Руси – иконой Владимирской Богоматери;
- воспитание интереса к художественным ценностям, гордости за богатство творческого наследия своего народа, своего государства;
- формирование умения видеть прекрасное; учиться понимать произведения искусства, мысли и чувства автора, вложенные в его творения;
- развитие навыков пользования выразительными средствами языка, в частности – синонимами, описательным оборотом;
- развитие творческих и познавательных способностей школьников.
Методические приёмы: индивидуальные сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ художественного текста, подбор выразительных средств лексики, создание собственного текста.
Оборудование: выставка репродукций икон Богоматери; карточки с текстом стихотворения А.Блока “Тишина в лесу” с пропущенными эпитетами, карточки со стихотворением М.Волошина “Владимирская Богоматерь”; презентация: Богоматерь Владимирская, иконы Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия, основные иконописные приёмы, особенности иконографии Богоматери, примерный план сочинения на тему: “Мысли, навеянные иконой”.
ХОД УРОКА
I. Подготовка к восприятию темы
Чтение учителем эпиграфа к уроку:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них покоится от века,
По воле Бога самого
Самостоянье человека –
Залог величия его.
А.С.Пушкин
1. Работа с эпиграфом
– О чём говорится в этом стихотворении?
– Какова его основная мысль?
– Какие ключевые слова подтверждают её? (Чувства, пища сердца, родное пепелище, отеческие гробы, по воле Бога, самостоянье, величие.)
– Как вы думаете, какой смысл вкладывает автор в словосочетания:
- “родное пепелище” – ... (Наша история.)
- “отеческие гробы” – ... (Память о своих предках.)
2. Проверка домашнего задания
– Смогли ли вы выписать из словаря определение слова САМОСТОЯНЬЕ? (В словарях – нет.)
– Как вы понимаете его значение? Подберите к нему синонимы. (Самостоятельность, уверенность, основательность, разумное существование.)
– Подберите синонимы к слову ВЕЛИЧИЕ. (Важность, значительность.)
– Как вы думаете, почему именно это стихотворение я выбрала для эпиграфа к нашему уроку? О чём пойдёт речь сегодня на уроке?
3. Определение целей
– Мы будем говорить о том, что должно быть важно для каждого человека – о памятниках искусства, которые создали наши предки, и поэтому мы должны их знать; а также будем работать с одним из средств познания и передачи мысли – со словом (основным предметом нашего изучения) и познакомимся с одним из способов связи предложе-ний в тексте – описательным оборотом и научимся его употреблять.
Запись темы в тетрадь.
II. Работа по теме урока
– Скажите, вам известно такое языковое явление, как синонимия? Что это за явление? Что оно нам даёт? Чего мы добиваемся, употребляя синонимы
1. Работа по подбору синонимов в стихотворении (карточки № 1) :
– Перед вами строфы из стихотворения А.Блока “Тишина в лесу”. В них пропущены авторские эпитеты. Сейчас мы с вами из ряда синонимов, данно-го в скобках, попробуем выбрать самое точное слово и определить, какой эпитет использовал автор для характеристики того или иного предмета или явления, о котором говорится в стихотворении.
Бушевали ………………метели (ночные, чёрные, тёмные)
Заметали ………………пути, (лесные, полевые, густые)
И у ангелов не было силы
……………… свет до земли донести. (звёздный, яркий, блестящий)
Но ……………… силы устали (полночные, тёмные, магические)
В небе ……………… тучи клубить, (чёрные, тёмные, хмурые)
И деревья ………………перестали, (стонать, выть, гудеть)
И у ангелов силы хватило
……………светом леса ……………. (звёздным, солнечным, ярким,
озарить, осветить)
И деревья ……………… строем (торжественным, ровным)
Перед …………… лицом тишины (ясным, ярким, сильным)
Убеляются ………………покоем, (снежным, белым, светлым)
Исполняются ………………силой (светлою, яркою, блёклою)
……………… и немой белизны. (ледяной, холодной, студёной)
Чьё там брезжит ………………око? (лазурное, голубое, светлое)
Как поляна из звёзд – небеса.
В тишине голубой и ………………… (глубокой, далёкой, бездонной)
С ………………ратью своей многокрылой (дивной, чудной, волшебной)
Бог идёт сквозь ………………леса. (ночные, тёмные, чёрные)
Чтение полученного стихотворения и его анализ:
– О чем это стихотворение? (О рождестве Христовом.)
– Какие художественно-выразительные средства использует автор для создания образов?
– А можно ли заменить повторяющееся слово не одним словом, а словосочетанием или целым оборотом речи?
2. Определение описательного оборота
– Если такой оборот характеризует внешние или содержательные стороны предметов, явлений, он называется описательным оборотом.
Запись определения в словарики.
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ – словосочетание или группа слов, характеризующая внешние или содержательные стороны предметов и явлений. Описательный оборот может иметь прямое или переносное значение.
– Как будет называться оборот, имеющий переносное значение? (Метафора.)
3. Работа с эпиграфом
– Вернёмся к эпиграфу. Давайте попробуем найти описательные обороты в этом стихотворении. (Родное пепелище, отеческие гробы.)
III. Подготовка к описанию иконы Владимирской Богоматери
– Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением искусства, посвя-щённым библейской теме – иконой Владимирской Богоматери.
Репродукция иконы Владимирской Богоматери.
– Как вы думаете, случайно ли я выбрала именно этот жанр живописи (иконопись) для работы по развитию речи? (По литературе изучали летописи Древней Руси.)
1. Предварительная беседа об иконе
– Давайте посмотрим на иконы, которые есть у нас на выставке, и вспомним что вам уже известно об иконописи? (Психологические мотивы: чувство материнства, чувство сострадания, трагическая скорбь, радость ликования; система условных приёмов: плоскостное изображение пространства, отвлечённый фон, выразительность линий и контуров, ритмическое построение композиции; канон, символика цвета, доски и олифа.)
2. Основные иконописные приёмы
– Для чего стали писать иконы?
– Как вы думаете, только ли культовое назначение имеют иконы? (Это эстетический опыт народа, средство художественного познания мира.)
– Кого из русских иконописцев вы знаете? (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий и др.)
Презентация: несколько икон А.Рублёва, Ф.Грека и др.
– Как вы считаете, почему иконы имеют такое воздействие на человека? Что ещё этому способствует? (Эмоционально-образное воздействие – изображение чувств, близких каждому человеку и пережитых им.)
– Хотя мы с вами находимся не в православном храме, а в храме наук-школе, мы всё-таки попробуем проникнуть в тайну иконы, вдуматься в её содержание и увидеть не только линии и краски, но и определить, какие чувства вложил художник в своё произведение искусства.
Индивидуальное сообщение об истории создания иконы. Презентация: икона Владимирской Богоматери.
– Кто знает, какую роль сыграла икона Владимирской Богоматери в истории нашего государства? (XV в. – Аристотель Фиоравенти – Успенский собор, нач. ХХ в. – реставрация 1918 года – Третьяковская галерея.)
Индивидуальное сообщение о роли иконы в истории страны.
Релаксация. Музыка Вивальди.
– Всмотритесь ещё раз в лица святых, изображённые на иконе. Как ласково, нежно смотрит на своего сына Дева Мария… Как доверчиво прижимается к ней младенец… Ещё беззаботен его лик. Радуется он общению с мамой. Самые искренние, самые радостные мгновения изобразил неизвестный художник в своём произведении.
Беседа по содержанию иконы.
– Давайте подумаем, какие чувства отобразил художник?
– Какого цвета одежды Богоматери и Христа? (Христос – в светлом с золотым сиянием – знак Божественного; Мария – в тёмно-бордовом покрывале – мафории с тремя звёздами – символ царственного достоинства.)
– Давайте ещё раз посмотрим на лики святых. В чём их особенность? (ЛИК особый, иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы; они не похожи на лица людей, которых мы встречаем в жизни – это человек святой, т.е. уподобившийся Богу.)
Подбор эпитетов из ассоциативного ряда чувств и запись в тетрадь.
– Всмотритесь в черты лица, выразительность глаз, наклон головы, движение рук Матери. Из написанных на доске слов выберите те, которые вам помогут передать ваше впечатление и описать состояние души Матери, переданное иконой.
Презентация:
- грусть радость
- печаль нежность
- кротость ласка
- тревога умиление
- страдание гордость
- скорбь любовь
Презентация: слова акад. М.Алпатова.
– Искусствовед академик М.В.Алпатов так писал об иконе Владимирской Богоматери: “Растроганная лаской Младенца, Мария своими широко открытыми грустными глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания сына”.
IV. Работа над стихотворением М.Волошина “Владимирская Богоматерь” (карточки № 2)
Чтение стихотворения учителем. Анализ стихотворения.
– О чём это стихотворение?
– Каковы основные мысли автора, переданные им в стихотворении?
– Найдите выразительные средства, с которыми мы познакомились сегодня.
– С какой целью употребляет автор описательные обороты?
Составление устного описания иконы.
Чтение отрывков из сочинений, написанных ранее.
“Огненный фон считается символом царского рода: Бога-Отца, Девы Марии и сына Иисуса, но мне вдруг показалось, что этот цвет предвещает беды и несчастья, коварство и зло, которое совершат люди. Грусть, печаль я вижу в глазах Богоматери и обречённость перед жестокостью людей”. (Сычевский Александр)
“Впервые увидев икону Владимирской Богоматери в Третьяковской галерее, я задумалась о том, как возвышенно можно на полотне изобразить единство матери и ребёнка. Вы не замечали, как по-особенному она держит своего сына, как будто предчувствуя разлуку с ним. Мария нежно и задумчиво смотрит на него. Так может смотреть только любящая мать. Её глаза, как два бездонных озера, глубоки, печальны и грустны. На ней траурные одежды, хотя должна радоваться общению с сыном…
Богоматерь Мария!
Вечно ты горем полна,
Горем своим ты покрыта,
Пред горем своим ты одна.
Твои тоскующие очи
Печалью все озарены –
Так расставаться ты не хочешь
С созданьем Бога и любви.
А малыш радостно смотрит на маму и ласково прижимается к ней. Образ матери проникнут лаской, печалью и скорбью. А лицо ребёнка озарено нежностью, уважением и восхищением”.
V. Итог урока
– Дома вы попробуете написать сочинение на тему “Мысли, навеянные иконой…”, включив в него элементы описания. Может быть, у кого-то получится работа в стихах.
Примерный план (презентация):
1) История иконы.
2) Описание.
а) предметный план,
б) колорит (символика цвета),
в) особенности ликов святых.
3) Значение иконы для потомков.
4) Чувства и мысли, возникающие у вас, когда вы
всматриваетесь в это произведение искусства.
– А чтобы написать сочинение, вспомним, что мы узнали сегодня на уроке, чему научились?
Выставление оценок за урок.