Цель урока:
- закрепить опыт детального комплексного анализа текста, вырабатывать умение проникать в поэтический текст;
- учить внимательному отношению к слову, пробуждать интерес к поэзии;
- воспитание нравственной личности.
Тип урока: практикум.
Оборудование урока: портрет поэта, два литературных листка, посвящённых поэту, стихотворения “Ласточка”, “Воробей”, “Военный хлеб”, “Соловей”.
Ход урока.
Россия! Русь!
Храни себя! Храни!
Н. Рубцов
1. Целеполагание. Стихотворение В. Шефнера “Устная речь”.
2. Словарная работа.
По лексическому значению узнайте слово и запишите его грамотно.
(Лексические значения слов написаны учителем до урока на обратной стороне доски; ученики по этим значениям узнают слова и записывают их в тетрадь, после написания проверка и подбор однокоренных слов, синонимов в русском, башкирском, татарском, английском, немецком, армянском.)
Окрестность – местность, прилегающая к чему-нибудь, окружающее пространство.
Мезонин – надстройка над серединой дома.
Гнездо – место жилья, кладки яиц, выведения детенышей.
Пафос – эмоциональный настрой произведения.
Открываю запись, дети сверяют свои записи, комментируют орфограммы, проводят лексический разбор слов. (Окрестность – непроизносимая согласная т, корень – крест, кресты, о – приставка и два суффикса н(окрестный), ость (степенность, близость); словосочетания: крестовый поход, нательный крест, крест – орудие казни (позорной, унизительной); по-башкирски и по-татарски: окрестность – тире як.
В предложении: “Я взглянул окрест меня, и вся душа моя страданиями человеческими уязвлена стала…” (Н. Радищев.)
Синоним – округа, т.е. находящееся вокруг чего-нибудь, окружающая местность. В окрестностях Уфы; в нашей округе много красивых мест. А если перенесем ударение на первую гласную – округ, значение изменится: административно-политическое подразделение государственной территории. Избирательный округ. Округа (м.р., ед.ч., р.п.) или округа (м.р., мн.ч., им.п.) и округа (ж.р., ед.ч., им.п.). Это уже омоформ - совпадают только отдельные формы слов. И еще синоним: околица (округа) – областное, диалектное ( по башкирски: эргэhенде; по – татарски: кырында). Семь вёрст не околица; ходит вокруг да около; несёт околесицу; за околицей солнце клонится.
Мезонин – две безударные гласные, не проверяемые ударением. Синоним – антресоли (верхний полуэтаж дома или надстройка в виде балкона внутри помещения.
Гнездо – гласная корня, проверяется ударением: гнёзда. (слово, близкое по значению – скворечник.) Причёска, как воронье гнездо (осужд.); ласточкино гнёздышко (одобр.); уютное гнёздышко (ухожен. жильё).
Интересная форма – гнездовья птиц (место, удобное птицам для устройства гнёзд.) Переносное значение: выводок – волчье гнездо, гнездо груздей – группа грибов, тесно растущих; воровское гнездо (переносное: притон); пулемётное гнездо (укрытое место). Уменьшительно-ласкательное – гнёздышко.
Пафос – вторая гласная ударением не проверяется. р. п. – пафоса, слово книжное. Страстное воодушевление, подьём, энтузиазм (революционный пафос, пафос созидательного труда).
3. Работа с новым материалом.
Цель нашего занятия – произвести лингвофонетический анализ стихотворения Н. М. Рубцова “Ласточка”.
Вспомните, пожалуйста, что вы знаете о поэте Рубцове.
Н.М. Рубцов родился 3 января 1936 года. Ему было 6 лет, когда умерла мать, отец был на фронте, так как шла Великая Отечественная война. Его сдали в детдом. В 16 лет – он кочегар на тральщике. Служил в армии, работал на заводе, учился в литературном институте заочно. На 34-м году жизни впервые обзавёлся крышей над головой – получил однокомнатную квартиру. Здесь, спустя год, его и убили. В 1965 году вышла первая книга его стихов, а через 20 лет его именем назвали улицу в Вологде. К 50-летию поставили в Тотьме памятник. Труднее жизни не придумаешь. Его стихи увидели свет в 60-е годы прошлого столетия, в годы “поэтического бума”, наступившего после оттепели. Н. Рубцов – поэт долгожданный. К началу 70-х годов “поэтический бум” исчерпал себя, хотя инерция долго ещё продолжала сказываться. Но главное в другом: на смену “громким” поэтам пришла “тихая лирика”, запоздалая известность таких поэтов, как Рубцов, Прасолов… Всего у Н. Рубцова семь сборников стихов.
4. Работа с текстом.
а) – Перед вами стихотворение “Ласточка”. Внимательно прочитайте его, подготовьтесь к выразительному чтению вслух.
Ласточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.
Взял я осколок металла,
Вырыл могилку птенцу;
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.
Долго носилась, рыдая,
Под мезонином своим…
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?
– приглашаю прочитать стихотворение выразительно.
б) – Каков, по-вашему, смысл названия стихотворения?
(Главный герой стихотворения – Ласточка. Этим именем и названо стихотворение. О ней, её жизни, чувствах, переживаниях идёт речь в поэтическом тексте.)
– Каков пафос стихотворения?
(Пафос стихотворения грустный, даже печальный, тревожный).
– Что помогает определить это?
(Определить пафос стихотворения помогает лексика, общеупотребительные слова, обозначающие действия.)
– Назовите опорные словосочетания, придающее стихотворению грусть, печаль.
(Носится с криком, выпал птенец, вырыл могилку, не веря концу, носилась рыдая, плохо смотрела.)
– Таким образом понять пафос стихотворения помогают понять опорные слова, словосочетания, передающие эмоциональный настрой всего произведения. Выпишите из стихотворения слова, употреблённые в переносном значении (осколок металла – лопатка, не веря концу – смерть, под мезонином – гнездом.)
– Выпишите из стихотворения тропы.
(Эвфемизм: не веря концу – смерти; олицетворение: ласточка не верила, носилась рыдая.)
– Выпишите фигуры.
(Градация: носится с криком, летала не веря, носилась рыдая(усиление); бессоюзие (нет ни одного союза.)
– О чём это говорит?
(События сменяются быстро. Каждая синтаксическая единица несёт четко определённую эмоциональную нагрузку…)
– А ещё есть фигуры? Назовите.
(Знак умолчания в третьем катрене.)
– Что это значит?
(Автор даёт возможность опомниться от случившегося, поразмыслить, пережить всё и сделать вывод (хотя он для Ласточки и не утешителен, но сострадание выражено в последней строке, последнем стихе.))
– А ещё?
(Риторический вопрос заканчивает стихотворение.)
– Что он обозначает?
(Означает утверждение в форме вопроса (плохо смотрела). В этом же предложении риторическое обращение: Ласточка, родная. Выражает оно соучастие, попытку смягчить боль матери по утрате своего дитя.)
в) – Определите стихотворение по структуре.
(Стихотворение небольшое: всего три строфы, написаны катреном, двенадцать строчек.)
– Каков метр стихотворения?
/ - - / - - / -
/ - - / - - /
/ - - / - - / -
/ - - / - - /
(Двустопный дактиль.)
– Как вы думаете, почему автор избрал именно этот метр?
(Этот метр позволяет передать настроение лирического героя, вызванное печальным эпизодом из жизни окружающего мира. Читаешь неторопливо, вдумываясь в смысл происходящего, параллельно в читателе рождается жалость к беззащитному существу, желание помочь, соучастие, сострадание. Рисунок стиха строгий, без пиррихия и спондея. Третья стопа неполная, обрывается, как будто не хватает душевных сил перенести горе Ласточки.)
– Внимательно прочитайте ещё раз стихотворение и обратите внимание на звукопись стихотворения, то есть звуковой строй языка, помогающий понять пафос стихотворения.
(В первом катрене 43 звука согласных, из них 16 глухих и 27 звонких, в т. ч. 9 свистящих. Гласных 30, девять из них -(и). Звуковой строй языка передаёт горечь утраты, заявляя об этом во весь голос. Свистящие и звук -(и) имитируют плач ласточки.)
г) Сделаем в тетради запись второй строфы стихотворения. Объясним знаки препинания и орфограммы.
Взял я осколок металла,
Вырыл могилку птенцу;
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.
(Предложение бессоюзное сложное. Во втором – есть деепричастный оборот, он отделяется запятой. В первом – однородные члены соединяются интонационно, поэтому между ними ставится запятая. Грамматическая основа первого предложения: я взял, вырыл; второго - Ласточка летала. Оба предложения двусоставные, распространённые, осложнённые внутренними знаками, поэтому между ними ставится точка с запятой.)
– Что скажете об орфограммах катрена?
(Металла – удвоенная согласная и первая гласная е. Надо запомнить.
Могилку – непроверяемая гласная корня.
Птенцу – гласная корня проверяется (птенчик).
Ласточка – ЧК пишется без мягкого знака.
Летала – проверяемая гласная корня (полёт).
Не веря – не с деепричастиями пишется отдельно, за исключением тех, которые без не не употребляются.
Концу – кончить. Проверяемая гласная корня.)
– Каким предложениям автор отдаёт предпочтение?
(В тексте простые предложения с внутренними знаками при обращении, деепричастии, однородных членах.)
– О чём свидетельствует этот факт?
(Автор отдаёт предпочтение простым предложениям потому, что стремится сосредоточить жизнь, данную в стихотворении в едином мгновении, в предельной конкретности.)
д) Морфемный разбор слов:
осколок, прибежали.
5. Итог анализа.
– Что помогает нам понять пафос стихотворения?
(Пафос стихотворения помогают нам понять все средства: и морфологические, и фонетические, и лексические, и синтаксические. Всё подчинено эмоциональному настрою стихотворения в целом. Простые предложения более точно передают пафос стихотворения.)
Вывод. Мы убедились, что Н. М. Рубцов – очень хорошо понимает и близко к сердцу принимает то, что окружает его и совершается радом с ним. Он мастер. И тема сострадания звучит во многих его стихотворениях. Он интуитивно чувствует слово, потому ни одно из них из стихотворения не выкинешь, не заменишь.
– Послушайте ещё одно рубцовское стихотворение, очень созвучное только что проанализированному.
Воробей.
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным,
Оттого, что так трудно ему…
Можно даже сказать, что оба стихотворения автобиографичны.
– Мы провели лингвопоэтический анализ стихотворения “Ласточка”. А как можно растолковать его содержание?
Восприятие стихотворения “Ласточка”.
В стихотворении “Ласточка” всего 12 строчек. Очень простое по композиции. В первой строфе присутствуют дети, во второй – лирический герой, в третьей – никого, кроме Ласточки, которая присутствовала и в первой и во второй строфах. Но в третьей строфе слышится голос лирического героя, обращённый к Ласточке.
Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?
Стихотворение вызывает сострадание, хочется помочь. Но чем? Как утишить боль потери птенца?
Стихотворение автобиографично. Ведь сам он выпал из родительского гнезда неоперившимся птенцом. Вот и метался по жизни неприкаянный, только плакать-то по нему некому было.
Кто же первый откликнулся на крик Ласточки?
Те из людей, кто чище душой, чьё сердце ещё не отяжелено пороками.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.
Во второй строфе появляется сердобольный лирический герой, который принял участие в страданиях Ласточки.
Вырыл могилку птенцу.
И, страдая сам, сочувственно упрекает Ласточку.
Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?
Всё, в мире живой природы, как у людей: те же радости, те же страдания.
Стихотворение учит нас быть более чуткими, внимательными, аккуратными, ответственными за возложенные на нас обязанности, чтобы по нашей вине не произошло чего-либо непоправимого. В то же время учит состраданию, соучастию, быть не только наблюдателем, но помочь чем-то.
– А в стихотворении “Воробей” какая основная мысль? (Смирение, покорность судьбе, выносливость…)
– Какое стихотворение можно ещё прочитать с такой же основной мыслью?
– Стихотворение Альберта Корозы “Военный хлеб”.
– Коротко об авторе и прочитайте стихотворение. (Дети рассказывают и читают наизусть).
– А поэты-башкиры пишут о птицах? Кто?
– Салават Юлаев. “Соловей”. (Читают на русском и башкирском языках.)
6. Вывод по уроку.
Могут ли говорить деревья, птицы, звери? заброшенные русские деревни, разрушенные храмы, печальные избы? звёзды в морозном небе, разбитые дороги, лесные болота? Если бы они заговорили, то заговорили бы, наверное, стихами Николая Рубцова.
В его поэзии слышится голос самой России. Грустная, щемящая нота всегда жила на русской земле, прорываясь в лирике Тютчева, Есенина, Заболоцкого и Рубцова. Поэтический мир Николая Михайловича тих, печален, проникнут любовью к скромной земле Вологодчины. К простому народу – труженику, который всегда удивлял мир своей особенной статью.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать
В Россию надо только верить.
Эти слова принадлежат поэту XIX века и отражают, как нельзя лучше, русский народ, его культуру, традиции и беззаветную любовь к Родине.
7. Домашнее задание.
Проанализируйте любое стихотворение, прозвучавшее сегодня на уроке, используя сегодняшний опыт лингвопоэтического анализа текста.