Цель урока : научить учащихся грамотно писать.
Задачи:
обучающие:
- научить видеть в тексте слова с ПРЕ- и ПРИ-, выделять приставки
- ПРЕ- и ПРИ-, различать приставки ПРЕ- и ПРИ-, правильно их писать;
развивающие:
- создание ситуации для развития внимания, памяти, развитие
- орфографической зоркости учащихся;
воспитательные:
- формирование чувства уверенности в своих силах;
- воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку;
- формирование умения работы в коллективе.
Оборудование:
- карточки для работы;
- секундомер;
- цветные ручки;
- цветные мелки;
- цветная бумага;
- таблица “Правописание приставок пре- и при-”
Урок начинается с успешной мотивации на обучение.
1. Грамматическая разминка.
- Что такое приставка? (часть слова)
- Для чего нужна приставка? (приставка образует новые слова)
- Покажите на примере, что приставка имеет свое значение (войти – внутрь, выйти- наружу, подскочить - вверх, низвергнуться - вниз, обойти - вокруг)
- В самом слове приставка тоже есть приставка. Каково ее значение? (присоединение).
- Поменяйте приставку. Как изменится значение слова? (заставка, отставка, подставка).
Итак, приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
2. К загадке слова “приставка” мы еще вернемся. А сейчас я вас прошу выполнить упражнение на развитие внимания. Быть внимательным для нас очень важно. Предлагаю карточку №4.
КАРТОЧКА № 4.
Задание: вычеркните все буквы Е и подчеркните все буквы И.
Октябрь – первый суровый месяц холодного северо-восточного ветра – листобоя. Видимо и невидимо, днем и ночью, стаями и в одиночку, от реки до реки, от куста к кусту,от поля до поля летят перелетные птицы севера до экватора, до Нила, до Ганга, до рисовых полей Индии и Бирмы.
(Пояснение: это тест на определение объема и переключение внимания “корректурная проба”. Коэффициент внимания определяется делением количества строчек на число ошибок. Если ошибок нет, количество строчек делится на 1. Упражнение позволяет учащимся сосредоточиться на буквах И-Е, что в дальнейшей работе позволит им быть более внимательными и лучше запомнить материал.)
Вы работали 50 секунд и сосредоточили свое внимание на буквах И и Е.
3. Продолжим изучение приставок. На доске ключ:
ПРИ- | ПРЕ- | ||
ПРИближение | ПРИбежать | = очень | ПРЕлестный |
ПРИсоединение | ПРИклеить | = пере | ПРЕрвать |
близость | ПРИморский | ||
Неполное действие | ПРИгореть |
4. Предлагаю учащимся проговорить первую часть правила с приставкой, все вместе приводим примеры.
Как можно попасть в школу? – ПРИйти, ПРИбежать, ПРИскакать, ПРИползти,ПРИехать, ПРИлететь и т.п.
Учимся грамотному письму: замените словосочетания одним словом (Обращаем внимание учащихся на богатство русского языка – одни и те же понятия можно выразить разными способами)
Присоединить
- с помощью веревки (ПРИвязать)
- с помощью молотка (ПРИбить)
- с помощью иголки (ПРИшить)
- с помощью клея (ПРИклеить)
- с помощью кнопок (ПРИколоть).
Как называется
- участок при школе? (ПРИшкольный)
- город на Волге? (ПРИволжский)
- курорт на море? (ПРИморский)
- Чуть-чуть открыть окно (ПРИоткрыть)
Объясните значение слова ПРИСЕСТЬ.
Записывая слова в тетради, учащиеся работают с цветными ручками.
5. Проговариваем часть правила, связанную с приставкой ПРЕ-.
Записываем слова, объясняя их значение.
ПРЕвосходный ответ, ПРЕвышать размер, ПРЕданья старины глубокой, ПРЕградить дорогу, ПРЕступить закон, ПРЕвратности судьбы, ПРЕкратить читать.
6. Учитель предлагает сочинить сказку, используя как можно больше слов с приставками ПРИ- и ПРЕ-. Учащиеся по очереди придумывают предложения, связывая их в текст. И вот результат совместного творчества:
ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.
Тем учащимся, кому понравилась наша идея, предлагаем дома продолжить сказку.
7. После этого предлагаем детям сесть поудобнее, посмотреть на “ключ” на доске, закрыть глаза, представить себе слова с приставками ПРИ- и ПРЕ-. Теперь они уже смогут писать эти слова без ошибок. Теперь предлагается учащимся найти слова с приставками ПРИ- и ПРЕ- в учебнике истории (параграф выбираем заранее), выписать их на разноцветные листы бумаги (розовый и желтый), объяснить их написание.
Пока класс работает, наиболее слабым учащимся предлагаются карточки для индивидуальной работы:ПР…вязать, ПР…строить, ПР…землиться, ПР…рисовать, ПР…длинный, ПР…восходный, ПР…хорошенький, ПР…града.
8. Работа со словами, которые различаются по значению:
ПРЕдать (выдать кого-либо) | ПРИдать (добавить) вид |
ПРЕступить (через что-то) | ПРИступить (начать) |
ПРЕбывать (где-то) | ПРИбывать (куда-то) |
ПРЕемник (продолжатель) | ПРИемник (устройство) |
ПРЕзирать (считать недостойным) | ПРИзирать (приютить) сироту |
Составить с этими словами словосочетания или предложения.
9. Учащимся предлагается ответить на вопросы: чему я сегодня научился? что я сегодня сделал хорошо? что я мог бы сделать лучше?
10. В заключение нашего урока послушайте, пожалуйста одну историю, или, вернее, сказку.
Жил-был маленький самолетик, который хотел научиться летать. Он стоял на земле и смотрел, как большие самолеты кружатся в небе, выписывая замысловатые узоры. И ему тоже очень хотелось летать так же легко и правильно, как и другие.. Но он почему-то считал, что никогда не сможет научиться этому. И ему было обидно плохо летать. Иногда даже другие самолеты поддразнивали его: “Эх, ты! Все умеют, а ты нет! Это ж так просто! Летим с нами!”
“Вам-то просто, а я не могу!” - грустно думал самолетик.
На аэродроме каждый день проводились уроки, на которых самолеты учились делать в небе сложные фигуры. Однажды самолетик, как обычно, наблюдал за фигурами высшего пилотажа, которые выписывали на небе другие самолеты. После них на небе оставался белый след. Вдруг след одной из фигур, похожий на букву Щ превратился в мягкого пушистого щенка. “Привет! - сказал щенок. - А ты почему не летаешь?”
“У меня не получается. Я даже не хочу пробовать,” - ответил самолетик.
“Знаешь, когда я смотрю отсюда, с высоты, я могу одним взглядом охватить весь аэродром, и поле, и лес за ним и с одного раза понять их смысл. Понимаешь, сверху гораздо легче видеть такие вещи и охватить их смысл, чем стоять внизу на одном месте. И так же дело обстоит во многих других областях жизни. И это относится и к знакам на бумаге. Отдельные значки на бумагн состоят из маленьких кружочков, палочек и изогнутых линий. И их очень легко нарисовать. Вместе они составляют слова-узоры. И гораздо проще увидеть слово, которое уже написано, чем увидеть все это еще тогда, когда палочки, крючочки и кружки еще не стали словами.”
И тогда самолетику захотелось посмотреть с высоты на родной аэродром, на поля и леса. Захотелось самому рисовать узоры, которые, оказывается, как и буквы, состоят из совсем простых линий. И он представил, как он выписывает эти линии, которые складываются в узоры- слова. А потом разбежался и взлетел именно так, как представлял себе это. Он почувствовал, как воздух сам поддерживает и помогает ему. Лететь было легко и приятно. Поднимаясь все выше, он смотрел вперед, а за ним в небе оставались буквы. И как вы думаете, что он написал? Одна за другой появлялись буквы и складывались в слова. И вот те, кто стоял внизу, прочитали: “ У меня получилось!” Это было очень приятно.
И, может быть, вы удивитесь, что с тех пор самолетик стал летать все увереннее и писать все новые и новые слова на небе, выполняя самые сложные упражнения. А потом он вырос и, оглядываясь в прошлое, с улыбкой вспоминал те времена, когда он еще не умел летать.
11. Дифференцированное домашнее задание:
А) дописать сказку;
Б) из текста выписать 5 предложений со словами с ПРЕ- и ПРИ-;
В) составить предложения со словами из таблицы;
Г) упражнение 120