Интегрированный урок: алгебра и начала анализа + русский язык по теме: "Степенные функции, их свойства и графики". 11-й класс

Разделы: Математика, Русский язык

Класс: 11


Быть опровергнутым –
этого опасаться нечего;
опасаться следует другого –
быть непонятым.
И.Кант

Тип урока: урок применения знаний на практике.

Форма урока: урок - практикум.

Цели урока:

  1. Развитие познавательного интереса к обучению.
  2. Применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей.
  3. Закрепление научных понятий, предусмотренных учебной программой и умелое их использование в создании текстов различных стилей речи.

Задачи урока:

  1. Научить оперировать имеющимся потенциалом знаний по теме «Степенные функции» в конкретной ситуации.
  2. Учить практически применять функциональные стили речи на уроках математики.
  3. Использовать компьютерные технологии в процессе обучения.
  4. Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность.
  5. Совершенствовать навыки выступления перед аудиторией.

 ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителей.

Учитель русского языка. Каждый день мы с вами говорим, обмениваемся мыслями, делимся впечатлениями, сообщаем друг другу что-либо, оказываем воздействие на чувства людей. В зависимости от цели высказывания мы используем различные стили речи. Выбранный стиль зависит также от того, где, в какой обстановке мы говорим: в официальной, неофициальной, деловой, непринужденной.

Сегодня на уроке обстановка не будет однообразной. Как вы думаете, знание каких функциональных стилей речи нам понадобится?

Предлагается блиц-опрос.

- Для какого стиля характерно преобладание слов с эмоциональной экспрессивной окраской, используются общеупотребительные слова? (разговорный).

- Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (рассуждение).

- Разговор двух или более лиц (диалог).

- Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).

- Стиль речи, цель которого передача деловой информации (официально-деловой).

Перед нами на сегодняшнем уроке поставлена цель: умело использовать тексты различных стилей речи при закреплении научных понятий из области математики.

Учитель математики. Сегодня мы с вами должны обобщить понятие степени с действительным показателем и рассмотреть применение свойств степенных функций в конкретных ситуациях.

3. Историческая справка. «Обобщение понятия степени» (выступление ученика).

Анализ прослушанного текста.чащиеся определяют стиль (научный) и подстиль текста (научно-популярный), приводят доказательства). (Приложение 1). Д/з по русскому языку: написать рецензию на предложенный текст.

4. Обобщение теоретического материала по теме урока. Презентация (выполняет учащийся с применением компьютерных технологий). (Приложение 2).

Схема

5. Устные упражнения (подготовить за доской).

Учитель математики.

1) Вычислите:

2) Какое из выражений имеет смысл: img3.JPG (2138 bytes)

3) Найдите область определения функции:

4) Найдите наибольшее и наименьше значения функции:

 5) По геометрической модели составить аналитическую:

img6.JPG (6585 bytes)

Учитель русского языка. Вы сейчас вели диалог с учителем математики и друг с другом. Какой стиль речи вы использовали? (разговорный).

6. Разминка.

Учитель математики. Работа в тетрадях по вариантам.

1 вариант 2 вариант
№ 1260 (б) № 1261 (в)
Решить графически уравнение: Решить графически систему уравнений:

Прочитать задание. Какие инструкции должны быть применены при выполнении данных заданий? Выполняют задание. (Проверка на компьютере).

img9.JPG (20691 bytes)

Учитель русского языка. При выполнении этого задания вы использовали инструкцию. К жанру какого стиля относится инструкция? (Официально-деловой). По каким признакам вы это определили?

7. Самостоятельная работа (проверка по записям на доске).

Теперь вы знаете, что от точного выполнения инструкций зависит правильность выполнения задания. Приступаем к самостоятельной работе. Проговорите по себя алгоритмы составления уравнения касательной к графику функции у = f(x) и вычисления площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла. (Приложение 3).

1 вариант
№ 1278 (г)
Напишите уравнение касательной к
графику функции у =
в точке с абсциссой а = 2.
2 вариант
№ 1283 (в)
Найдите площадь фигуры, ограниченной
линиями: у = 1, х = 0, у = img11.JPG (958 bytes).

(Проверка с объяснениями.)

8. Построить и прочитать график функции.

№ 1286.

9. Итог урока.

Учитель математики. Итак, сегодня на уроке мы с вами повторили графики и свойства степенных функций, их применение в конкретных ситуациях. Какие у вас остались вопросы? Что вызвало наибольшие трудности, и какие задания были наиболее интересны?

Учитель русского языка. Вы увидели, как на практике можно переносить знания из одного учебного предмета в другой, а грамотная речь позволяет людям лучше понимать друг друга.

Чтобы «не обидеть» еще один стиль речи и немного отдохнуть, мы предлагаем вам рекламу «Степенные функции». К какому стилю речи относится реклама? (публицистический).

Два наших копирайтера приготовили вам сюрприз. (Реклама. Приложение 4). Какие языковые средства позволяют сделать рекламу запоминающейся и умело воздействовать на психологию потребителя?