Быть опровергнутым –
этого опасаться нечего;
опасаться следует другого –
быть непонятым.
И.Кант
Тип урока: урок применения знаний на практике.
Форма урока: урок - практикум.
Цели урока:
- Развитие познавательного интереса к обучению.
- Применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей.
- Закрепление научных понятий, предусмотренных учебной программой и умелое их использование в создании текстов различных стилей речи.
Задачи урока:
- Научить оперировать имеющимся потенциалом знаний по теме «Степенные функции» в конкретной ситуации.
- Учить практически применять функциональные стили речи на уроках математики.
- Использовать компьютерные технологии в процессе обучения.
- Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность.
- Совершенствовать навыки выступления перед аудиторией.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителей.
Учитель русского языка. Каждый день мы с вами говорим, обмениваемся мыслями, делимся впечатлениями, сообщаем друг другу что-либо, оказываем воздействие на чувства людей. В зависимости от цели высказывания мы используем различные стили речи. Выбранный стиль зависит также от того, где, в какой обстановке мы говорим: в официальной, неофициальной, деловой, непринужденной.
Сегодня на уроке обстановка не будет однообразной. Как вы думаете, знание каких функциональных стилей речи нам понадобится?
Предлагается блиц-опрос.
- Для какого стиля характерно преобладание слов с эмоциональной экспрессивной окраской, используются общеупотребительные слова? (разговорный).
- Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (рассуждение).
- Разговор двух или более лиц (диалог).
- Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).
- Стиль речи, цель которого передача деловой информации (официально-деловой).
Перед нами на сегодняшнем уроке поставлена цель: умело использовать тексты различных стилей речи при закреплении научных понятий из области математики.
Учитель математики. Сегодня мы с вами должны обобщить понятие степени с действительным показателем и рассмотреть применение свойств степенных функций в конкретных ситуациях.
3. Историческая справка. «Обобщение понятия степени» (выступление ученика).
Анализ прослушанного текста. (учащиеся определяют стиль (научный) и подстиль текста (научно-популярный), приводят доказательства). (Приложение 1). Д/з по русскому языку: написать рецензию на предложенный текст.
4. Обобщение теоретического материала по теме урока. Презентация (выполняет учащийся с применением компьютерных технологий). (Приложение 2).
5. Устные упражнения (подготовить за доской).
Учитель математики.
1) Вычислите:
2) Какое из выражений имеет смысл:
3) Найдите область определения функции:
4) Найдите наибольшее и наименьше значения функции:
5) По геометрической модели составить аналитическую:
Учитель русского языка. Вы сейчас вели диалог с учителем математики и друг с другом. Какой стиль речи вы использовали? (разговорный).
6. Разминка.
Учитель математики. Работа в тетрадях по вариантам.
1 вариант | 2 вариант |
№ 1260 (б) | № 1261 (в) |
Решить графически уравнение: | Решить графически систему уравнений: |
Прочитать задание. Какие инструкции должны быть применены при выполнении данных заданий? Выполняют задание. (Проверка на компьютере).
Учитель русского языка. При выполнении этого задания вы использовали инструкцию. К жанру какого стиля относится инструкция? (Официально-деловой). По каким признакам вы это определили?
7. Самостоятельная работа (проверка по записям на доске).
Теперь вы знаете, что от точного выполнения инструкций зависит правильность выполнения задания. Приступаем к самостоятельной работе. Проговорите по себя алгоритмы составления уравнения касательной к графику функции у = f(x) и вычисления площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла. (Приложение 3).
1 вариант № 1278 (г) Напишите уравнение касательной к графику функции у = в точке с абсциссой а = 2. |
2 вариант № 1283 (в) Найдите площадь фигуры, ограниченной линиями: у = 1, х = 0, у = . |
(Проверка с объяснениями.)
8. Построить и прочитать график функции.
№ 1286.
9. Итог урока.
Учитель математики. Итак, сегодня на уроке мы с вами повторили графики и свойства степенных функций, их применение в конкретных ситуациях. Какие у вас остались вопросы? Что вызвало наибольшие трудности, и какие задания были наиболее интересны?
Учитель русского языка. Вы увидели, как на практике можно переносить знания из одного учебного предмета в другой, а грамотная речь позволяет людям лучше понимать друг друга.
Чтобы «не обидеть» еще один стиль речи и немного отдохнуть, мы предлагаем вам рекламу «Степенные функции». К какому стилю речи относится реклама? (публицистический).
Два наших копирайтера приготовили вам сюрприз. (Реклама. Приложение 4). Какие языковые средства позволяют сделать рекламу запоминающейся и умело воздействовать на психологию потребителя?