Цели урока:
- повторение и закрепление сведений об обособленных членах предложениях, формирование умений:
- находить в предложении обособленные члены, употреблять их в речевой ситуации;
- правильно ставить знаки препинания при обособлении;
- выразительно читать предложения с обособленными определениями, приложениями и обстоятельствами.
Оборудование урока:
- раздаточный материал,
- репродукция картины Айвазовского “Девятый вал”
- мультимедийная установка
Ход урока
На фоне музыки учитель или ученик читает наизусть отрывок из “Песни о Соколе” М.Горького:
Море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.
1. Работа с текстом (у каждого ученика карточка с данным текстом, в котором пропущены все знаки препинания).
- Что делает текст выразительным? Какие языковые конструкции использовал М. Горький?
- Расставьте пропущенные знаки препинания.
- Проверьте свою работу. (На экран проецируется текст. Самопроверка).
- Сформулируйте тему урока. (“Обособленные члены предложения”)
2. Сообщение целей
На сегодняшнем уроке мы повторим условия постановки знаков препинания при обособленных членах предложения и понаблюдаем над тем, как используются их экспрессивные свойства в речи.
3. Терминологический диктант с самопроверкой.
Напишите не менее 5 понятий, которые мы используем при изучении данной темы, устно объясните значение одного из них.
- Проверьте, правильно ли вы написали термины (на экран проецируется запись):
Обособленные члены, обособленные определения, обособленное обстоятельство, приложение, причастный оборот, деепричастие, деепричастный оборот, производный предлог, обособление, существительное.
4. Актуализация изученного материала
Развернутый ответ учащихся “Условия обособления определений и приложений”, “Условия обособления обстоятельств”.
5. Работа с текстом (карточки у каждого ученика)
(Демонстрируется портрет И.Айвазовского).
И.К. Айвазовский известный русский художник родился 17 июля 1817 года. Из окон небольшого домика были видны синие просторы моря бурного и сурового спокойного и ласкового. Окончив Академию художеств в Петербурге юноша стал маринистом - художником, изображающим морские пейзажи. Беззаветно преданный родному городу Айвазовский покинул Петербург и навсегда поселился в Феодосии. Художник стремился запечатлеть изменчивые, проходящие состояния природы по исключительной памяти, ничего не выдумывая.
Задания:
- Определите тему текста. Озаглавьте текст.
- Определите стиль данного текста. Аргументируйте свой ответ.
- Выпишите предложения, в которых пропущены знаки препинания (Ученик на доске чертит схемы данных предложений)
- Объясните лексическое значение слова МАРИНИСТ.
Сообщение учащегося “Из истории слова “маринист”
Творческая работа (на выбор)
1) Редактирование текста: вставить подходящие по смыслу обособленные члены предложения. (На экран проецируется картина Айвазовского “9 вал” и текст для редактирования. см Рисунок 1)
Айвазовский был поистине певцом моря. На его картине “9 вал” изображено раннее утро после бури. Первые лучи солнца освещают море. Вода как бы светится изнутри. Громадная волна вот-вот обрушится на группу людей. Море кипит, стихия неумолима… Картина вселяет уверенность в то, что люди выйдут победителями из смертельной борьбы со стихией.
Для учащихся, которые испытывают затруднения, предлагаются слова для справок: еще бушующее, кажущаяся прозрачной, девятый вал, судорожно цепляющихся за обломок мачты, пронизанная ярким солнечным светом.
2) Исследовательская работа – определить особенности употребления обособленных членов предложений в текстах различных стилей речи (см Приложение 1)
Защита творческих работ
- Прочитайте получившиеся у вас работы. (Чтение 2-3 работ).
- Сравните тексты. Какой текст более выразительный? Благодаря чему?
- Защита исследовательских групп: в каких же стилях и с какой целью употребляются обособленные члены предложения?
7. Тест – найти предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания
1 вариант
1. Осенняя погода хмурая, с частыми дождями, не радовала нас.
2. Вдали увеличивалось и, уносясь по ветру, поднималось голубоватое облако дыма.
3. Как поэт Пушкин не мог остаться равнодушным к красоте южной ночи.
4. Туманы, клубясь и извиваясь, сползали по морщинам соседних скал.
5. Покрытые инеем скалы уходили в туманную даль.
6. Маленькие игривые волны, легко рождаемые ласковым дыханием ветра тихо бились о берег.
7. Весна, как трель серебряного горна.
2 вариант
1. Лодка плескалась на волнах, шаловливо плескавшихся о ее борта и еле двигалась по темному морю.
2. С лицейского порога ты на корабль шагнул шутя.
3. Ночь печальна как мечты мои.
4. Из ягод облепихи производят лекарственный препарат – облепиховое масло.
5. Волны же, вопреки сложившемуся поэтическому представлению о них, никуда не стремились и не бежали чередой.
6. Костер давно догорел и распавшись на угли, угасал.
7. Похожая на застывшее море равнина дремала во мгле.
Ответ: 1, 3, 6, 7.
8. Домашнее задание на выбор:
- Сочинение-миниатюра с использованием обособленных конструкций “У Белого моря”
- Выписать из “Песни о Соколе” М. Горького 5 предложений с обособленными членами, выполнить их пунктуационный разбор.