Язык является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний. В связи с этим язык имеет особенный междисциплинарный статус среди других школьных предметов. При обучении русскому языку, в том числе и в старших классах, с методической точки зрения целесообразным является применение тех форм и методов работы, которые являются для учащихся знакомыми при изучении других предметов и направлены на формирование не только специальных, предметных, но и общеучебных умений и навыков. Одной из таких форм обучения является лабораторная работа.
Слово "лаборатория" происходит от латинского слова "labor" – труд, работа, трудность. Его смысл с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач. Лабораторные занятия, лабораторные работы – один из видов самостоятельной, практической работы и исследования учащихся в разных видах учебных заведений. Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.
Важно так ставить лабораторные задания, чтобы они вели учащихся к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами самостоятельной практической работы.
Самостоятельная работа способствует:
• углублению и расширению знаний;
• формированию интереса к познавательной деятельности;
• овладению приемами процесса познания;
• развитию познавательных способностей.
Использование лабораторных работ на уроках русского языка подчинено следующим целям обучения:
- Формирование высокого уровня осознанной мотивации учения.
- Обобщение, закрепление, углубление, систематизация ранее полученных знаний на основе повторения блоками.
- Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.
- Развитие и совершенствование способов умственной деятельности (сравнение, анализ, расчленение на части, классифицирование, выделение существенных свойств, выделение главного и др.) и общеучебных умений и навыков (актуализация изученного ранее, приведение примеров, последовательное изложение в письменной форме своих мыслей, работа с учебной и справочной литературой и др.).
При проведении лабораторных работ на уроках русского языка следует учитывать следующее:
- Время выполнения лабораторной работы – 2 учебных часа.
- Учебная и справочная литература должна находиться на каждой парте.
- Количество анализируемых и исследуемых материалов должно соответствовать количеству учащихся в классе.
- Каждая лабораторная работа оценивается учителем, и качество её выполнения фиксируется в матрице.
Возможная тематика лабораторных работ по русскому языку в 11 классе по учебнику под редакцией А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой:
- Особенности простого предложения.
- Виды осложнения простого предложения.
- Особенности публицистического стиля.
- Особенности художественного стиля.
- Виды тропов и стилистических фигур в художественном тексте.
- Синтаксис и пунктуация сложного предложения.
- Распределение заданий разных типов КИМов ЕГЭ разных лет по содержанию.
Рассмотрим содержание одной из предложенных лабораторных работ.
Лабораторная работа №6.
Тема: Синтаксис и пунктуация сложного предложения.
Цели урока:
- Образовательные:
- проконтролировать степень усвоения следующих основных умений и навыков: опознавать по изученным признакам синтаксические единицы, группировать явления синтаксиса по заданным признакам, давать анализ и характеристику изученных признаков и явлений.
- обозначить межпредметные связи.
- Развивающие:
- развивать способы умственной деятельности: сравнение, выделение главного, поиск примера, соответствующего условию;
- развивать самостоятельность мышления в учебной деятельности в ходе урока;
- развивать внимание и память.
- Воспитательные:
- развивать эстетический вкус посредством восприятия художественного текста;
– воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку;
- опираясь на решение воспитательных задач, формировать у учащихся общечеловеческое мировоззрение.
Оборудование:
- Русская литература, ХХ век. Хрестоматия для 11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1/Сост. А.В.Баранников и др.- М.: Просвещение.
- План проведения лабораторной работы (по количеству учащихся).
Этапы работы:
1) Организационный.
Приветствие учителя, организующие работу класса распоряжения учителя. Объявление целей предстоящей работы. Мотивация.
2) Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний в форме фронтального опроса (грамматическая основа, сложное предложение, интонация, союзы, союзные слова, ССП, СПП, главная и придаточная части СПП, СПП с несколькими придаточными, БСП, сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, авторская пунктуация, схема сложного предложения).
Схематический диктант (два ученика работают у доски, остальные – в рабочих тетрадях):
- Однажды я находился в одном из тех прелестных уголков Петербургского университета, где студенты пьют чай, слегка подтрунивая над специальностью друг друга.
- Я ждал известного египтолога, которому принёс в подарок абиссинский складень.
- Мой складень имел посредственный успех: говорили о его антихудожественности, о европейском влиянии.
- Гораздо больше интересовались тем моим путешествием, которое я совершил, и задавали много вопросов.
- И как я не уверял, что львов надо искать неделями, что гиены трусливее зайцев, я видел, что мне почти не верят.
- Мне предложили рассказать о путешествии в Академии наук, и я согласился.
Взаимопроверка, выставление оценок ученикам, работающим у доски.
3) Практическая часть лабораторной работы.
Цель – поиск предложений в текстах художественной литературы, соответствующих определённым требованиям и составление их схем, определить особенности употребления сложных предложений у предложенного автора в анализируемых текстах.
Работа выполняется по вариантам. В качестве анализируемых текстов используются стихотворения из хрестоматии по литературе. Например, для 1 варианта предлагаются стихотворения А. А. Ахматовой “Стихи о Петербурге”, “Я пришла к поэту в гости”, “Мужество”, “Творчество”, для 2 варианта – стихотворения А. А. Блока “На поле Куликовом”, “Русь”, для 3 варианта – стихотворения Б. Л. Пастернака “На ранних поездах”, “Зимняя ночь”, “Свидание”.
План проведения лабораторной работы:
1) Найти в предложенных художественных текстах:
а) ССП;
б) СПП;
в) БСП;
г) сложные предложения с различными видами связи.
2) Выписать сложные предложения и разобрать их по плану:
1. Выделить грамматическую основу.
2. Обозначить границы предложений скобками.
3. Задать вопрос, где это возможно.
4. Выделить союзы и союзные слова.
5. Составить схему предложения.
6. Отметить случаи авторской пунктуации.
3) Сделать вывод о количественном составе сложных предложений в анализируемых текстах и особенностях употребления сложных предложений у предложенного автора.
4) Подведение итогов урока.
5) Домашнее задание.
Составить связный текст из разных видов сложных предложений на тему “Необычное в обычном”.
Результаты лабораторной работы оформляются в виде матрицы:
№ | Ф.И учащихся | Поиск сложного предложения | Определения вида сложного предложения | Определение границ простого предложения в составе сложного | Определение главной и придаточной части СПП | Постановка вопроса к придаточной части СПП | Выделение союзов и союзных слов | Различение союзов и союзных слов | Составление схемы предложения | Вывод | Оценка |
11 | Бореев И. | + | + | + | + | + | + | - | - | + | 4 |
12 | Грузь О. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 5 |
13 | Ежов М. | + | + | + | - | - | + | + | - | + | 3 |
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … |