Проведение лабораторных работ на уроках русского языка в 11-м классе

Разделы: Русский язык


Язык является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний. В связи с этим язык имеет особенный междисциплинарный статус среди других школьных предметов. При обучении русскому языку, в том числе и в старших классах, с методической точки зрения целесообразным является применение тех форм и методов работы, которые являются для учащихся знакомыми при изучении других предметов и направлены на формирование не только специальных, предметных, но и общеучебных умений и навыков. Одной из таких форм обучения является лабораторная работа.

Слово "лаборатория" происходит от латинского слова "labor" – труд, работа, трудность. Его смысл с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач. Лабораторные занятия, лабораторные работы – один из видов самостоятельной, практической работы и исследования учащихся в разных видах учебных заведений. Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

Важно так ставить лабораторные задания, чтобы они вели учащихся к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами самостоятельной практической работы.

Самостоятельная работа способствует:

• углублению и расширению знаний;

• формированию интереса к познавательной деятельности;

• овладению приемами процесса познания;

• развитию познавательных способностей.

Использование лабораторных работ на уроках русского языка подчинено следующим целям обучения:

  1. Формирование высокого уровня осознанной мотивации учения.
  2. Обобщение, закрепление, углубление, систематизация ранее полученных знаний на основе повторения блоками.
  3. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.
  4. Развитие и совершенствование способов умственной деятельности (сравнение, анализ, расчленение на части, классифицирование, выделение существенных свойств, выделение главного и др.) и общеучебных умений и навыков (актуализация изученного ранее, приведение примеров, последовательное изложение в письменной форме своих мыслей, работа с учебной и справочной литературой и др.).

При проведении лабораторных работ на уроках русского языка следует учитывать следующее:

  • Время выполнения лабораторной работы – 2 учебных часа.
  • Учебная и справочная литература должна находиться на каждой парте.
  • Количество анализируемых и исследуемых материалов должно соответствовать количеству учащихся в классе.
  • Каждая лабораторная работа оценивается учителем, и качество её выполнения фиксируется в матрице.

Возможная тематика лабораторных работ по русскому языку в 11 классе по учебнику под редакцией А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой:

  • Особенности простого предложения.
  • Виды осложнения простого предложения.
  • Особенности публицистического стиля.
  • Особенности художественного стиля.
  • Виды тропов и стилистических фигур в художественном тексте.
  • Синтаксис и пунктуация сложного предложения.
  • Распределение заданий разных типов КИМов ЕГЭ разных лет по содержанию.

Рассмотрим содержание одной из предложенных лабораторных работ.

Лабораторная работа №6.

Тема: Синтаксис и пунктуация сложного предложения.

Цели урока:

  • Образовательные:

- проконтролировать степень усвоения следующих основных умений и навыков: опознавать по изученным признакам синтаксические единицы, группировать явления синтаксиса по заданным признакам, давать анализ и характеристику изученных признаков и явлений.

- обозначить межпредметные связи.

  • Развивающие:

- развивать способы умственной деятельности: сравнение, выделение главного, поиск примера, соответствующего условию;

- развивать самостоятельность мышления в учебной деятельности в ходе урока;

- развивать внимание и память.

  • Воспитательные:

- развивать эстетический вкус посредством восприятия художественного текста;

– воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку;

- опираясь на решение воспитательных задач, формировать у учащихся общечеловеческое мировоззрение.

Оборудование:

  1. Русская литература, ХХ век. Хрестоматия для 11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1/Сост. А.В.Баранников и др.- М.: Просвещение.
  2. План проведения лабораторной работы (по количеству учащихся).

Этапы работы:

1) Организационный.

Приветствие учителя, организующие работу класса распоряжения учителя. Объявление целей предстоящей работы. Мотивация.

2) Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний в форме фронтального опроса (грамматическая основа, сложное предложение, интонация, союзы, союзные слова, ССП, СПП, главная и придаточная части СПП, СПП с несколькими придаточными, БСП, сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, авторская пунктуация, схема сложного предложения).

Схематический диктант (два ученика работают у доски, остальные – в рабочих тетрадях):

  1. Однажды я находился в одном из тех прелестных уголков Петербургского университета, где студенты пьют чай, слегка подтрунивая над специальностью друг друга.
  2. Я ждал известного египтолога, которому принёс в подарок абиссинский складень.
  3. Мой складень имел посредственный успех: говорили о его антихудожественности, о европейском влиянии.
  4. Гораздо больше интересовались тем моим путешествием, которое я совершил, и задавали много вопросов.
  5. И как я не уверял, что львов надо искать неделями, что гиены трусливее зайцев, я видел, что мне почти не верят.
  6. Мне предложили рассказать о путешествии в Академии наук, и я согласился.

Взаимопроверка, выставление оценок ученикам, работающим у доски.

3) Практическая часть лабораторной работы.

Цель – поиск предложений в текстах художественной литературы, соответствующих определённым требованиям и составление их схем, определить особенности употребления сложных предложений у предложенного автора в анализируемых текстах.

Работа выполняется по вариантам. В качестве анализируемых текстов используются стихотворения из хрестоматии по литературе. Например, для 1 варианта предлагаются стихотворения А. А. Ахматовой “Стихи о Петербурге”, “Я пришла к поэту в гости”, “Мужество”, “Творчество”, для 2 варианта – стихотворения А. А. Блока “На поле Куликовом”, “Русь”, для 3 варианта – стихотворения Б. Л. Пастернака “На ранних поездах”, “Зимняя ночь”, “Свидание”.

План проведения лабораторной работы:

1) Найти в предложенных художественных текстах:

а) ССП;

б) СПП;

в) БСП;

г) сложные предложения с различными видами связи.

2) Выписать сложные предложения и разобрать их по плану:

1. Выделить грамматическую основу.

2. Обозначить границы предложений скобками.

3. Задать вопрос, где это возможно.

4. Выделить союзы и союзные слова.

5. Составить схему предложения.

6. Отметить случаи авторской пунктуации.

3) Сделать вывод о количественном составе сложных предложений в анализируемых текстах и особенностях употребления сложных предложений у предложенного автора.

4) Подведение итогов урока.

5) Домашнее задание.

Составить связный текст из разных видов сложных предложений на тему “Необычное в обычном”.

Результаты лабораторной работы оформляются в виде матрицы:

Ф.И учащихся Поиск сложного предложения Определения вида сложного предложения Определение границ простого предложения в составе сложного Определение главной и придаточной части СПП Постановка вопроса к придаточной части СПП Выделение союзов и союзных слов Различение союзов и союзных слов Составление схемы предложения Вывод Оценка
11 Бореев И. + + + + + + - - + 4
12 Грузь О. + + + + + + + + + 5
13 Ежов М. + + + - - + + - + 3