Цели:
- Дать понятие о сложноподчиненном предложении (СПП) с придаточным сравнения, вспомнить другие способы выражения сравнения в тексте, постановку знаков препинания при союзе как.
- Содействовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, умений определять значения придаточных СПП, осуществлять синтаксический разбор сложного предложения.
- Содействовать нравственному воспитанию учащихся.
Тип урока: Изучение нового материала и повторение пройденного ранее.
Ход урока
I. Организационный момент.
П. Повторение изученного.
- Что называется сложным предложением?
- Какие разновидности сложных предложений мы изучили?
- Что называется СПП?
- Какие виды СПП мы уже знаем? Например.
- Как определить значение СПП? Например.
- Могут ли быть два значения у СПП? Например.
Ш. Постановка цели.
Сегодня мы изучим еще один вид СПП и должны научиться отличать его от других видов СПП, правильно ставить знаки препинания внутри предложения, а также рассмотрим иные способы выражения того же значения в тексте.
IV. Проверка домашнего задания.
Определить значение СПП. Выполнить синтаксический разбор понравившегося предложения.
1. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. (Л. Толстой)
2. Если внутреннее духовное богатство создает человеческую красоту, то бездеятельность и тем более безнравственная деятельность эту красоту губит. (В. А. Сухомлинский).
3. Если хочешь быть любимым, люби. (Сенека).
4. Радость жизни была бы недоступна, если бы сердце человеческое никогда, ни на одну минуту не было захвачено грустью…(В. А. Сухомлинский)
5. Нам нужно все, что обогащает внутренний мир человека… (К. Паустовский)
6. Только лентяй или ни на что не способный человек может говорит, что он не нашел занятия. (Л. Толстой)
7. Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем для других. (Л. Толстой)
8. На зеркало неча пенять, коли рожа крива. (Народная пословица)
9. Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. (А. П. Чехов)
10. Сколько б мир я ни пел и ни славил, если что, он забудет меня. (И. Росляков)
11. Коли хочешь быть хорошим артиллеристом, с малых лет учись работать возле пушки. (В. Катаев)
12. Когда труд удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький)
13. И нет ничего проще, как заблудиться в себе. (В. Распутин)
14. Если разговор ни к чему не ведет, то и одно слово лишнее. (Л. Толстой)
Ключ:
1. Условия
2. Условия + противопоставления
3. Условия
4. Условия
5. Изъяснительное
6. Изъяснительное
7. Времени + условия
8. Условия
9. Определительное
10. Условия
11. Условия
12. Условия+времени
13. Изъяснительное
14. Условия.
Что полезного узнали из данных высказываний, предложенных для определения вида придаточных?
V. Повторение изученного.
Тест (по рассказам М. Пришвина, кроме предложения “Д”) (записан на доске):
А. Куда я ни поплыву, всюду за мной плывет Хромка.
Б. Те же гнездышки, что на земле были сделаны и на кустах, тоже не пропадут.
В. Охотник, конечно, не видит бекаса, но по собаке знает где он.
Г. Трудно узнать, каких жучков- паучков вылавливала наша трясогузка.
Д. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.
Е. А как раз против места, где я сел на лодку, на том берегу очень крутом и высоком в маленькой избушке жил один промысловый охотник.
Ключ: 1. ВЕ 2. БЕ. 3. А 4. ВГ 5. БЕ.
Взаимопроверка, оценивание.
VI. Подготовка к восприятию.
Какое предложение здесь оказалось “ лишним”? Почему? (“Д”. другое значение – сравнение)
Как определили? (по смыслу)
VII Изучение нового материала.
В чем состоит особенность СПП с придаточным сравнением. (выступление подготовленного учащегося)
Значение | Вопрос | Средства связи | Пример |
Обстоятельственные сравнения |
Как? | Союзы: Как; подобно тому, как; чем; словно; будто; как будто; чем, тем …. |
Мы спешили изо всех сил, (как будто за нами кто-то гнался). |
- Но мы знаем, что вопрос как? задается к СПП образа действия. Как отличить придаточное сравнение от придаточного образа действия?
- Объяснение учащегося:
1. Мы так спешили, как будто за нами кто-то гнался. (есть указательное слово так, придаточное поясняет глагол – сказуемое и наречие образа действия образ действия)
2. Мы спешили изо всех сил, как будто за нами кто-то гнался.
(отсутствует указательное слово, придаточное поясняет глагол – сказуемое, значение сравнения) сравнение.
VIII. Закрепление:
- Устная работа по учебнику. Выполнение упражнения (определить значение придаточных, средство связи). Выписать одно предложение со значением сравнения и одно – образа действия.
- Какова роль в тексте СПП с придаточным сравнения ? (Сравнение – одно из художественных средств выражения мысли. )
- Какие еще способы выражения сравнения мы знаем?
1. Придаточные предложения со значением сравнения.
2. Сравнительный оборот со сравнительными союзами как будто, словно, как, что.
Например:
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота - ненужная в семье. (М. Цветаева)
3. Имя существительное в творительном падеже.
Например: Ярким солнцем в лесу пламенеет костер. (А. Фет)
4. Имя прилагательное, наречие в сравнительной степени.
Например:
Ты прекрасна – спору нет,
Но царевна всех милее
И румяней, и белее. (А. С. Пушкин)
5. Фразеологический оборот.
Например: Живет – небо коптит. (Пословица)
6. Метафора – слово в переносном значении, скрытое сравнение.
Например: Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона. (С. Есенин)
7. Приложение.
Например: Вьется улица- змея.
- Приведите свои примеры предложений с выразительным средством сравнения.
- Хотелось бы обратить внимание на постановку знаков препинания в предложении с союзом как. (Выступление подготовленного учащегося).
Ставится запятая | Запятая не ставится |
|
|
Объяснить постановку знаков препинания и некоторые орфограммы в данных предложениях. (Предложения записаны на доске)
- Луг как бархат.
- Луг, как бархат, зеленеет.
- Дождь мелкий, как изморось, продолжал бесшумно ложиться на тайгу.
- Надо беречь Родину как зеницу ока.
- Меня представили как старого знакомого.
- Море все в живых белых пятнах, как будто бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину.
- Самостоятельная работа (упражнение заранее распечатано).
Задание: сначала выписать СПП с придаточными образа действия, затем – сравнительными, потом простые предложения со сравнительными оборотами. Расставить пропущенные знаки препинания.
1. В птич(?)ем ряду Кольку как в весе(н,нн)ем лесу оглушили щелк. . нье чирик. . нье свист. (Г. Березко).
2. На ветках словно серебр. . (н,нн)ые колокольчики зв. . нят зяблики. (Д. Зуев).
3. Волны звучат так ласково точно просят пустить их погрет(?)ся к костру. (М. Горький).
4. На заре Звенигород звенит будто пчелы обн. . вляют соты. (С. Марков)
5. Ему очень пр. . ятно на нас см. . треть точно он в. . рнулся домой после длит. . льной команд. . ровки. (Ф. Кнорре).
6. Словно золотые нити прониз. . вают жаркий воздух жу. . ащие пчелы. (Д. Зуев).
7. Невский так широк что дома по об. . им его сторонам кажутся ниже чем на самом деле. (С. Маршак).
8. И цепью русские п. . латки как на н. . члеге журавли белеют смутно уж (в) дали. (М. Лермонтов).
9. Озеро было так густо засып. . но палыми листьями что даже в кабину прон. . кал их сладк. . ватый запах. (К. Паустовский).
10. Этот свежий осе(н, нн)Ий ветер умеет нежно разговар. . вать с охотником как сами охотники часто болтают между собой от избытка радо. . ных ожиданий. (М. Пришвин).
11. Прохор (не)уклюже взмах. . вает руками и словно (не)опытный канат. . ходец ловит моменты р. . вновесия. (В. Шишгков).
12. Аня перекинула косу за плечо и вдруг покраснела так как умеют краснеть (пятнадцати)летние девушки. (Ю. Герман)
13. Сп. . ша к пр. . чалу словно к дому с теченьем спорит пароход. (В. Семернин). 14. Я по развалинам хожу и по осколкам ржавым как будто в летопись гляжу моей родной д. . ржавы. (Н. Букин)
IХ. Итог
Что нового узнали на уроке?
Как отличить придаточное сравнения от придаточного образа действия?
Ставится ли знак препинания при придаточном сравнения?
Оценивание работы учащихся на уроке.
Х. Домашнее задание.
Дифференцированное задание:
“Сильные учащиеся” подбирают из художественных произведений 10 СПП образа действия и 10 СПП сравнения.
Остальные учащиеся выполняют упражнение на закрепление из учебника (по заданию)