В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству.
Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках (в том числе по развитию речи) и во время внеклассных мероприятий.
Для учащихся 5-го класса можно использовать задания следующей направленности:
Анализ зрительного образа.
1. Назови по три предмета, которые могут сочетать 2 названные признака:
- яркий – жёлтый (свет, лампа, солнце…)
- пушистый – зелёный (ёлка, шарф, трава…)
- прозрачный – голубой (небо, глаза, вода…)
- сильный – добрый (человек, руки, собака…)
В некоторых случаях признаки могут использоваться не только в прямом, но и в переносном значении: сладкий – лёгкий (жизнь, запах, победа)
2. Назови два предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками:
- гладкий – чёрный – тихий (вода, собака…)
- белый – мягкий – съедобный (хлеб, мороженое..)
- тёмный – тяжёлый – шумный (поток воды, небо…)
- светлый – лёгкий – блестящий (волосы, ткань…)
3. Разгадай загадку:
- Не машина, а железный, со шляпкой, а не гриб. (Гвоздь)
- Маленькое, сдобное
Колесо съедобное,
Я одна тебя не съем,
Разделю ребятам всем. (Бублик)
Умение находить общие и различающиеся признаки предметов.
Даны предметы: шкаф – телевизор, магнитофон – собака, книга – машина. Найди между ними как можно больше отличий.
Например:
Шкаф
Телевизор
большой
обычно небольшой
используется для хранения вещей
не используется для хранения вещей
не нуждается в электричестве
нуждается в электричестве
Найди общие признаки вышеперечисленных предметов.
Например:
Шкаф – Телевизор |
Предметы домашнего обихода |
Подставка для других вещей |
Предметы любования |
Объекты искусственного происхождения |
Умение составлять сюжетный рассказ.
1. Представь, что ты превратился в домашнее животное: собаку, попугайчика, хомячка или кошку. Попробуй представить, как протекает твоя жизнь:
- Что ты ешь?
- Чем занимаешься днём?
- Кто твой хозяин и как он к тебе относится?
- Где ты спишь?
- Какой приятный сюрприз ты хочешь получить от хозяина?
Составь от имени выбранного животного рассказ на тему “День и ночь моей жизни”.
2. Попробуй составить рассказ об одном из предметов домашнего обихода. Выбери сам такой предмет. Он может жить на кухне, в комнате или в ванной. Тебе помогут составить рассказ вопросы, которые задаёт этот предмет:
- Что со мной происходило до того времени, как я попал в дом?
- Как я попал в дом?
- Что я могу делать или что со мной можно делать?
- Кто меня больше всех любит, и кого я больше всех люблю?
- Какие интересные истории со мной происходили?
- С какими предметами я дружу?
- Кого я не очень люблю?
Умение находить причину событий, устанавливать причинные связи между событиями.
1. Придумай рассказ, объясняющий причину возникновения следующей ситуации:
- Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга.
- Во всём доме внезапно погасли все электрические лампы.
- Окна всех школьных кабинетов распахнуты настежь.
При поиске возможных причин не стоит
отбрасывать причины маловероятные, необычные.
Например: ситуация, когда речка могла выйти из
берегов и затопить окрестные луга, могла
произойти как из-за дружного таяния снега весной,
так и из-за того, что космический корабль
инопланетян, приземлившись в русло реки,
перегородил её, образовав запруду.
2. Придумай рассказ, связав между собой следующие события:
- Белка, сидя на дереве, уронила шишку. – Самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.
- Собака погналась за курицей. – Школьники не смогли поехать на экскурсию.
Например:
Белка, сидя на дереве, уронила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, сидевшего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Водитель самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофёр заблудился в лесу, и самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.
Умение объяснять образное сравнение.
1. Объясни, что это означает:
- Мальчик, как медведь
- Учитель, как грозовая туча
- Человек, как стена
- Деревья, как богатыри
- Воздух, как стеклянный.
2. Придумай, с чем можно сравнить:
- Причёску
- Одуванчик
- Снежинку
- Озеро
- Ветер
Необходимо помнить, что образное сравнение
можно составить по любому признаку предмета или
явления.
Например: причёска.
Форма: причёска, как взрыв, как грива льва, как барашек.
Прочность: рассыпалась, как картонный домик, как песочный куличик; держалась, как из железобетона.
Цвет: как из соломы, как воронье крыло, как морёный дуб.
Красота: как произведение искусства.
Желательно придумать как можно больше сравнений.
Умение подбирать слова, противоположные по значению.
1. Подбери слова, противоположные по значению:
- Свежий хлеб – …
свежий ветер – …
свежая рубашка – … - Чёрная ткань – …
чёрная работа – …
чёрные мысли – …
2. Для сравнения разных предметов нужно сопоставить только признаки, противоположные по значению. Найди ошибки и исправь их.
- На тарелке лежало два яблока: одно было зелёное, а другое кислое.
- У меня собака большая, умная, а у тебя маленькая, некрасивая.
- Было у одной вдовы две дочери: одна красивая и работящая, а другая сварливая и злая.
Умение согласовывать слова в предложении.
1. Поэт написал стихотворение про девочку Милу, но, когда он ушёл, все слова в столбиках перепутались. Помоги каждому слову найти своё место.
Мила Не Мама Ей |
Милу мыла без мыла жалела |
было не мыла мама |
мыла мылом мило люила |
(Мама Милу мыла мылом.
Не жалела мама мыла.
Мила мыла не любила.
Ей без мыла было мило.)
2. Напиши как можно больше предложений, в которых слова начинались бы с указанных букв. (Предложение состоит из четырёх слов.)
- Б… у… ж… б…
- С… о… н… с…
- К… е… л… к…
Для того, чтобы определить, какие упражнения необходимы учащимся именно вашего класса, желательно провести диагностику речевых творческих способностей детей. В этом Вам могут помочь школьные психологи, а также следующая литература:
- Т.В.Галкина, Л.Г.Алексеева Методика диагностики речемыслительной креативности.// Методы психологической диагностики, вып. 1 – М., 1993.
- Дж.Родари Грамматика фантазии. – М., 1978.
- Домашняя школа. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. – С-Пб., 1994.
- А.Э.Симановский Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.