Русский язык
-
Урок подготовки к сочинению-рассуждению в 8-м классе на морально-этическую тему "Что такое толерантность?" 2007
В настоящее время актуальной проблемой является воспитание толерантности личности. Современный ученик должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей. На уроке развития речи предлагается материал по формированию у школьников доброты и милосердия, созданию толерантной среды, которая предполагает взаимопомощь, сопереживание, способность вместе преодолевать трудности.
-
Урок подготовки к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему "Смысл жизни в красоте" 2007
Проведённый нами урок подготовки к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в 9-м классе показал, что красота как эстетическая категория является одной из наиболее важных для учащихся данного возраста. Это обусловливается психо-возрастными особенностями школьников. В условиях современного общества данная проблема приобретает особую актуальность ещё и в связи с происходящими процессами переоценки ценностей. Урок позволяет сформировать представление о гармонически развитой личности.
-
Элективный курс "Знакомство с профессией журналиста" 2007
Элементы журналистики являются составной частью уроков русского языка, развития речи и литературы, особенно важны данные уроки для формирования коммуникативных умений учащихся. Элективный курс "Знакомство с профессией журналиста" предлагается для учащихся 9-го класса как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора. Программа рассчитана на 10 часов учебного времени.
-
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Пишем сочинение-рассуждение 2007
Учителя классов, в которых не предусмотрено углубленное изучение филологических дисциплин, знают, что задание ЕГЭ С1 - написание сочинения-рассуждения по заданному тексту — является трудным для многих учащихся. Предложенная модель написания сочинения-рассуждения поможет выпускникам успешно справиться с этой задачей.
-
Уроки русского языка и информатики в 8-м классе по теме: "Стили речи. Строение текста. Простейший текстовый редактор WordPad и использование здоровьесберегающих технологий" 2007
Интегрированные уроки знакомят учащихся с видами и средствами связи предложений в тексте, развивают умение определять стиль и тип речи, главную мысль текста, помогают совершенствовать навыки редактирования и орфографическую зоркость, показывают возможности простейшего текстового редактора и применение тестирующей оболочки, обобщают знания основного материала по информатике, прививают навыки здорового образа жизни.
-
Путешествие по городу Русского языка 2007
Урок русского языка для 5-го класса. Урок в форме путешествия, проводился с целью закрепления, систематизации и углубления знаний учащихся по фонетике, лексике, словообразованию и морфологии. Процесс повторения на уроке проходил заинтересованно, интересно, динамично.
-
Программа спецкурса "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" 2007
Задание С ЕГЭ по русскому языку вызывает объяснимую тревогу словесников, учащихся, родителей, так как этот вид работы еще не вполне привычен, а требования к выполнению задания тоже еще необходимо осмыслить и освоить. Спецкурс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" поможет учителю совершенствовать процесс обучения при выполнении задания С, учащимся 10–11-х классов – выполнить самое сложное задание ЕГЭ по русскому языку. На занятиях выпускники научатся интерпретировать исходный текст, оценивать позицию автора, создавать и редактировать свой текст.
-
Интегрированный урок развития речи и музыки "Последний концерт на "Титанике" 2007
Интегрированный урок развития речи и музыки для 8-го класса. Текст, музыка, факты из биографии Бетховена должны усилить эмоциональное впечатление, подвести учащихся к мысли о ценности человеческой жизни (профилактика суицида среди подростков).
-
Учимся, познаем, мыслим, играя! 2007
Должен ли быть современный урок весёлым, творческим, на котором учащиеся могут показать свою эрудицию? Да! "Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом" – это высказывание французского писателя Анатоля Франса. Эмоциональный, яркий урок-игра способствует снятию стресса, вызывает у учащихся желание учиться, показывать свои знания и быть успешными в глазах одноклассников. Применение информационных технологий даёт возможность реализовать подготовку и проведение интегрированных уроков-игр "Что? Где? Когда?" по разным предметам.
-
Интегрированные уроки русского языка и информационных технологий как способ повышения грамотности учащихся 2007
Повышение грамотности учащихся – первоочередная цель уроков русского языка. Использование информационных технологий на интегрированных уроках русского языка и информатики способствует реализации данной задачи. Проведение серии экспериментальных интегрированных уроков показало стремление учащихся к овладению работой в приложении Word, повысило их грамотность по русскому языку. Использование элементов технологии модульного обучения развивает навыки самостоятельной работы учащихся, их умение оценивать свою работу.
-
Урок русского языка в 5-м классе по программе "Школа 2100" с использованием приемов технологии развития критического мышления 2007
Представленная технология тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения. Под критическим мышлением понимается проявление детской любознательности, выработка собственного мнения по определённому вопросу, способность отстоять её логическими доводами, использование исследовательских методов. Данный урок не является представлением полной технологии, но приёмы использованы.
-
Антонимы 2007
Урок русского языка, на котором учащиеся знакомятся со словами, противоположными по значению, – вводится понятие "антоним", продолжается работа по подбору синонимов, закрепляется понятие "омоним".
-
Интегрированный урок русского языка и технологии в 6-м классе по теме: "Описание снежинок" (2 часа) 2007
Для проведения урока была избрана необычная интеграция предметов: русского языка и технологии. Это, а также элементы групповой работы и технологии развития критического мышления через чтение и письмо способствовало активизации познавательной и творческой деятельности школьников, повысило эффективность подготовки к сочинению. Используемая на уроке яркая образная речь художественных произведений, звучание музыки, демонстрация репродукций картин с изображением зимнего пейзажа, труд детей - всё это служило достижению основных целей урока: развитию устной и письменной речи учащихся, совершенствованию умений и навыков написания сочинения-описания. Материал рассчитан на парный урок.
-
Обобщающий урок "Односоставные предложения". 8-й класс 2007
Урок по теме «Односоставные предложения» в 8-м классе. Умело подобранный дидактический материал – залог успеха. В данном случае это еще и материал для беседы на самые разные темы: о добре и зле, о честности, порядочности, любви к родному краю и к людям труда… Темы, которые несут положительный воспитательный эффект.
-
Азбука делового человека (внеклассное мероприятие в 9–11-х классах по русскому языку) 2007
На внеклассном мероприятии по русскому языку учащиеся старших классов учатся составлять деловые бумаги: заявление, автобиографию, резюме. Цели: познакомить учащихся с некоторыми видами деловых бумаг; развивать устную и письменную связную речь; воспитывать гражданское самосознание.
-
Урок в 5-м классе по теме "Обращение" 2007
Тема "Обращение" только на первый взгляд кажется учащимся 5-го класса постой. Как показывает практика, при нахождении обращений ребята часто видят лишь имена, клички животных, а обращения к неживым предметам не замечают. На эту тему я отвожу два часа. Я хочу предложить разработку первого урока по данной теме. На первом уроке вводятся основные понятия из темы "Обращение", а на втором – закрепление и обобщение изученного.
-
Три склонения имен существительных 2007
Урок разработан в рамках системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Обучение ведется по учебнику А.В. Поляковой. Тип урока – урок-закрепление пройденной темы. Лексическая тема урока – "Февральские метели" с использованием рассказа Н.Сладкова "Круговерть".
-
Обобщающий урок по теме: "Глагол" "Путешествие в мир прекрасного" 2007
Урок повторяет всё, что ребята знают по теме "глагол", учит видеть глаголы в тексте и употреблять их в сочинениях.
-
Урок с использованием информационных технологий на тему: "Повторение о глаголе" 2007
В статье приводится один из уроков, проводимых в нашей школе совместно учителем информатики и русского языка. Тема предлагаемого урока – "Повторение о глаголе". Используется компьютерная техника, две подготовленные и поставляемые в приложениях программы из разработанного пакета "Поддержка русского языка" и проектор.
-
Урок развития речи по теме: "В гостях у словарей" 2007
"Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные вместе слова – дело плоти, крови, души родины и человечества" – так говорит А.Франс. Чтобы постичь этот мир – мир слов, автор предлагает учащимся побывать в "Гостях у словарей". Данный урок может быть использован на уроках русского языка, а также во внеклассной работе по предмету.
-
Ученическое исследование по русскому языку как специфический вид занятий 2007
Интерес к данной теме обусловлен тем, что большинство исследований, проводимых учащимися нашей школы, являются спонтанными и неосознанными, носят компилятивный характер. Школьные рефераты чаще всего - простое переписывание материала по теме из одного-двух источников или соединение логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных текстов. Выбранные темы неоригинальны, в них нет особенной новизны, неожиданности. В исследованиях учащихся зачастую отсутствует законченность. Практически нет исследований, связанных с изучением русского языка. Кроме того, школьные научно-практические конференции учащихся проходят довольно скучно и не вызывают интереса у остальных школьников. Именно поэтому мы поставили перед собой задачу описать технологию организации работы над ученическим исследованием.
-
Деловая игра "Интервью" (урок развития устной речи для учащихся 7-го класса) 2007
Деловая игра "Интервью" может быть проведена в 6–8-х классах. В ходе игры учащиеся проверяют, могут ли они легко вступать в диалог с представителями власти, в данном случае с директором школы. Кроме этого, ребята знакомятся с особенностями жанра интервью, учатся выбирать "горячую" тему, формулировать вопросы. Занятие построено таким образом, что используются различные органы восприятия информации. В ходе занятия ученики определяются, кто из них может работать в общешкольной газете. В этом практическая направленность игры.
-
Урок русского языка "Второе лицо глагола" 2007
Здоровьесберегающий урок, который не только знакомит детей с особенностью окончания глаголов во втором лице, но и бережет их здоровье.
-
Урок русского языка на тему: "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова" (по программе "Школа-2100"). 2-й класс 2007
Урок проводится по технологии проблемного обучения. Дети совместно с учителем выводят правило проверки парных согласных на конце слова. На уроке оптимально организована мыслительная деятельность учащихся, развитие наблюдательности, внимания.
-
Урок по теме: "Правописание наречий. Дефис в наречиях" 2007
Цель данного урока: познакомить учащихся с условиями дефисного написания наречий, научить учащихся находить наречия в тексте, сформировать навыки правильного написания наречий, развивать у учащихся активную мыслительную деятельность, воображение.
-
"В гостях у Слова" (Игра-путешествие по страницам лингвистических словарей) 2007
Представленный урок – игра-путешествие по страницам лингвистических словарей. Герои – "Учебник русского языка", "Этимологический", "Фразеологический", "Орфографический", "Словообразовательный" словари – расскажут о себе много интересного и поиграют с учениками 5–7-х классов, которым и предлагается это познавательно-развлекательное удовольствие!
-
Урок развития речи по теме: "Описание внешности хорошо знакомого человека". Русский язык. 8-й класс 2007
Данный урок поможет преподавателям русского языка и литературы сформировать представления учащихся о таком виде описания, как описание внешности; провести целенаправленную работу над деталями портрета, отобрать и записать с учащимися материал для описания общего впечатления о человеке.
-
Разработка урока по русскому языку в 6-м классе по теме: "Местоимения – прилагательные в языке и речи" 2007
Цели урока: повторить и систематизировать полученные ранее ( в 5-м классе) знания о местоимении; дополнить полученные ранее знания новыми; формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике; воспитывать активное и сознательное, а не "потребительское" отношение к изучению русского языка; создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Состав слова. Корень – значимая часть слова" 2007
Очень важно научить детей говорить и писать правильно, но еще важнее научить их думать и рассуждать. Данный урок позволяет развивать логическое мышление учеников, формирует коммуникативные навыки и повышает интерес к изучению русского языка.
-
Тема урока: "Орфография. Орфограмма в корне слова. Правила обозначения буквами гласных и согласных звуков". (Повторение) 2007
Цели урока: повторить виды орфограмм гласных и согласных в корне слова; развивать навык применения правила, обеспечивающего безошибочный выбор гласных или согласных в корне слова; развивать логическое мышление.