Русский язык
-
Тема: "Знакомство с понятием слова" 2007
Урок русского языка по ОС "Школа-2100" построен в технологии проблемного обучения. Цель урока: создание условий для знакомства учащихся со словами, имеющими два корня, через проблемную ситуацию.
-
Глагол как часть речи (по программе вспомогательной школы VIII вида). 7-й класс 2007
Представлен открытый урок русского языка по изучению значения глагола в речи.
-
Неопределенные местоимения 2007
Представленная работа посвящена изучению неопределённых местоимений. Данная тема представляет особую трудность для обучающихся. Особенностью урока является использование мультимедийного сопровождения, что позволяет структурировать материал, наиболее целесообразно его располагать, подбирать и систематизировать с учётом особенностей класса и отдельных учащихся, повышает интерес и учебную мотивацию.
-
Слово — носитель национально-культурной информации. Урок русского языка 2007
Предлагается вариант урока по изучению лексического богатства русского языка с использованием национально-регионального компонента. На уроке анализируется лексическое значение традиционных для русской поэзии слов-символов, а также диалектных слов.
-
Современные подходы к развитию личности посредством нестандартных форм учебной деятельности младших школьников 2007
Данная работа убеждает, что использование современных подходов к развитию личности посредством нестандартных форм учебной деятельности младших школьников помогает почувствовать каждому ученику свою значимость, быть всегда в поиске, активным, самостоятельным, целеустремлённым, самоорганизующимся.
-
Уровневая диференциация при обучении русскому языку. Тема: "Временные формы глагола". 3-й класс 2007
Суть уровневой дифференциации заключается в том, что учащиеся, обучаясь по одной программе и учебникам, могут усвоить материал на различных уровнях. Исходным являются уровни обязательной подготовки (1-й и 2-й уровни), и в соответствии с целями обучения на его основе формируются более высокие уровни овладения материалом - повышенный и максимальный (3-й и 4-й уровни).
-
Урок-игра "Лексика" (повторение). 5-й класс 2007
Урок предполагает обобщение знаний по учебной программе. Игровая форма урока удачно сочетается с возрастными особенностями пятиклассников, вызывает живой интерес и особый эмоциональный настрой учащихся, способствующий лучшему закреплению пройденного материала.</p>
-
Дидактический материал по русскому языку для 8—9-х классов (публицистика Д.С. Лихачева на уроках русского языка) 2007
Кто же он такой, Дмитрий Сергеевич Лихачев? Академик, член не только Российской, но и ряда иностранных академий, увенчанный многими высшими наградами и званиями: Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий. Но это все внешнее, официальное, чему Дмитрий Сергеевич никогда не придавал особого значения. Самое важное, что его при жизни называли и продолжают называть "властителем дум", "символом русской интеллигенции XX века".
-
Урок русского языка в 4-м классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных" (по системе "Школа-2100") 2007
Цель урока - повторение и обобщение знаний об имени существительном. Таблицы, опорные схемы, алгоритмы помогают учащимся лучше запомнить и усвоить материал. В конце урока по "кадрам фотопленки" дети составляют рассказ, употребив как можно больше имен существительных. Классическая музыка, стихи, фотографии и рисунки прекрасных уголков Земли Онара способствуют воспитанию патриотических чувств любви к родному краю. Самооценкой знаний детей является "праздничные огоньки салюта", вспыхнувшего в честь юбилея республики.
-
Обобщающий урок-игра "Эстафета" по темам "Графический редактор", "Текстовый редактор", "Обработка числовой информации" 2007
Урок построен с применением игровых технологий на примере эстафеты. Сюжет разработан таким образом, чтобы в нём присутствовал динамизм и перспективы. В ненавязчивой, игровой форме учащиеся достигают цели урока-повторения и закрепления базовых навыков по работе с программами-редакторами, что в дальнейшем окажет им огромную помощь. Каждый участник старается принести команде как можно больше баллов, дети очень ответственно относятся к выполнению заданий.
-
Факультативный курс по русскому языку в 11-м классе "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку" 2007
Факультативный курс по русскому языку в 11-м классе "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку" предназначен для подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Он содержит систематизацию и обобщение знаний учащихся за курс основной (полной) школы, углубляет знания учащихся, полученные в 10-м классе. Программа предусматривает теоретический материал (обобщающие беседы и лингвистический анализ текста).
-
Урок русского языка в 5-м классе "Учись слышать звуки слов: в них много тайн" (Повторение и обобщение по теме "Фонетика") 2007
Данный урок проводится в 5-м классе во второй четверти по окончании изучения темы "Фонетика". Урок предполагает работу по фонетике, орфоэпии, синтаксису, орфографии. Используются различные формы работы: индивидуальный опрос, составление схем, сочинение миниатюр, игра "Бумеранг", транскрибирование слов, выполнение тестовых заданий.
-
Урок риторики в 7-м классе. Турнир "Ораторское искусство" 2007
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. В своей работе использую как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения уроков. В 7-х классах обобщающий урок провожу в форме практикума-соревнования.
-
Сочинение-миниатюра — один из видов творческой и мыслительной деятельности учащихся якутских классов 2007
Из всех видов проверочных работ по русскому языку и литературе в школьной практике сочинение традиционно считается самым трудным и требует особенно чуткого индивидуального подхода к ученику. Перед учителем стоит сложнейшая задача: пробудить творческие способности каждого ученика, вызвать интерес к сочинению, развить соответствующие навыки, привить культуру творческого труда, чутье языка, вкус к работе над словом. Индивидуальный подход в обучении сочинениям — один из самых действенных рычагов развития творческих способностей школьников.
-
Конспект урока по русскому языку, "Имя существительное". 3-й класс 2007
На данном уроке ставятся образовательные задачи: систематизировать знания об именах существительных с опорой на ранее полученные знания, развивать устную и письменную речь, расширять активный запас слов. Главная воспитывающая цель урока: привитие любви и уважения к родному дому, семье и близким. Итог урока: обобщить знания об имени существительном как части речи.
-
Использование технологии развития критического мышления учащихся через чтение и письмо на уроках развития речи 2007
Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. Главная задача, которую должен решить учитель на подобных уроках, - развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов, жанров. Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроках царила атмосфера творчества, а ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли опираться на интуицию, строить ассоциативные связи.
-
"Родной язык - живоносный источник добра и любви" 2007
В 2005/2006 учебном году я, Шкатова Оксана Юрьевна, начала работать по интегратирному учебному курсу Д.З. Арсентьева "Родной язык - живоносный источник добра и любви", который является "дополнительным учебно-методическим комплексом (УМК) к основному курсу русского языка в средней школе и предназначен для создания и расширения у учащихся языковой картины мира и культурного кругозора, развития языковой интеграции и навыков понимания текста различных типов, в первую очередь художественного".
-
Урок русского языка "Повторение и обобщение знаний об имени существительном как части речи и его роли в речи" 2007
Обобщающий урок "Повторение и обобщение знаний об имени существительном как части речи и его роли в речи". Урок проводится в 3-м классе в третьей четверти, построен на связи со временем года - зимойи — природными явлениями.
-
Заочная экскурсия по Кузбассу. Повторительно-обобщающий урок русского языка в 7-м классе по теме "Деепричастие" 2007
Разработка нетрадиционного интегрированного урока-экскурсии (русский язык + география) на региональном материале. Урок может быть рекомендован творчески работающим учителям-филологам.
-
Модульная технология на уроках русского языка 2007
Применение модульной технологии на уроках русского языка позволило мне решить ряд проблем: осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику; создаются условия для развития сильных учащихся (дифференциация в обучении); решается проблема домашних заданий; большая возможность чтения, говорения, оформления своей мысли на русском языке.
-
Урок-путешествие как один из способов изучения фразеологизмов на уроках русского языка в 8-м классе 2007
Изучение фразеологизмов в форме урока-путешествия научит ребят отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, распознавать их в тексте, усваивать их значение, отмечать эмоционально-выразительные достоинства, находить фразеологизмы в словарях. Всё это обогатит фразеологический словарик учащихся, поможет им правильно пользоваться фразеологизмами в устной и письменной речи. Изучая фразеологизмы на уроке в данной форме, учащиеся подробнее познакомятся с жизнью нашего народа с очень далёких времён, увидят в них дух народа, его историю, обычаи.
-
Развитие речи и повышение грамотности на уроках русского языка в сельской школе 2007
Автор статьи делится с коллегами опытом работы по развитию речи учащихся и выработке грамотности.
-
Программа деятельности кружка "Лингвист" 2007
Логическим продолжением урока является внеклассная работа по предмету. Этому требованию отвечает деятельность кружка "Лингвист". Программа деятельности кружка предусматривает занятия с учащимися выпускного класса и носит повторно-обобщительный характер курса русского языка и литературы.
-
Роль алгоритмов в повышении практической грамотности 2007
Статья "Роль алгоритмов в повышении практической грамотности" посвящена проблеме формирования грамотного письма у обучающихся с помощью алгоритмов, использование которых способствует не только умению применять правило по какой-либо теме, но и построить цепь рассуждений, почему пишется так, а не иначе.
-
Интегрированный урок русского и татарского языков в 1-м классе по теме: "Правописание сочетаний ЖИ, ШИ" 2007
Ученики, обучающиеся в школах Республики Татарстан, знают татарские народные игры и национальные праздники. Национально-региональный компонент учитель включает не только на уроках татарского языка и литературы, но и через интеграцию разных предметов с татарским народным творчеством, то есть использует татарские народные пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Работает над текстами о татарских писателях, композиторах, художниках. На уроках математики дети решают задачи, содержащие информацию о городах, заводах, реках, птицах и животных РТ. На разных уроках дети с удовольствием играют в татарские национальные игры, такие как "Тюбетейка", "Мяу-мяу, какой цвет", "Минлебай", "Каравай".
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Понятие о союзе" 2007
Предложенный конспект урока изучения нового материала составлен по программе под ред. В. В. Бабайцевой. Посредством аналитической беседы на основе анализа языкового материала учащиеся, развивая общеучебные навыки аналитической работы, расширяют и углубляют знания о союзе как служебной части речи. Предложенные задания репродуктивного и продуктивного характера способствуют формированию навыков узнавания союзов и определения их роли в предложении.
-
Творческий урок по теме: "Понятие о наречии". 6-й класс 2007
Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, часто ставят детей в тупик. На уроках русского языка часто возникает возможность возвратиться ко многим задачам, решения, которых рассматривались на уроках истории и географии, биологии и астрономии, музыки и изобразительного искусства, математики, физики и других предметов. Поэтому, на мой взгляд, при изучении какой-либо темы нужна интеграция учебных предметов, преподающихся чаще всего независимо друг от друга. При интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях - теоретической, практической и прикладной.
-
Конспект урока русского языка для 7-го класса средней школы на тему: "Словарное богатство русского языка" (УМК под ред. М.М. Разумовской) 2007
Уроки по лексике в средних классах школы, на мой взгляд, самые интересные. На них можно экспериментировать, предлагать ученикам творческие работы, а главное, такие занятия - это всегда разговор о языке, то есть ещё одна возможность не просто заучивать правила, а любоваться словом, текстами, созданными "умелыми руками", думать над тем, как грамотно пользоваться возможностями родной речи. В конспекте урока "Словарное богатство русского языка" представлены индивидуальная и групповая формы работы, предложены задания на различный уровень подготовки учеников.
-
Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме: "Изменение имен прилагательных по числам" 2007
Урок русского языка во 2-м классе "Изменение имен прилагательных по числам" разработан на основе дидактических принципов развивающего обучения Л.В. Занкова. Плотность урока высока, теоретический материал создаётся в виде таблиц и схем, что облегчает его запоминание. На уроках учащиеся являются исследователями, получая радость от очередного открытия, при выполнении заданий часто используют дополнительные теоретические знания по предмету. Любимы детьми и творческие задания, присутствующие почти на каждом уроке.
-
Урок-практикум по повести М.Ю. Лермонтова "Тамань" 2007
Цель урока: проанализировать применение в повести одного из выразительных средств языка - сравнение. С помощью сравнений, использованных автором, раскрыть образ лермонтовской "ундины". Система сравнений, использованная автором в повести, поможет раскрыть потаенный смысл произведения, позволит глубже разобраться в характере героини.