Русский язык
-
Урок русского языка на тему: "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова" (по программе "Школа-2100"). 2-й класс 2007
Урок проводится по технологии проблемного обучения. Дети совместно с учителем выводят правило проверки парных согласных на конце слова. На уроке оптимально организована мыслительная деятельность учащихся, развитие наблюдательности, внимания.
-
Урок по теме: "Правописание наречий. Дефис в наречиях" 2007
Цель данного урока: познакомить учащихся с условиями дефисного написания наречий, научить учащихся находить наречия в тексте, сформировать навыки правильного написания наречий, развивать у учащихся активную мыслительную деятельность, воображение.
-
"В гостях у Слова" (Игра-путешествие по страницам лингвистических словарей) 2007
Представленный урок – игра-путешествие по страницам лингвистических словарей. Герои – "Учебник русского языка", "Этимологический", "Фразеологический", "Орфографический", "Словообразовательный" словари – расскажут о себе много интересного и поиграют с учениками 5–7-х классов, которым и предлагается это познавательно-развлекательное удовольствие!
-
Урок развития речи по теме: "Описание внешности хорошо знакомого человека". Русский язык. 8-й класс 2007
Данный урок поможет преподавателям русского языка и литературы сформировать представления учащихся о таком виде описания, как описание внешности; провести целенаправленную работу над деталями портрета, отобрать и записать с учащимися материал для описания общего впечатления о человеке.
-
Разработка урока по русскому языку в 6-м классе по теме: "Местоимения – прилагательные в языке и речи" 2007
Цели урока: повторить и систематизировать полученные ранее ( в 5-м классе) знания о местоимении; дополнить полученные ранее знания новыми; формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике; воспитывать активное и сознательное, а не "потребительское" отношение к изучению русского языка; создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Состав слова. Корень – значимая часть слова" 2007
Очень важно научить детей говорить и писать правильно, но еще важнее научить их думать и рассуждать. Данный урок позволяет развивать логическое мышление учеников, формирует коммуникативные навыки и повышает интерес к изучению русского языка.
-
Тема урока: "Орфография. Орфограмма в корне слова. Правила обозначения буквами гласных и согласных звуков". (Повторение) 2007
Цели урока: повторить виды орфограмм гласных и согласных в корне слова; развивать навык применения правила, обеспечивающего безошибочный выбор гласных или согласных в корне слова; развивать логическое мышление.
-
Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Урок развития речи в 8-м классе 2007
Задачи урока: систематизация знаний учащихся по теме на основе сопоставления языковых явлений; развитие умения определять тему текста, основную мысль, структуру текста, виды связи между предложениями и средства выразительности; создавать текст по заданной теме; воспитывать бережное отношение к семье.
-
Развитие речи учащихся на уроках русского языка на II ступени обучения 2007
Речь учащихся требует совершенствования с различных точек зрения, если мы хотим решить воспитательно-образовательные задачи, поставленные перед современной школой государством и обществом. Наиболее целесообразны: ежедневная работа со словом, словосочетанием, предложением, текстом; технология В.Н. Зайцева; технология активного обучения; факультатив "Теория и практика сочинений разных жанров"; внеклассные мероприятия. Работа над развитием речи школьников способствует формированию общей культуры, вносит вклад в формирование социально активной личности выпускника.
-
Урок по теме "Виды предложений по цели высказывания". 5-й класс 2007
Урок русского языка в 5-м классе посвящен видам предложений по цели высказывания. Работа в классе осуществляется по группам.
-
Урок по русскому языку в 6-м классе на тему "Путешествие в страну сказочного языка" 2007
Урок проводится в форме игры-путешествия. Объемный материал скомпонован по основным орфограммам имени прилагательного. В ходе урока использовались различные виды работы, позволяющие активизировать деятельность учащихся, развивать их творческие способности.
-
Лингвистический КВН по теме "Сложное предложение. Сложное?" 2007
Данный материал представляет собой разработку лингвистического КВНа, который можно провести в качестве обобщающего урока по теме «Сложное предложение». Эта игра сможет опровергнуть мнение о том, что сложное предложение сухо и неинтересно. Она наглядно покажет все стилистические возможности сложного предложения, которое может быть интересным и занимательным по смыслу, нести искромётный юмор, таить экспрессивные возможности, заражать оптимизмом. Связь лингвистического КВНа с художественной литературой будет способствовать формированию языкового вкуса учащихся.
-
Экспрессия знаков препинания как особенность поэтического стиля М.И. Цветаевой 2007
М.И. Цветаева - большой поэт, чей вклад в культуру русского стиха XX века значителен. Судорожные и вместе с тем стремительные ритмы Цветаевой - это ритмы XX столетия, эпохи величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных и военных потрясений. Цель исследования - анализ пунктуационных особенностей поэтического наследия автора, формирование целостного представления о системе знаков препинания, используемых в стихотворениях поэтессы.
-
Предикативность как основной признак предложения и текста 2007
Понятие "предложение" занимало и занимает существенное место в изучении школьного курса синтаксиса. Тема "Предложение" представлена во всех действующих учебниках русского языка для начального и среднего звена. При этом понятие "предложение" рассматривается в них практически одинаково, на базе основных признаков (смысловая и интонационная завершённость, наличие грамматической основы). По нашему мнению, возникает необходимость расширить сведения о дифференциальных признаках предложения, изучаемых в среднем звене, за счёт осмысления предикативности предложения. Это позволит повысить уровень не только языковой, но и речевой компетенции учащихся.
-
Урок-путешествие по русскому языку во 2-м классе на тему "Повторение и обобщение правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова" 2007
Предлагается воображаемое путешествие в страну Океанию орфографических знаний, где дети вспоминают законы орфографии, доказывают знание этих законов. Каждое задание требует от них активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств.
-
Два портрета (подготовка к сочинению-описанию по портретам О.А. Кипренского и В.А. Тропинина). 9-й класс 2007
Разработка урока содержит информацию о жизни художников XIX века, историю создания портретов, отзывы о портретах. На уроке используются различные приемы, групповые, индивидуальные задания. Все это направлено на решение главной задачи: создать у учащихся свое отношение к портретам художников, увидеть особенное в каждом портрете, общее, характерное для всех художников в изображении гениального поэта.
-
Открытый урок по теме "Уроки хлеба" (урок-мастерская) 2007
Урок обучает работе с текстом, умению анализировать, выделять основные проблемы, поднятые автором.
-
Творческий диктант по картине А.И. Куинджи "Березовая роща" 2007
Когда картина подобрана, можно переходить к составлению текста диктанта. Текст можно составить самому или же взять описание картины в каталоге, но изменить его, добавив нужные слова. Основной источник при составлении текста – энциклопедия.
-
Текст как средство формирования речевой компетенции учащихся на уроках русского языка 2007
Цель статьи "Текст как средство формирования речевой компетенции учащихся на уроках русского языка" - наметить пути изучения языка через речь и для речи на основе текста, поскольку именно в тексте происходит реализация потенциально возможных языковых единиц. Более того, в условиях контекста раскрывается каждый языковой уровень, что помогает ученику воспринимать, понимать, оценивать и создавать текст, развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.
-
Урок-обобщение по теме "Сложноподчиненные предложения". 9-й класс 2007
Урок обобщает знания учащихся по теме "Сложноподчиненные предложения".
-
Интегрированный урок по математике, русскому языку, литературе на тему "Части" 2007
Межпредметные связи, которые осуществляет учитель на интегрированных уроках, способствуют повышению научности, доступности учебного материала, развивают познавательную деятельность. Интегрированный урок - тот, который охватывает изучение программного материала по двум или более предметам и на нем происходит разнообразное изучение нескольких наук по одной и той же теме. Интегрированные уроки обеспечивают развитие заинтересованности и постепенный переход к самостоятельному творчеству.
-
Литературная игра по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила". 5-й класс 2007
Игра проходит как викторина в 3 тура. Ее целью является обобщение знаний учащихся текста и основных событий поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила".
-
Заключительный урок по творчеству И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й класс 2007
Проверка знания учащимися басен И.А. Крылова. Повторение жанровых особенностей басен. Развитие умения понимать иносказательный смысл басен и их мораль, различать человеческие достоинства и недостатки. Развитие творческих способностей учащихся.
-
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Урок-практикум. 5-й класс 2007
Выработка у учащихся умения выделять ряды однородных членов, соединённых союзом И.
-
Инетгрированный урок по русскому языку в 5-м классе на тему "Буквы Е/И в окончаниях имен существительных в единственном числе" 2007
Интегрированный урок русского языка в 5-м классе с использованием ИКТ создаёт условия не только для обеспечения межпредметных связей русский язык – информатика – литература, но формирует у учащихся интерес к изучению родного языка. На уроке используются компьютеры, индивидуальные карточки, текст о М.Пришвине и иллюстрации из произведения М.М. Пришвина "Кладовая солнца", что способствует развитию разговорной речи, грамотности, проверке качества усвоения учащимися орфограмм. Отрабатывается навык применения современных технологий.
-
Урок подготовки к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему "Такие разные поступки и проступки" 2007
Актуальность темы урока определяется тем, что для учащихся 13–14 лет важно научиться квалифицировать свои поступки как "положительные" или "отрицательные". Работа над данной темой поможет ученикам понять, что за каждый совершённый ими проступок последует наказание.
-
Урок-зачет по теме "Причастие" 2007
Зачет – форма проверки знаний, умений и навыков, заключающаяся в выполнении практических заданий, подготовке ответов на вопросы и т.д. Урок-зачет помогает обобщению и систематизации материала, коррекции знаний, выработке умений и навыков по изучаемой теме, способствует повышению чувства ответственности у учащихся за качество работы.
-
Модульный урок русского языка по теме "Правописание гласных в корне с чередованием". 6-й класс 2007
Модульный урок – это разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определёние частной дидактической цели каждого из них. Каждый УЭ имеет свою цель, ставит перед учащимися конкретные задачи и дает алгоритм – порядок выполнения задания, а также ключ, при помощи которого можно самостоятельно проверить и оценить правильность своих ответов.
-
Нетрадиционная форма проведения урока русского языка по теме "Ученик и законы орфографии" для учащихся 4–5-х классов 2007
Для удержания интереса учащихся к учебному труду многие учителя стали вводить в практику работы нетрадиционные уроки. Нетрадиционный урок - это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах. Для учащихся нетрадиционный урок - это переход в иное психологическое состояние, это другой вид общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит, новые обязанности и ответственность.
-
Урок русского языка по теме "Повелительное наклонение глагола". 5-й класс 2007
Метод обучения - это важнейший, самый подвижный и самый динамичный компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами. В зависимости от темы, целей, уровня класса стараюсь употреблять различные методы обучения. При изучении морфологии в 5–6-х классах наиболее продуктивным считаю метод коллективной формы познавательной деятельности, разработанный кандидатом педагогических наук В.К. Дьяченко. Суть этого метода вкратце можно определить так: "Все обучают каждого - каждый обучает всех". Привожу вариант урока русского языка в 5-м классе на тему "Повелительное наклонение глаголов".