Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Заседание ученого совета. Русский язык. 9-й класс 2007

    Автор: Понамарёва Галина Николаевна

    Урок по русскому языку в 9-м классе представлен в форме деловой игры и посвящен комплексному повторению в конце года. Согласные русского языка рассматриваются как орфограммы разных морфем слова.

  • Подробное изложение в 5-м классе 2007

    Автор: Молокова Нелли Валентиновна

    Подробное изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение содержания исходного текста. Задача ученика - понять позицию автора, осмыслить текст как смысловое, структурное и стилистическое целое и воспроизвести его.

  • Условное наклонение глагола. 6-й класс 2007

    Автор: Зимовец Наталья Викторовна

    Урок русского языка, на котором учащиеся продолжают знакомство с особенностями глаголов; учатся находить глаголы в тексте, различать формы изъявительного наклонения и условного наклонения; отрабатывают навыки правильного написания глаголов в условном наклонении; составлять мотивированные связные высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос; систематизировать и обобщать теоретический материал.

  • Урок в 10-м классе с углублённым изучением русского языка по теме "Синонимическое богатство русского языка" 2007

    Автор: Вареева Лариса Львовна

    Урок с углубленным изучением русского языка имеет целью углубить знания учащихся о синонимах, выявить роль синонимов в тексте, их выразительно-изобразительную функцию.

  • Урок-исследование по русскому языку по теме "Синтаксис сложного предложения" 2007

    Автор: Харькова Галина Николаевна

    На уроке-исследовании рассматривается, как с помощью разных синтаксических конструкций создается крылатое выражение, как содержание влияет на синтаксическую структуру высказывания.

  • Типичные затруднения младших школьников при усвоении основ правописания и пути их профилактики и преодоления 2007

    Автор: Русанова Светлана Валерьевна

    Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Значимость этой проблемы и определила выбор темы для исследования. В ходе исследования были изучены и оценены разработанность данной проблемы в психолого-педагогической, лингвистической и методической литературе, отношение младших школьников к овладению основами правописания. В результате были выявлены типичные затруднения младших школьников при усвоении основ правописания, причины, их порождающие, и пути их преодоления.

  • Урок русского языка в 3-м классе (система Л.В. Занкова по теме: "Правописание предлогов и приставок") 2007

    Автор: Толоконникова Дарья Юрьевна

    Урок в 3-м классе по системе Л.В. Занкова является обобщением изученной темы "Правописание предлогов и приставок". Все упражнения нацелены на формирование и закрепление умений и навыков отличать предлоги от приставок. Внимание учащихся направлено на повторение данной темы. Использовались различные виды работы, разнообразные упражнения. При отборе материала учитывались принципы обучения: научности, связи обучения с практикой, систематичности и последовательности, доступности и наглядности.


  • Познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности 2007

    Автор: Алехина Лена Николаевна

    Попав в современный мир, знаменитые братья Кирилл и Мефодий, создатели азбуки, проводят увлекательный экскурс в историю славянской письменности в игровой форме. Ребята могут узнать об эволюции письма, о создании первых книг и т.д., выполняя интересные задания.

  • Урок-путешествие "Страна Орфография" 2007

    Автор: Чупина Тамара Ильинична

    Этот урок может быть обобщающим уроком по орфографии в 5-м классе по системе В.В. Бабайцевой после изучения орфограмм в корне слова. Форма этого урока воспитывает интерес к предмету, помогает учить детей родному языку легко и с пользой, помогает лучше усвоить трудные случаи написания гласных в корне слова, помогает систематизировать и повторить правила правописания данных орфограмм.

  • Урок-мастерская "Эссе (опыты)" для учащихся 10–11-х классов 2007

    Автор: Прохорова Татьяна Валерьевна

    Прекрасные возможности для раскрытия и развития творческих способностей учащихся открываются на уроках русского языка и литературы, спецкурсах, факультативах при подготовке учащихся старших классов к итоговой аттестации. Именно такие занятия позволяют широко использовать инновационные технологии, в том числе уроки-мастерские, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить свое "я".

  • Воплощение в музыке национально-освободительной идеи: от царя Давида до наших дней 2007

    Автор: Клокова Елена Федоровна

    Интегрированный урок по мировой художественной культуре. Межпредметные связи: история, литература, русский язык, иностранные языки, этика, эстетика. Эпиграфом к уроку взяты слова Солера: "Лети же, мысль, на крыльях золотых..." Этим автором написано либретто оперы, принесшей славу Джузеппе Верди. Итальянский вариант названия оперы – "Набукко" – закрепился, возможно, потому, что полное имя героя, давшего ей название, неудобопроизносимо – Навуходоносор. В ней речь идёт о страданиях израильского народа в вавилонском плену. История эта пронизана тайной – это библейская история.

  • Мотивационные особенности обучения французскому языку как второму иностранному на базе интеграции с русским языком и литературой 2007

    Авторы: Глибина Татьяна Анатольевна, Кравцова Светлана Ивановна

    В работе рассматриваются задачи переводчика художественной литературы, специфика перевода стихотворных произведений, особенности языка и стиля поэзии А.С. Пушкина. Представлен перевод стихотворений А.С. Пушкина учащимися старших классов.

  • Технологии интегрированного урока в начальной школе (русский и английский язык) 2007

    Авторы: Комиссарова Анна Александровна, Никитина Елена Александровна

    Интегрированные уроки русского и английского языков дают детям комплексное представление о лексико-грамматических явлениях в разных языках, позволяют глубже усваивать материал, снимают напряжение, вызывают интерес, развивают творческие способности, логическое мышление, память, внимание. В нашей работе предлагается система интегрированных уроков в начальной школе.

  • Использование дифференцированного подхода на уроках русского языка 2007

    Автор: Буланова Наталья Петровна

    Ценность использования дифференцированного подхода на уроках русского языка для общества, с одной стороны, – в подготовке интеллектуальной элиты, без которой невозможно успешное воспроизводство и развитие культуры, а с другой – в создании условий усвоения учащимися социального опыта, зафиксированного в содержании образования. Дифференцированный подход имеет развивающее и воспитывающее направления. Использование дифференцированного подхода на уроках русского языка позволяет удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере, адаптировать весь учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности, формировать и совершенствовать умения и навыки владения языком в различных сферах деятельности, развивать речь, мышление, воображение младших школьников, то есть развивать способности учащихся к овладению его богатством и многообразием. Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от дифференцированного подхода подачи этого материала, чтобы каждый ребёнок мог работать в зоне ближайшего своего развития.


  • Новые подходы к изучению словосочетания как синтаксической единицы на уроках русского языка 2007

    Автор: Новичкова Клавдия Александровна

    Приступая к изучению словосочетаний в 5-м классе, я начинаю разговор о словосочетании как о единице, входящей в систему словосочетание–предложение–текст. Пытаюсь убедить учащихся, что словосочетание – это не простое сочетание слов, а целая синтаксическая единица, которая состоит из главных и зависимых частей (компонентов), выраженных словами. Учащиеся должны усвоить, что слово и словосочетание выполняют в языке номинативную функцию, но выполняют ее по-разному (слово выполняет функцию названия, а словосочетание – называния), в речевом же общении осуществляется единый процесс названия, называния и коммуникации, которую выполняет предложение. Поэтому важно обратить внимание учащихся как на связь слов в словосочетании, так и на то, какая часть какой определяется и какой компонент к какому относится.

  • Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Антонимы" 2007

    Автор: Якунина Ольга Николаевна

    На уроке русского языка в 5-м классе, используя игровые моменты, работу с иллюстрацией, прослушивание грамзаписей, раскрывается понятие терминов "антонимы" и "синонимы" и вырабатывается умение правильно употреблять антонимы в речи.

  • План-конспект "Бессоюзное сложное предложение" 2007

    Автор: Симако Юлия Леонидовна

    В 11-м классе урок русского языка проводится один раз в неделю, поэтому каждый урок хочется сделать занимательным и запоминающимся, включающем в себя наибольшее количество тренировочного материала. Я хочу предоставить вашему вниманию урок по теме: "Бессоюзное сложное предложение". На мой взгляд, наибольший интерес данного урока в том, что здесь нет механической работы с предложением, а весь урок подчинен ДОБРОТЕ, ведь её так не хватает в наше время.

  • Урок-повторение по теме: "Методическое пособие по русскому языку: правописание чередующихся гласных в корне слова". Обобщение изученного материала по текстовому редактору 2007

    Автор: Кузьмичева Ирина Владимировна

    Использование творческих задач различных школьных предметов на уроке информатики помогают формировать у детей целостную картину мира, служат средством познания и общения. Они помогают разностороннему развитию детей; расширяют содержательный план обучения информатики и ведут к формированию и развитию интересов детей, их склонностей и способностей к различным видам деятельности; создают условия для мотивированного практического применения ЗУН по информатике и другим дисциплинам; дают возможность детям увидеть результаты своего труда, получить от него радость и удовлетворение.

  • Тема урока: "Письмо строчной буквы "о". УМК "Планета знаний" 2007

    Автор: Харисова Люция Анземовна

    Очень люблю свою профессию. Люблю творчески подходить к подготовке каждого урока. Данный урок построен по УМК "Планета знаний".

  • Урок-зачет на тему: "Имя числительное" 2007

    Автор: Бойкова Маргарита Федоровна

    Урок построен в форме дидактической игры – заочной экскурсии по родному городу. Дидактическая игра на уроке-зачете используется для приведения в систему полученных знаний, а также для проверки сформированности умений и навыков учащихся. Введение игрового момента позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся. На уроке предлагаются различные по уровню сложности задания, чтобы каждый ученик мог справиться с предложенной работой. Органическое соединение в дидактической игре мышления, речи, воображения повышает внимание учеников на уроке, посвященном повторению такой "сухой" части речи, какой принято считать имя числительное, обеспечивает высокую работоспособность учащихся.

  • Лабораторная работа по теме: "Волшебная сила приставки" 2007

    Автор: Тяпкина Ирина Валерьевна

    В основе данной работы лежит приём семантизации морфем. Используя его, писатели и поэты обыгрывают значение морфем, привлекая тем самым внимание к лексическому значению слова. Работа над морфемами поможет учащимся раскрыть лексическое богатство русского языка, покажет безграничные возможности для словотворчества. Работа может быть проведена в любом классе, в зависимости от степени подготовленности учеников.


  • Обобщающе-повторяющий урок по теме: "Предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями" 2007

    Автор: Гильфанова Наталья Геннадьевна

    Урок по технологии уровневой дифференциации с использованием классификации уровней познавательной активности, предложенной Е.В. Коротаевой, делает урок личностно ориентированным, позволяет включить в учебную деятельность всех учащихся на уровне их потенциальных возможностей с учётом типологических психолого-педагогических особенностей.

  • Подготовка к написанию творческого задания по предложенному тексту 2007

    Автор: Смирнова Наталья Геннадьевна

    Урок русского языка для 11-го класса продолжает подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации.

  • Урок русского языка в 11-м классе по теме: "Комплексная работа с художественным текстом" 2007

    Автор: Хамзина Наталья Леонидовна

    Комплексная работа с текстом помогает в подготовке к ЕГЭ. Каждая работа, связанная с анализом художественного текста, должна показать, что ученик не только обладает знаниями, умеет применять их при анализе конкретного материала, но и способен проявлять творческий подход при восприятии художественного текста как явления искусства, опираясь на "чувство языка", непосредственное читательское восприятие.

  • Путешествие по стране Лингвинии 2007

    Автор: Архипова Елена Николаевна

    Предлагаемая разработка может быть использована в качестве нестандартного урока или внеклассного мероприятия. Вместе с учащимися мы отправляемся в путешествие по необъятной стране, полной тайн и загадок, название которой - Лингвиния. Занятие позволяет развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь), повторить и обобщить изученный материал по темам "Лексика", "Словообразование", "Морфология", "Грамматика", формировать умение работать в группах; вызывает у детей интерес к более глубокому изучению предмета.

  • Тема урока: "Сценарий вечера, посвященного творчеству Ф.М. Достоевского" 2007

    Автор: Епифанова Тамара Моисеевна

    Сценарий вечера предназначен для учащихся 10–11-х классов и проводится на сцене актового зала. В ходе вечера используется не только классическая музыка, но и выступления хореографического коллектива школы (если он имеется). Прекрасной наглядностью является презентация к вечеру, которая не повторяет текст сценария, а дополняет. В презентации использованы рисунки учащихся к творчеству Достоевского. Эпизоды для инсценирования произведений Достоевского – по выбору учителя и учащихся.

  • Урок-кроссворд "Чудный остров" (урок на основе личностно ориентированного подхода) 2007

    Автор: Доровских Ирина Сергеевна

    Уверена, что именно личностно ориентированный подход является одним из условий гуманизации преподавания. Важным на уроках становится формирование духовного мира, реализация творческих способностей учащихся, выработка стремления к самосовершенствованию. Сделать уроки русского языка интересными, развивающими и воспитывающими на основе личностного подхода - вот моя цель. На мой взгляд, одной из форм личностно ориентированного обучения является нестандартный урок. Именно такие уроки дают возможность развивать и поддерживать у детей чувство радости, связанное с процессом познания.

  • Слагаемые излагаемого (как подготовить выпускника 9-го класса к новой форме государственной (итоговой) аттестации по русскому языку) 2007

    Автор: Байцерова Ирина Владимировна

    В процессе подготовки к письменному экзамену по русскому языку в новой форме ученик должен, во-первых, уяснить "слагаемые" подробного изложения; во-вторых, освоить элементы тестирования; в-третьих, научиться писать сочинение-рассуждение; в-четвертых, выработать психологический настрой и, наконец, попробовать свои силы на репетиционном экзамене. Статья о том, как формировать общую культуру мышления ученика, какие избрать оптимальные формы деятельности при подготовке к данному виду аттестационной работы.


  • Конспект урока в 6-м классе по программе М.М. Разумовской на тему: "Употребление прилагательного в речи" 2007

    Автор: Желнина Людмила Сергеевна

    Предлагается семинар-практикум "Употребление прилагательных в речи" в 6-м классе по программе М.М. Разумовской. Содержание урока позволяет работать над формированием у учащихся ключевых компетенций: информационной, предметной, коммуникативной, рефлексивной.

  • Опыт лингвопоэтического анализа стихотворения Н.М. Рубцова "Ласточка" в 8-м классе 2007

    Автор: Бажаева София Федоровна

    Отказываясь от традиционных уроков при изучении русского языка, я ввела в восьмом классе лингвопоэтический анализ стихотворения Н.М. Рубцова "Ласточка". Поскольку класс многонациональный, слова, требующие толкования, давались на родном языке каждого ученика (русский, башкирский, татарский, армянский). Это, конечно, вызвало интерес. Выполнение домашнего задания подтвердило правильность моего выбора метода лингвистического анализа текста: стихотворение "Воробей" проанализировали великолепно.