Современные подходы к развитию личности посредством нестандартных форм учебной деятельности младших школьников

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Новые образовательные программы, технологии, новые подходы к обучению учащихся ориентированны на личность школьника и его развитие, что и подтолкнуло меня взять за основу в своей работе развитие творческих способностей у своих учеников, а с учётом личностно-ориентированного обучения (далее Л.О.О.) как нельзя лучше отвечает времени.

В основе Л.О.О. лежит продуктивная деятельность:

  • учитель выступает в качестве консультанта, наставника, координатора;
  • главное назначение учителя - научить учащихся самостоятельно добывать знания, помочь раскрывать, формировать и реализовывать личностные особенности своих подопечных.

Кроме того, личностный подход в современном обучении – это гуманистический подход, т.е. я должна знать для чего я учу, учитывать социальный опыт ребёнка, его умение принимать волевое решение сделать выбор. Необходимо помочь ему осознать себя личностью. Всегда нужно помнить, что дети не одинаковы, у них разный уровень обучаемости. Нельзя сравнивать ребёнка с другими. Можно сравнивать сегодняшнего со вчерашним и отмечать лучшее.

Таким образом, Л.О.О. и творческое развитие – это единое целое, не может существовать друг без друга.

Что же такое творчество? Наука определяет его как многомерное понятие, (характер) Л.С. Выготский отмечает, что “ творчество на деле существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и созидает что- либо новое”. С точки зрения философии творчество можно рассматривать как состояние, как процесс, как результат.

В основе базовой модели урока лежит представление о творчестве, как реализации человеком собственной индивидуальности. А индивидуальность понимается как уникальность, неповторимость человеческого существа.

Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а, следовательно, её проявление - есть уже появление чего-то нового, и реализация уникальности каждой человеческой индивидуальности – это и есть творческий акт. То же происходит и с ребёнком.

Чтобы любой урок был направлен на развитие способностей учащихся и реализовал их, необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы:

  • использование современных педагогических развивающих технологий;
  • “принцип принятия другого” (принимать изначально ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими уже сложившимися особенностями);
  • принцип проектирования (разработать план, составить замысел и т.д.) и реализации образовательной среды;
  • принцип “самосознающей позиции” по отношению к тому, чему учить, как учить, зачем учить;
  • принцип сотрудничества.

К обязательным условиям творческого урока являются следующие:

  • учитель должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные, ответы, имеющие литературную и нелитературную форму, в графической пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека);
  • необходимо обеспечивать независимость выбора и принятия решений учащимися для самостоятельного контроля собственных продвижений;
  • каждой идеей учитель должен восхищаться;
  • ошибка учащегося должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
  • положительная поддержка личности каждого ученика;
  • во время урока исключается всякая критика личности и деятельности детей;
  • шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей;
  • основная задача такого урока раскрыть собственные возможности ученика, задействовать эмоциональные реакции по отношению к происходящему…(Нач. шк. №8-02, с. 68)

Широкое поле деятельности в развитии творческих способностей представляется учителю на уроках русского языка. Учебник “Русский язык” Т.Г. Рамзаевой предлагает с этой целью различные формы работы:

  • это работа по иллюстрациям;
  • составление рассказов с использованием опорных, вопросов;
  • работа над текстом с последующим его продолжением;
  • озаглавливание текстов;
  • тексты для изложений с использованием “Памятки”;
  • составление ответов на вопросы;
  • составление предложений или минирассказов на основе наблюдений (например, за листопадом в парке, в лесу, наблюдение снегопада и т.д.)
  • работа с деформированными предложениями и текстами и т.д.

Одной из важных форм развития творческих способностей детей следует отметить работу над различными видами сочинений, что, как и выше указанные формы работ, особо влияют на развитие художественной речи школьников. Здесь необходима организация словесной творческой деятельности детей, основанной на эмоциональном восприятии окружающего, на работе воображения, фантазии, обобщения и т.д.

Важное значение здесь имеют речевые ситуации, обеспечивающие школьникам желание вступить в общение, и понимание того, кому, зачем и при каких обстоятельствах адресуется их высказывания.

Ситуации могут быть естественными и специально задаваемыми.

Естественные ситуации – это те ситуации, которые учитель организует для освоения изучаемого материала.

Вторая группа – специально создаётся учителем для развития речи учащегося.

Ситуации можно разделять по:

Стилю ( разговорная, разговорно-художественная, научная );

По форме (устная или письменная);

По типовому содержанию (описание, повествование, рассуждение);

По жанру (письмо, дневниковая запись, сообщение учебного материала, загадка, объявление, кроссворд, ребус.);

По конкретному содержанию (о чём именно).

Разработка систем таких ситуаций – дело творчества учителя.

Подготовку к сочинению обычно провожу в несколько этапов:

1 Предварительный, цель которого - создать базу для последующей работы. Организация накопления необходимых знаний, впечатлений ведётся обучению языковым средствам и т.д., причём учащиеся на этом этапе могут и не знать о подготовке к творческой работе.

2 Создание речевых ситуаций.

Здесь обеспечивается и эмоциональный настрой и пробуждение интереса к работе и желание включиться в неё и организация наблюдений (свободных, самостоятельных или на специальных экскурсиях), может быть и в классе, если готовится сочинение по картине, по музыкальному образу, по загадке о каком-то предмете и обсуждение задач и условий ситуации, которые важно учесть, обсуждение основной мысли текста и т.д.

Написание сочинения.

Здесь необходимо, чтобы школьники были сосредоточены на решении именно речевых задач, чтобы они не были скованы боязнью допустить орфографическую ошибку.

В работе по развитию творческих способностей учащихся с учётом Л.О. подхода в обучении сочинениям важную роль играют не только педагогические методы (продуктивные, частично - поисковые, поисковые, эвристические), но и методические приёмы, которые применяются к определённой группе методов. К ним относятся:

  • организационные приёмы, с помощью которых учитель организует учащихся на внимательное слушание, на подбор речевого материала, на помощь в выполнении того или иного задания и т.д.
  • логические приёмы связаны с мыслительной деятельностью, где особое место занимают приёмы сравнения, сопоставления, определения, обобщения.
  • значительное место здесь занимают различные приёмы с учебником, с книгой (чтение, пересказывание, составление таблиц, выбор художественных описаний, художественных выразительных средств языка и т.д.).

Так работа к написанию сочинения о зиме начинается за долго до того, как будем его писать:

Подготовка.

Самостоятельная работа дома: выучить (по выбору) стихи, четверостишия о зиме.

Найти и выписать описания о зиме из прочитанных произведений. Например, описание первого снега из рассказа А.П. Чехова “Первый снег”.

Самостоятельная работа на уроке:

Подбор “снежных слов”, например: снег, снежок, снежинка, пушинка, вьюга, метель, пурга, буран, сугробы, и т.д.

Все учащиеся записывают свои слова, затем читают вслух и каждый дописывает то, что считает интересным у своего товарища.

Работа над составлением “зимних словосочетаний” (соотнеси ):

Пушистый Зима
Лёгкие Снег
Синие Зимушка
Белые Снежинки
Холодная Холод
Суровая Мороз
Крепкий Ковёр
Сильный Сугробы
Белоснежная Ветер
и т.д.

3. Составление пар слов (провести ассоциации):

Кедровка Гроздь
Снег Медведь
Зима Гнездо
Берлога Дупло
Ковёр Орешки
Белка Грибы
Дятел Пришла
Рябина Запасла
и т.д.

4. Подбор близких по смыслу слов:

сонный,
1) лес (какой?) - тихий,
задумчивый.
одеялом,
2) снег покрыл (как?) - словно ковром,
покрывалом,
скатертью.
одежды,
3) деревья надели (что?) - тубы,
тапки,
шали,
косынки.

5. Анализ стихотворения “Зима северная” (см. приложение)

6. Беседа по картинам из серии по развитию речи:

“Снегопад”, Зима в лесу”, “Первый снег”.

7. Наблюдение за первым снегом в парке, во дворе, из окна, на улице. Особо обращается внимание на падающие снежинки, сравнить их с другими объектами природы (лёд, дождь, град), предметами; полюбоваться ими, спросить какие чувства они испытывают.

Работа над составлением рассказов о зиме предлагается по вариантам:

1 вариант. Минимальный уровень развития учащихся 3 класса:

Задание: из слов для справок вставить слова по смыслу и записать текст.

Зима в лесу.

Пришла …… зима. Вся земля покрылась …… …… снегом. Деревья и кусты надели ….. ….. . Лес заснул … … . Лесные (жители) … подготовились … … . Теперь им не страшна … … . Пожелаем им … !

Слова для справок: белым пушистым, белоснежная, тёплые шубы, крепким сном, жители, холодная зима, удачи.

2 вариант. Для среднего уровня:

(Учащиеся самостоятельно дополняют текст).

Пришла зима.

Наступила чародейка …… . Всё кругом покрылось ….. ….. . Все деревья, кусты, травы похожи на ….. ….. . Словно ….. стоит ….. лес. (Но) В лесу уже …... Но у зверей и птиц ….. ….. . Им не страшна ….. ….. . Я хочу им пожелать ….. .вариант. (продвинутый уровень):

Снегопад.

Продолжи рассказ по опорным словам:

Зима. С севера подул ….. . Небо …… ….. …. . Они плыли ….. ….. . Но вот пошёл ….. ….. . Он падал ….. ……. . Вдруг ветер ….. . Всё стало …… . Земля ….. . Она стала чистой, обновлённой и …… !

Одной из интересных форм урока, помогающих развивать личность школьников, считаю урок “Творческая мастерская”.

Цель такого урока –

  • воспитание чувства красоты, обогащение духовного мира;
  • дать возможность учащимся проявить свою уникальность и неповторимость;
  • развивать творческие способности учащихся и умение их реализовывать;
  • применять субъектно-объектный опыт ребёнка.

Суть такого урока – помочь детям сотворить прекрасное путём личных впечатлений, фантазий, знаний, умения видеть, слышать, чувствовать и передавать в письменной форме.

В основу такого урока я внесла приём “вхождения в картину”, который предполагает повышенную смысловую, мыслительную нагрузку на уроке или серии уроков.

Методика работы над данным приёмом предполагает:

  • рассмотреть внимательно картину.
  • “вхождение в картину”, (-Вы должны “заглянуть” в картину и не просто заглянуть, а “войти” в неё мысленно, оказаться там, в картине, найти удобное местечко, притихнуть, чтобы никто не заметил, не помешал, а вы должны увидеть то, что “скрыл” от нас художник, а вот вы смогли заметить, услышать звуки, которые невозможно изобразить на картине, что ощущал в это время художник, какие чувства он испытал и сумел передать их вам и т.д.

Перед началом даю установку:

  • Итак, вы должны слышать, видеть, ощущать, чувствовать настроение. Вы притихли, вас никто не видит.
  • Что вы услышали? Почувствовали?
  • Ощутили? Увидели ли то, чего нет на картине?
  • Что заметили необычного, удивительного?
  • Каким прониклись настроением?

И дети увидели где-то недалеко от берега реки человека. Может быть, лесника, потому что у берега была лодка, а в реке плавают рыбки – зима только тихо, легонько подкрадывается к земле. Она пока ещё бережёт свою силу.

Где-то послышался треск падающей ветки, и одинокий стук дятла. По лесу бегает ещё серый заяц, потому что идёт только первый снег.

Кто-то из ребят заметил, что медведь залёг в берлогу. И тут же его поправляют: медведя здесь быть не должно, потому что жильё он себе строит подальше от жилища человека, подальше от мест, куда могут прийти люди.

Вглядываясь в картину, дети почувствовали свежесть воздуха, обновление и красоту природы.

И далее я делаю вывод:

  • Вы убедились, что, если захотите, вы услышите и почувствуете, что на этой захватывающей картине лес, вся природа живёт, она наполнена красками, запахами, звуками …
  • А теперь закройте глаза, прислушайтесь! (Включаю магнитофон с записью голосов птиц (вороны, кедровки, барабанной дроби дятла)).

Дети угадывают их голоса, стук дятла, затем узнают их на предметных картинках.

На этом уроке мои ученики учились видеть красоту, чувствовать, слушать её и узнавать новое и пронести её через себя по-своему.

Не знаю, что пережил в душе каждый из них, но точно могу сказать, что в них рождалось что-то необыкновенное и прекрасное.

Перед началом письменной работы над рассказом по этой картине предложила помощь в виде карточек - помощниц. Это карточки для сочинений по вопросам, карточки с опорными словами, тексты для последующего дополнения.

Однако все дети отказались от помощи. Каждый хотел сам.

И вот одно из сочинений. Заголовки ребята придумали сами.

“Здравствуй, гостья – зима!”

Вот и кончилось царство осени. На её место пришла зимушка-зима издалека и бесплатно всех одела “драгоценные меха”.

Вдруг с пасмурного неба посыпались стаями белые снежинки. Земля стала нарядная, похожая на “застенчивую невесту”. “Она умылась снеговой водой из серебряной чаши зимы”. И первый снег всё шёл и шёл. Снежинки словно танцевали вальс. Они стелили для зимы пушистую перину. А какие мохнатые ели стояли по обе стороны реки! Они укутались в снег, как в вату, чтобы не замёрзнуть.

В лесу стало торжественно, светло и тихо. Лес как будто, дремал. Но его сон нарушил голос кедровки: её голос, как будто хрипел.

Но не было слышно лесного жителя – медведя: он ушёл далеко в лес к своей берлоге.

Речка ещё не замёрзла, но и на ней скоро появится тонкий лёд. На речке лодка. Её хозяин жил недалеко в лесу. Кое-где сидели красногрудые снегири. Они клевали серёжки рябины.

Мне нравиться зима, потому что зимой становиться красивой природа. Нам, детям, можно сыграть в снежки, покататься на лыжах, санках, коньках.

Мне радостно при виде первого снега. И мне кажется, что первый снег делает нас красивее, добрее, светлее.

Особое место в учебной деятельности сейчас занимают уроки-зачёты.

Цель таких уроков: повторить, обобщить, систематизировать изученное, оценить степень овладения знаниями учащимися, оценить ЗУНы с точки зрения различных методов проверки и т.д. Один из видов уроков-зачётов:

  • тестирование, они могут проводиться в виде творческой работы, в занимательной форме стихов, загадок с применением разноуровневых заданий. На более высоком уровне проходят такие уроки в3-4 классах, когда учащиеся овладели технологией овладения тестов.

Использование современных подходов к развитию личности посредством нестандартных форм учебной деятельности (уроков) младших школьников, убеждает, что это помогает каждому ученику почувствовать свою значимость, осознать себя даже тогда, когда что-то совсем не получается. Учат постоянно быть в поиске, не чувствовать себя ущемлённым учат активности, самостоятельности мысли, жизни, быть гражданином и в высоком смысле - личностью

ЗИМА СЕВЕРНАЯ

К нам на Север пришла красавица –
Белолицая зимушка-модница.
Осмотрела владения давние
И укрыла пуховыми шалями.
Всё в волшебный сон окунулось
В царство снежное обернулось.
Будто в сказке чудес надарила,
Диво-дивное сотворила.
Гнёзда снегом укрыла пуховым,
Стланик в шубы одела песцовые,
Рыб в алмазный дворец поселила,
Всех и каждого одарила.
И шагает зима, потрескивает,
Как хрустальный бокал позванивает,
Бубенцами звенит без устали,
Снежным настом в лесу похрустывает.
Как в шатре, спит медведь, убаюканный
До весны бесконечными вьюгами.
И поёт душа, надрывается:
Зама русская прославляется

 ПРИЛОЖЕНИЕ

Малиновое зарево пожара
Пылает ежегодно в летний зной.
Это лишь цветенье иван-чая,
Что наполняет душу добротой.
Он цветёт на радость всей природе,
Завораживает силой неземной.
Много говорят о нём в народе,
Редко, кто обходит стороной.
Иван-чай – король лесной поляны,
Наделённый дикой красотой.
Может жить с красавицей малиной
И дарить султаны ей одной.
И если лихолетье вдруг настанет,
И огонь нещадный слижет всё дотла,
Кипрей, как преданный товарищ,
Прибудет обживать эти места.
И тогда наперекор невзгодам
Семя иван-чая прорастёт.
И вот пчела, забывшая туда дорогу,
Живительный нектар уже несёт.
А вот и первый куст малины,
И ствол берёзки к солнцу поднялся,
За ними тянутся осины…
И возродилась… матушка-земля.

Авт. Г. Саревич.