Цель: повторить и обобщить знания детей об имени существительном.
Задачи:
- Повторить, какова роль имени существительного в речи, постоянные и непостоянные признаки имен существительных, какими членами предложения являются имена существительные, разбор имени существительного как части речи.
- Развивать умение выделять главное, речь учащихся, познавательный интерес.
- Воспитывать патриотические чувства любви к родному краю, культуре народов мари.
Тип урока: повторение и обобщение изученного.
Форма проведения урока: урок открытых мыслей.
Основной дидактический метод: частично-поисковый.
Частные методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.
Дидактические средства: магнитофон, картинки реки, леса, животных; фотография “Осень в лесу”, толковый словарь, схема, “Части речи”; таблички: имя существительное, одушевленное, неодушевленное, кто?, что?, род, число, постоянные признаки, непостоянные признаки, опорные схемы, “огоньки” салюта, алгоритм разбора имени существительного как части речи.
Методическая литература:
1. Бунеева Е. В, Яковлева М. А. Русский язык 4
класс. Методические рекомендации для учителя –
М.: “ Баласс”, 2002.
2. Бунеев Р. Н, Бунеева Е. В, Пронина О. В.
Русский язык. Учебник для 4 класса (1–4). Под
научной редакцией академика А. А Леонтьева. – М.:
“Баласс”, 2002.
3. История и культура марийского народа.
Хрестоматия для учителей начальной школы, Йошкар-Ола,
1992.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь
русского языка. – М.; 1997.
План урока
1. Оргмомент. Чтение стихотворения С.
Вишневского (музыкальное оформление).
2. Минутка чистописания.
3. Языковая разминка.
4. Введение в раздел. Проверка домашнего задания.
5. Сообщение темы и цели урока.
6. Повторяем то, что знаем:
1. Роль имен существительных в речи.
2. Признаки имен существительных.
3. Физкультминутка.
4. Какими членами предложения являются имена существительные как части речи.
7. Упражнение в разборе имен сущ. как части речи.
8. Гимнастика для глаз.
9. Работа над развитием устной речи: рассказ по
картинкам.
10. Итог урока. Самооценка. Комментирование оценок
учителем.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
На фоне марийской классической музыки ученица в национальном костюме читает стихотворение Семена Вишневского:
Марийский край родной, на карте мира,
Ты даже меньше, чем кленовый лист.
У нас в сердцах, мой край марийский, милый,
Ты как цветок – прекрасен, юн и чист.
– Сегодня на уроке мы попытаемся уловить моменты о прекрасных уголках родного края и запечатлеть их на фотопленке.
2. Минутка чистописания.
На доске запись: Республика Марий Эл
– Прочитайте слова с доски.
– Какое соединение заглавной буквы в словах с последующей буквой? (Нижнее соединение.)
– Запишите слова в тетрадь. (Пишут.)
– Какие орфограммы встретились? (Заглавная буква, безударные гласные, подчеркиваю.)
– Почему для минутки чистописания мы взяли эти слова? (4 ноября наша республика отмечала 85-летие.)
На доску вывешивается первый “кадр фотопленки”.
3. Языковая разминка.
– Запишите под диктовку слова: сердце, улыбка, щека, егерь, сумма, тростник, водомерка.
– Значение какого слова непонятно? (Егерь.)
– Обратимся к толковому словарю.
1) Егерь – охотник-профессионал (устар.)
2) Егерь-охотовед – специалист по организации охоты, охране и воспроизводству фауны.
Индивидуальная работа у доски. 1 ученик разбирает по составу слова: водомерка, тростник. Остальные работают с учителем.
– Назовите слова, в которых орфограмма – гласная буква, орфограмма – согласная.
– В каком слове две орфограммы? (Тростник.)
– В каком слове есть другая орфограмма– буква? (Егерь.)
– Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Сердце, сумма, тростник.) Почему?
– Проверим выполнение задания на доске: водомерка, тростник.
– Где можно увидеть водомерку, тростник? (У реки.)
На доске появляется второй “кадр пленки”.
– Что объединяет записанные слова? (Это имена существительные.)
4. Введение в раздел. Проверка домашнего задания
– Откройте учебник на с. 65 и прочитайте название нового большого раздела. (Слово.)
– Проверим домашнее задание.
– С помощью схемы-подсказки, вспомните, на какие 2 группы делятся все части речи? (Самостоятельные и служебные.)
– Какие вы знаете самостоятельные части речи? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение.)
– Служебные? (Союзы и предлоги.)
– Какие вы знаете члены предложения? (Главные и второстепенные.)
– Слова – главный работник в языке, с их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояния и т. д. Без слов мы бы не могли сформулировать мысли. В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.
5. Сообщение темы и цели урока.
– Слова, какой части речи мы чаще всего употребляем? (Имени существительного.)
– Проверьте свои предложения, составив слово из первых букв языковой разминки. (Существ.)
– Дайте полное название этой части речи (Имя существительное.) На доску вывешивается табличка, на которой написано: “ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ”
– Сегодня на уроке мы вспомнили о постоянных и непостоянных признаках имен существительных.
6. Повторяем то, что знаем.
1) Роль имен существительных в речи.
Упр. 102, с. 65.
– Прочитайте отрывок из рассказа Д. Мамина-Сибиряка, “Емеля – охотник”.
– Где происходят события? (У самого леса.)
На доску вывешивается третий “кадр фотопленки”.
– Какие части речи преобладают в этом тексте? (Имена сущ., их – 19 , слов других частей речи – 34.)
– Какую роль они играют? (Обозначают предметы, явления, состояния и т.д.)
Вывод: Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имена существительные обозначают предметы, явления, состояния.
2) Признаки имен существительных.
Упр. 103, с. 65 выполняют на доске 2 ученика по заданию:
– Выписать в два столбика по 3 одушевленных и 3 неодушевленных имени существительного в начальной форме. Указать род, число каждого существительного.
Остальные учащиеся работают в тетради.
одуш. (кто?) Охотник – м. р., ед.ч. |
неодуш. (что?) избушка – ж. р., ед.ч. |
– Для тех, кто работал быстро, объем работы увеличивается.
Проверка.
– Как вы понимаете выражение “ постоянный признак”? (Есть всегда, в любой форме данного слова.)
Вывод фиксируется с помощью табличек на доске:
постоянные признаки одуш. |
непостоянные признаки число |
3) Физкультминутка.
Потрудились – отдохнем,
Встанем – глубоко вдохнем,
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
4) Какими членами предложения являются имена существительные?
– Отгадайте загадки марийского народа:
Л_сной богатыр_ т_скает гру_ т_желее себя. (Муравей.)
Посреди п_ляны л_ж_т красный колобок. (Лиса.)
На доску вывешивается четвёртый “кадр фотоплёнки”.
– Назовите слова к опорным схемам; объясните правописание:
- безударная гласная в корне (лесной, таскает, тяжелее, поляны, лежит);
- парная согласная на конце слова (груз);
- мягкий знак – показатель мягкости (богатырь);
- гласная после шипящих (лежит).
– Спишите текст загадки по вариантам.
У доски будут работать двое.
– Найдите имена существительные, надпишите существительные.
– Подчеркните грамматические основы.
– Сделайте вывод.
– Какими членами предложения являются имена существительные?
Вывод. Имена существительные могут быть и главными и второстепенными членами.
7. Упражнение в разборе имен существительных как части речи.
Упр. 105, с. 66.
* – Прочитайте текст про себя.
Гимнастика для глаз. Широко открыть, поморгать, посмотреть вдаль.
– В какое время года охотился В. Бианки со своим сыном? (Осенью.)
На доску вывешивается пятый “кадр фотоплёнки”.
– Почему охотиться было трудно? (Ответы детей.)
* – Поставьте, где нужно, запятые.
– Прочитайте предложения, в которых вы поставили запятые.
Объясните постановку запятых в этих предложениях. (1-е с однородными членами, последнее – сложное предложение из двух частей.)
* Выпишите однокоренные слова в тетрадь: охота, охотиться.
– Продолжите ряд однокоренных слов. Укажите части речи.
Охота (сущ.), охотиться (гл.), охотник (сущ.), охотно (нар.), охотный (прил.).
– Сделайте вывод.
Вывод. Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.
* Выполните разбор имен существительных, обозначенных цифрой 3, как часть речи по алгоритму.
– Слова будем записывать сокращенно.
- 1-е слово у доски
- 2-е слово с комментированием.
- 3-е слово самостоятельно. (Взаимопроверка.)
8. Домашнее задание: упр. 106, с 66– 67.
9. Работа над развитием устной речи.
– По кадрам фотопленки сделаны фотографии.
Фотография Димы П. (показываю фотографию) была представлена на районной выставке фотолюбителей, посвященной 85-летию республики.
– Составьте рассказ о нашем крае по “фотографиям”, употребив как можно больше имен существительных.
(Заслушивается рассказ.)
10. Итог.
– Почему эта часть речи получила такое название? (Называет существующие лица, предметы, явления. Самая представительная, самая существенная часть речи.)
– Что еще узнали об имени существительном? (Ответы детей)
Самооценка.
– Оцените свою работу на уроке. Возьмите столько “огоньков”, сколько вы заработали. Положите на парту. “Вспыхивают” огоньки праздничного салюта. Учитель комментирует оценки. Самые активные ребята прикрепляют “огоньки” к доске.