Тип урока: комбинированный (систематизация изученного и контроль качества знаний).
Форма: интегрированный урок с применением системы мультимедиа.
Метод: исследовательский, решение нетиповых ситуаций.
Цели урока:
Обучающие:
- Обучение составления алгоритма написания неопределённых местоимений;
- Отработка навыка применения алгоритма написания неопределённых местоимений с использованием современных технологий (мультимедийной презентации);
- Проверка качества усвоения учащимися данной орфограммы.
Развивающие:
- Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
- Развитие речи учащихся, мышления.
Воспитательные:
- Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителям;
- Воспитание интереса к русскому языку.
Учебные:
- Обобщить и расширить знания;
- Проверить усвоение материала при использовании системы мультимедийной презентации;
- Формировать практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера.
Ход урока
I. Сегодня мы продолжим путешествие по городу Местоимение и познакомимся с новыми его обитателями, особенностями их характера.
Давайте вспомним, кого из жителей этого города мы уже хорошо знаем, у кого уже побывали в гостях? (Личные, вопросительные, определительные, относительные, притяжательные, возвратное, указательные).< Приложение 1, слайд1>
Обратите внимание на то, что две семьи нам пока не знакомы и их квартиры скрываются под вопросительными знаками.
На этом уроке отправимся в гости к одной из этих семей и удовлетворим своё любопытство. Узнаем, на что указывают новые знакомые, как изменяются, какие части речи дублируют, какими членами предложения могут быть.
Сначала поприветствуем Вопросительные местоимения по именам. (Кто, что, чей, сколько, какой). <Приложение 1, слайд 2>
У Вопросительных местоимений много родственников. Кроме братьев – близнецов (относительных местоимений) есть много ещё детей и внуков. Вопросительные мамы отдали им свой корень, а отцы суффиксы: –то, -либо, -нибудь; бабушки для своих внуков не пожалели приставку НЕ). ). <Приложение 1, слайды 3 -5>
При рассмотрении каждого последующего местоимения задаю вопросы:
- На что указывает местоимение?
- Какую часть речи дублирует?
- Чем является в предложении?
Но выросли дети какие-то бесхарактерные, нелюбознательные, ну нет в них никакой вопросительности, как будто на все вопросы знают ответы. Вот этим новые жители и загадочны. А чем же они отличаются? На что указывают эти местоимения? Какие части речи дублирую, т.е. заменяют? Чем являются в предложении? (Указывают на неточный предмет, приблизительный; дублируют существительное, числительное; в предложении могут быть подлежащими и второстепенными членами).
И вот мы в гостях. Перед нами за столом сидят новые знакомые. Если бы вам предложили дать им название, имя, какое бы вы выбрали? (Дети говорят, что это могут быть приблизительные, неточные местоимения, неопределённые). Да, это неопределённые местоимения. Именно так называются местоимения этой семьи, группы. <Приложение 1, слайд 6>
Особенно обрати внимание на их дружбу с дефисом.
Запомни!
- -то, -либо,-нибудь – суффиксы и пишутся через дефис. (кто-то, какой-нибудь и др.);
- кое- приставка и пишется тоже через дефис. (кое-кто, кое-что);
- приставка не в неопределённых местоимениях всегда ударная. (Некто, несколько и др.)
Итак, мы побывали ещё в одной семье города Местоимения. Постарайтесь их хорошо запомнить
Продолжаем знакомиться с неопределёнными местоимениями, а точнее с тем, как они изменяются.< Приложение1, слайды 7-8>
Подведём итоги нашего путешествия.
- Неопределённые местоимения указывают на неопределённые, приблизительные предметы, признаки, количества. Дублируют существительные, прилагательные, числительные не только в лексическом значении, но и в грамматическом.
- Неопределённые местоимения, кроме некто и нечто, изменяются по падежам
- В предложениях неопределённые местоимения могут быть подлежащими, второстепенными членами предложения
II. Тренировочные упражнения (устно). <Приложение1, слайд 9>
1. Найти неопределённые местоимения, определить их синтаксическую роль в предложении.
2. Творческий диктант.
Заменить неопределённые местоимения другими неопределёнными местоимениями, близкими по смыслу. ( Работа выполняется на распечатанных индивидуальных листках или на компьютерах)
Некто рассказал нам нечто интересное. Собрал кто-либо гербарий? Дай мне что-либо почитать. Я ознакомился с некоторыми статьями этого журнала.
III. Домашнее задание: сочинить сказку или забавный рассказ, используя неопределённые местоимения.
В конце урока обязательно спрашиваю детей, понравился ли урок, проведённый в кабинете информатики, хотят ли они продолжать изучать русский язык с применением системы мультимедиа.