Модульная технология на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Одной из систем организации учебно-воспитательного процесса, которая ориентируется на развитие ребенка, позволяет сократить учебный курс дисциплины без ущерба для полноты изложения и глубины материала, является модульная система.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Именно оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть – ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления.

При помощи модульного обучения достигается личностно-ориентированное обучение, т. е. учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний.

Модульная технология строится на основе развивающегося обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя и товарищей, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что он делает с помощью других, завтра сможет сам, т. е. один цикл завешается, ученик переходит в зону активного развития, и виток раскручивается на новом этапе. В модульном обучении это реализуется путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации деятельности в разных формах – индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава.

Какова же система действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение? Прежде всего необходимо разобрать модульную программу (МП), состоящую из комплексной дидактической цели и отдельных модулей, от качества которых зависит эффективность обучения. Чтобы составить модульную программу, учителю прежде всего необходимо выделить стержневые идеи курса. После этого формируется комплексная дидактическая цель (КДЦ), которая имеет два уровня: уровень усвоения учебного содержания учеником и ориентация на его использование в практике, а также для изучения учебного материала в будущем. Затем из КДЦ выделяется интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формируются модули, которые в совокупности и обеспечивают достижение комплексной дидактической цели. Поэтому каждая идея ИДЦ делится на частные дидактические цели (ЧДЦ), и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ), каждой ЧДЦ соответствует один УЭ.

Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: воспитание. Понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. И здесь большая возможность осуществлять проблемность в обучении и возможности для повторения основного содержания. Эти возможности реализуются через учебный элемент “Резюме”.

Что же дает модульное обучение? Главное – это то, что каждый работает самостоятельно в присущем ему темпе, представляются возможности получить консультацию у учителя, помощь у товарища. Значительно глубже осознать содержание, все время себя контролировать. Каждый ученик включается в активную и эффективную познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой.

Первым и главным критерием оценки успешности обучения в модульном режиме является желание учеников учиться, пробуждение интереса к предмету, личности учителя, школе.

На уроках русского языка в башкирской школе модульное обучение эффективно применять на обобщающих уроках, а также на уроках изучения новой темы, в центре которых правописание и пунктуация.

Чем меня заинтересовала эта технология?

1) осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику (подходишь, сразу видно, понял ученик тему или нет);

2) создается условие для развития сильных учащихся (они не ждут остальных, сами дальше разбираются в заданиях);

3) дифференциация в обучении (самостоятельная работа в начале урока и домашние задания разноуровневые)

4) решается проблема домашних заданий (все мы знаем, что без домашних заданий обучать русскому языку очень трудно ( тем более в национальной школе, где учащиеся слышат русскую речь только на уроках рус. языка и литературы да по телевизору), раз при оценке деятельности ученика учитывается не только самостоятельная работа, но и домашние задания, ученику приходится каждодневно выполнять домашние задания (система оценивания знаний ученика по теме: возможность получить 10 баллов за домашнее задание + 20 баллов за самостоятельную работу (10 – за теорию. 10 – за практическую часть) = “5”)

5) большая возможность чтения, говорения, оформления своей мысли на русском языке (главное для наших учащихся – создать такие условия, чтобы ученики больше читали, говорили, общались на русском языке)

Применение модульной технологии на уроке русского языка хочу показать на примере одного урока.

Тема: Склонение количественных числительных 2, 3, 4.

Цели:

1. Усвоить нормы управления числительных 2, 3, 4 в именительном и винительном падежах именами существительными и согласования этих числительных с существительными во всех остальных падежах.

2. Развивать связную речь употреблением падежных форм числительных в предложении и устной речи, коммуникативные навыки.

3. Формировать самостоятельность, умение осуществлять взаимосотрудничество.

Оборудование: листы с заданиями на каждую парту.

Ход урока

1. Повторение (устный опрос):

1) тренировка над запоминанием названий числительных (учитель показывает карточки с цифрами);

2) воспроизводить опорную схему правописания числительных.

2. Самостоятельная работа:

1) просклоняйте:

а) одна задача

б) одно окно

в) один мальчик

2) согласуйте:

Дружу с (1 мальчик), был в (1деревня), стою у (1 река), иду по (1 тропинка), подошел к (1 дерево), плыл к (1 берег), вышел из (1 квартира), уехал в (1 страна), висит над (1 дом), лежит на (1 парта) – сколько верных ответов, столько и баллов.

3. Новая тема.

У. Э. 1. Цели:

1) усвоить две формы рода числительного 2;

2) усвоить управление числительных 2, 3, 4 именами существительными.

Теория:

1) у числительного 2 различаются две формы рода:

ДВА – с существительными мужского и среднего рода:

2 (мальчик) – два мальчика

2 (окно) – два окна

ДВЕ – существительными женского рода:

2 (картина) – две картины

2 (книга) – две книги

2) с числительными 2, 3, 4 существительные употребляются в родительном падеже единственного числа:

3 (стол) – три стола

4 (озеро) – четыре озера

2 (тетрадь) – две тетради

4 (школа) – четыре школы

Задание 1 (коллективная работа). Устная тренировка в сочетании данных числительных с существительными (учитель показывает числительные в карточках и называет слово в начальной форме): мальчик, девочка, портфель, мать, окно, парта, руководитель, рубль, килограмм, копейка).

Задание 2 (групповая работа). Спишите, заменяя цифры словами и употребляя числительные с данными в скобках существительными:

2 (дом, школа), 3 (сверстник, лошадь), 4 (зайчонок, конь, мать), 2 (ровесник, книга), 29 (метр), 3 (килограмм), 4 (пачка), 3 (коробка).

У. Э. 2. Цель: усвоить склонение числительных 2, 3, 4 и согласование с существительными в косвенных падежах.

Теория. Прочти и запомни таблицу склонения числительных 2, 3, 4 ( по учебнику (стр 172)

Задание 1 (парная работа). Просклоняй следующие сочетания: 4 (килограмм), 2 (птица).

Задание 2 (индивидуальная работа). Реши примеры, напиши словами и проверь себя по ключу.

Образец: 2+1=3 – к двум прибавить один будет три.

3-1=2 – от трех отнять один будет два.

2+4= 4-2=
3+2= 3-3=
4+3= 2-1=

Задание 3 (парная работа). Отгадайте загадки, определите падеж числительных:

1) Четыре брата под одной крышей живут.

2) У двух матерей по пяти сыновей.

3) Кто ходит утром на четырех ногах, утром – на двух, вечером – на трех?

4) Две вертлявые сестрички

С молоком вобьют клубнички.
И получится коктейль –
На здоровье его пей.

Физкультминутка.

1) гимнастка на плечи, шею;

2) игра с мячом: мяч передают друг другу. Ученик. Получивший мяч, называет числительные 1, 2, 3, 4 с существительными.

У. Э. 3. Цель: употребить числительные 2, 3, 4 в связной речи, развивать коммуникативные навыки.

Задание 1 (коллективная). Вставьте сочетания числительного с существительными в нужный падеж. По первым трем пословицам и фразеологическим оборотам составить ситуации.

1) За 2 (заяц) погонишься, ни одного не поймаешь.

2) Лить слезы в 3 (ручей) – горько плакать.

3) Заблудиться в 3 (сосна) – не суметь разобраться в чем-либо простом; не найти выход из самого простого затруднения.

4) 3 (день) молол, а в полторы дня съел.

5) Убить 2 (заяц) – одновременно выполнять два дела; добиться осуществления двух целей.

6) 2 (смерть) не бывать, а одной не миновать.

7) 2 (кот) в одном мешке не улежатся.

Задание 2 (парная работа). Составить диалоги, употребляя числительные 1, 2, 3, 4 в различных падежах по теме “В магазине”, “В буфете”.

Обобщение урока (учащиеся).

Домашняя работа:

1. Просклоняйте: 2 (книга), 3 (мальчик), 4 (тетрадь). 5 б.

2.

1) просклоняйте: 2 (тетрадь), 3 (дом), 4 (парта), 4 (дочь)

2) согласуйте: купил 2 (тетрадь), заплатил 4 (рубль), участвовал с 4 (мальчик) и 3 (девочка), подъехали к 2 (дом), написали о 3 (герой). 8 б.

3.

1) просклоняйте: 2 (озеро), 2 (береза), 4 (мальчик), 4 (учитель), 2 (мать);

2) согласуйте: купил 2 (книга), заплатил 3 (рубль) 4 (копеек), дружу с 3 (девочка), подошли к 2 (береза), увидели 4 (конь), прочитали о 4 (писатель), нет 4 (мальчик), пролетели над 3 (гора), подарил 2 (товарищ). 10 б.

Литература:

1. СусловаП. Т. Модульная технология - комфорт учителя, комфорт ученика. (на уроке математики), ж. Башкортостан укытыусыхы. 1999, №8.