Цели урока:
- обобщить изученное по теме “Лексика” в 5-6 классах;
- анализируя художественные тексты, проследить, какие лексические средства и средства образной выразительности используются авторами, с какой целью;
- развивать умение, пользуясь образцами и самостоятельно подобранными материалами, создавать оригинальные тексты; сделать вывод о словарном богатстве русского языка.
1. Приветствие. Организационный момент.
2. На основе проверки домашнего задания, а также работы у доски проводится повторение изученного по теме “Лексика” в 5-6 классах.
Учитель: На предыдущем уроке мы говорили о понятиях: лексика, лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, многозначность. Речь шла также об особенностях употребления слов, о словарях, в которых “живут” слова. Пользуясь этими знаниями, вы должны были выполнить домашнее задание. (Проверка домашнего задания: разбор “лексического дерева”, изображения которого были розданы ученикам накануне).
Ученики (4-5 человек): Ребята приводят примеры, которые отражают особенности лексического значения слов (слова однозначные и многозначные), смысловую связь слов в языке (синонимы, антонимы, омонимы), особенности употребления слов в языке (общеупотребительные, диалектные, профессиональные), происхождение слов.
*Одновременно с проверкой домашнего задания всем классом несколько человек работают индивидуально по карточкам. См. приложение.
Учитель: Проверяя задание, мы с вами имели возможность убедиться в том, как богат русский язык. Об этом же пишет в стихотворении “Устная речь” В.Шефнер. (Выразительное чтение этого стихотворения было индивидуальным заданием к уроку одного из учеников). Мы внимательно послушаем стихотворение и приготовимся ответить на вопрос: “Над чем заставляет нас задуматься автор”. (Вопрос записывается на отворотной части доски, чтобы дети имели возможность прочитать его самостоятельно).
Ученик: выразительное чтение стихотворения
Устная речь.
…Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни. (В.Шефнер)
Ученики: выслушивается 2-3 рассуждения на поставленный вопрос: “Над чем заставляет нас задуматься автор этого стихотворения?”
3. Формулирование темы урока.
Учитель: Русский язык действительно очень богат. Для выражения различных мыслей и чувств в нём есть огромное количество слов. Мы же порой, владея таким богатым языком, не используем даже половины его богатств. Поэтому нам необходимо быть внимательными и бережливыми к слову. Этому мы посвятим сегодня наш урок, тему которого запишем (учитель - на доске, ученики - в тетрадях): “Словарное богатство русского языка”.
Обратимся к работе одного из учеников, которая выполнялась им у доски одновременно с проверкой всем классом домашнего задания.
Задание: в данных группах найди лишнее.
А: Спрятаться, укрыться, затаиться, испугаться.
В: Утро – вечер, всходить – садиться, осень – зима.
С: “Лес, точно терем расписной…”, “Отговорила роща золотая…”, “Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей…”.
В процессе проверки этого упражнения классу предлагается к заданиям А и В составить и записать предложения на тему “Осень”, использовав в них данные синонимы и антонимы (работа может быть дифференцирована: часть учеников составляет предложения по картинкам, которые подобраны и разложены на парты учителем перед уроком; часть составляет предложения с обязательным включением в них причастных или деепричастных оборотов), к заданию С – вспомнить авторов стихотворений, из которых взяты данные строки (И. Бунин, С.Есенин, А.С.Пушкин), а возможно, даже и прочитать стихотворения этих поэтов.
4. Формирование умения находить в тексте средства образной выразительности.
Учитель: Словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством используемых слов, но и тем, что в нём много слов, близких по значению (синонимов), противоположных по значению (антонимов), слов с переносным значением (тропов).
Продолжая тему осени, обратимся к стихотворению Б.Пастернака (текст должен быть размножен или выведен на экран).
Золотая осень.
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой –
Как венец на новобрачной.
Лик берёзы – под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребённая земля
Под листвой в канавах, ямах.
В жёлтых клёнах флигеля,
Словно в золочёных рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
ЧЕРТОГ – (высок., устар.). Пышное, великолепное помещение или здание, дворец.
ВЕНЕЦ – 1.Венок (устар.). 2. Драгоценный головной убор, корона, возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде венчания.
ПОГРЕБЁННАЯ – ПОГРЕБАТЬ – (книжн.). Хоронить.
Вопросы к тексту:
- Какую картину удалось нарисовать поэту?
- Какие языковые средства, средства образной выразительности помогают нам эту картину увидеть?
- Какова особенность употребления слов: чертог, венец, погребённая?
*Определения эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения рекомендуется вывести на экран, поместить на стенд и т.п.
*Как вариант работы, можно использовать этот текст для орфографического и пунктуационного разбора.
5. Проверка умения находить в тексте средства образной выразительности. Задание: Выписать в тетради олицетворения, эпитеты.
Текст размножается или выводится на экран. Один человек работает по заданию за отворотом доски.
Патриаршие пруды.
Город спит. Наутро сильный холод
Морщит клёны около воды.
Ветер бродит, ветками исколот,
Студит Патриаршие пруды.
Нет часов, и догадаться трудно,
Может, пять, а может, без пяти…
Вот уже на улицах безлюдных
Первые троллейбусы в пути.
Как прозрачно на бульварах стало.
Осень расточительно щедра,
Столько листьев за ночь разбросала,
Их, пожалуй, за ночь не убрать.
Дворник наш ворчит на эти клёны
И до солнца, встав часов с шести,
Заметает листья на газоны,
Словно осень можно замести. (В.Стернин)
6. Написание сочинения-миниатюры.
Учитель: Вы, конечно же, обратили внимание, что тексты, которые мы разбирали сегодня на уроке, об осени. Об этом времени года сказаны самые красивые и проницательные слова. Осень вдохновила многих поэтов, художников, музыкантов на создание замечательных произведений искусства. Попробуем и мы написать об осени сочинение-миниатюру на тему “За окнами октябрь”. В помощь вам сама осень за окном и музыка П.И Чайковского “Времена года. Октябрь. Осенняя песня”.
7. Прослушивание созданных учащимися текстов. Обсуждение работ.
8. Подведение итогов урока.
Учитель: Русский язык необычайно богат и красив. Мы с вами могли это сегодня увидеть на примере текстов мастеров слова и на примере тех текстов, которые создали сами. Для выражения различных мыслей и чувств в нашем родном языке есть огромное количество слов. Мы убедились сегодня, как важно и интересно быть внимательными к слову, что нужно постоянно стремиться к приобретению новых знаний о возможностях русского языка, развивать в себе умение вдумываться, вслушиваться в слово, чтобы лучше понимать друг друга, чтобы понимать произведения великих писателей, которые помогают нам почувствовать “волшебство” знакомых слов, услышать известные нам давно слова как бы впервые, насладиться красотой их звучания и вдуматься в неисчерпаемую глубину их значения.
“В умелых руках язык способен творить чудеса”. Многое зависит от нас, от нашего отношения к языку. Закончить наш урок мне хотелось бы словами стихотворения Н.Рыленкова:
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
9. Домашнее задание.
Составить текст, в котором использовались бы фразеологизмы (1-2).
*Индивидуальное задание 2-3 ученикам. Подготовить рассказ о происхождении фразеологизмов: летучий голландец, яблоко раздора, на кудыкину гору.
Список использованной литературы.
- Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М., Владимирская Г.Н. “Речь, язык и секреты пунктуации”. Москва “Просвещение” 1996.
- Сидоренков В.А “Углублённое изучение русского языка”. Москва “Просвещение” 1996.