Конспект урока по русскому языку, "Имя существительное". 3-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 3


Задачи урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания об именах существительных
  2. Развивать устную и письменную речь. Расширять активный слов запас.
  3. Привитие любви и уважения к родному дому, семье и близким.

Ход урока

I . Opr. часть. На доске запись: Мой дом - моя крепость.

Учитель: Как вы думаете, почему так говорят? Какой частью речи является слово дом? Крепость?

Сегодня мы повторим изученную часть речи-существительное. (На доске появляется запись: Имя существительное – часть речи. Обозначает предмет.)

У каждого из нас есть дом. И не только у нас, но и у всех животных, птиц есть дома. Дом – это начало начал, с ним связано наше детство, дома нас всегда любят и ждут.

II. Минутка чистописания. Запись пословицы в тетради

III. Развитие речи.

Учитель: Ребята, расскажите нам немного о своем доме.

Какой он у вас? Назовите предметы, которые нас окружают дома. На какие вопросы они отвечают?

(Появляется запись: Имена существительные отвечают на вопросы кто? Что?)

IV. Работа в тетрадях. Задание: подобрать однокоренные слова к слову дом.

(Домик, домище, домовой и.т.д.). Работа над словообразованием имен существительных с уменьшительо-ласкательным значением.

- Кто у вас в доме самые близкие люди?(Мама, папа, бабушка,дедушка, сестра.)

- Давайте, назовем их ласково. С помощью каких суффиксов образовались эти слова?

(Вывод: с помощью приставок и суффиксов образуются новые слова.)

V. Физкультминутка

VI. Словарная работа

- Сегодня домовой Афанасий приготовил для вас новые слова: изба, хата.

Как вы думаете, какие эти слова? (Синонимы.) В народе говорят: красна изба не углами, а красна пирогами.

VII. Игра “Найди пару”

Отец - (мать) сын -

Дедушка - брат -

Дядя - внук -

Сосед - мальчик –

Определите род и число данных существительных. (Имена существительные имеют род, число.)

VIII. Дети делают общий вывод об имени существительном как части речи.

У каждого из нас есть семья. В семье каждого из нас есть близкие и родные люди.

Кто у нас самая ласковая? Какая она?(Ребята вспоминают изученные стихи о маме.)

IX. Итог урока. Вот домовой Афанасий дарит вам сердечки. На этих сердечках напишите самые теплые слова о своем доме. Спасибо за урок.